я решила рассказать подробно и с картинками про детские сады и школы в сша. потому что очень многие спрашивают, а многие, как и я, просто любопытные. и до переезда нынешнего в штаты я тоже, если честно, слабо представляла настоящее внутреннее устройство
конечно, я не претендую на всеохватность - я видела только 3 садика и 3 школы изнутри. и двумя садами и одной школой мы пока попользовались. так что все будет исключительно про мой опыт, пока у меня взгляд после москвы еще не замылен
ну и дополнение: это не город-центр. мы живем в типичном американском пригороде, недалеко от маленького болдера. города, который входит в топ американский по разным параметрам. городок в котором мы сами проживаем недавно был назван самым хорошим местов в сша для проживания молодых семей. климат в колорадо сухой и солнечный (по зональной классификации холодная полупустыня, высота 1700 метров). деревьев вообще не сильно много. местность застроена недавно и деревьев особо нет старых. так что некоторая специфика местности присутствует.
0. запись и организация
чтобы попасть в хороший садик, нужно постоять в очереди. обычно в садах в густонаселенных районах мест нет. так что ставят на лист ожидания с примерным прогнозом появления мест. при регистрации нужно заплатить сколько-то денег (от 50-100 и выше)
детей сады принимают с 6 недель (у меня это вызывает ужас, когда я виже этих крох) и до 6 лет. группы с 5-летними называются "частный киндергартен", потому что в колорадо с 6 лет обязательно посещение ребенком школы, а киндергартен это уже часть школьной системы, практически полный аналог подготовишек, если бы они вдруг стали ежедневными.
я видела только сады, где дети по возрастным группам. но бывают и смешанные (например, вальдорфские или монтессори). возрастные обычно делят не только по дате рождения, но и по умениям. водораздел идет по туалету. горшков я в саду не видела - есть унитазы и есть памперсы. пока ребенок не приучен проситься, он будет ходить в младшую группу (видимо, киндергартен исключение). обычно там дети до 36 месяцев. даня, как внезапно приучившися по приезду в штаты, сразу попал в группу туалето-продвинутых, где дети от 3 до 4 лет (то есть почти все старше дани).
не знаю как так получается, но в саду, куда даня перешел, в такой же группе дети ближе к 3.
второй важный показатель - соотношение воспитательниц и учащихся (да, даже младенцев называют student). в зависимости от возраста, это от 6 до 10 детей на одного взрослого. воспитатель не имеет право покинуть помещение ни на минуту, пока там есть вверенные ему дети.
1. стоимость
садики дорогие. ну то есть не то слово дорогие. конечно, колорадо не сравнится с калифорнией и нью-йорком, но 250 долларов в неделю после москвы слегка пугают. цена зависит и от возраста ребенка - чем младше, тем дороже. неприученность к туалету обошлась бы в дополнительные 15 долларов в неделю.
в саду при записи можно выбрать дни посещения - полная неделя, 2 или 3 дня. обычно не дают выбирать какие именно дни, либо пн-ср-пт либо вт-чт. цена уменьшается непропорционально (полная неделя, например 255 долларов, три дня - 205).
платить надо вне зависимости от того, ходит ребенок или нет. в нашем расслабленном (первом) саду можно было сказать, что на следующей неделе ребенок не придет тогда-то и они уменьшали плату. в новом (втором) такой опции нет. более того, даже если уезжаешь в отпуск, нужно платить за место в саду. и только через год непрерывного хождения дают возможность "бесплатной отпускной" недели в году. при этом переносить ее на другой год нельзя вообще.
в качестве возможного варианта - переводить ребенка с полной недели на короткую перед отъездом (а некоторые за смену графика берут еще деньги!) и потом возвращать назад, если будет место на всю неделю. если же просто выписываться из сада, то потом весь путь заново - лист ожидания, если он есть и тп. типичное "встал - место потерял".
2. медицина
никаких медицинских справок от специалистов не нужно. просят только копию прививочной карты (или заявление об отказе от прививок по каким-то мотивам) и иногда общую справку от педиатра "здоров и тп".
никаких медсестер в саду я не видела вообще. состояние ребенка на глаз определяет воспитательница. конечно, в группе есть градусник и лейкопластырь. ничего более серьезного с ребенком сделать не могут - вызовут врача или родителей. если ребенку нужно давать какие-то лекарства, об этом нужно принести справку от врача и в саду будут все делать.
список состояний ребенка, несовместимых с садом, довольно короткий (и он висит на стенке в каждой группе). и, например, температуры в 37 градусов там просто нет. в саду обитают и дети с соплями-кашлем. а так же дети с гипсом на ноге, например.
3.
что меня удивляет так это то, что у группы фактически одно помещение, где они находятся. никаких "спальня-столовая". просто комната метров 20 квадратных на 20 детей (наверняка где-то есть нормативы?). в этой же комнате туалет (обычно два унитазика), две раковины, крючки для рюкзаков-курток, игровые зоны и столы.
вход в группу в первом садике
группа без детей
после ухода детей. второй сад
младенческая группа
дети в группе ходят в той же обуви, в которой пришли. и в той же одежде. если не сняли ее. никаких переодеваний со сменой носков-колготок нет и впомине. в дождь и похолодание я виже детей в сапогах и куртках радостно играющих в комнате.
когда случился снегопад, некоторым детям стали переодевать обувь. но все так же многие в сапогах весь день. куртки зимние и шапки, к счастью, снимают все.
крючки с одежкой и коробки с простынкой-одеялом (сад1)
спят дети на специальных лежанках, которые в обычное время складируются в стопку. на лежак натягивается простыня и есть одеялко. в первом саду можно было приносить оба объекта свои. в новом, более модном, все одинаковое. больше всего это напоминает самолетные люльки без бортиков. но дети спят и ладно. спать дети ложатся в чем они были. никаких переодеваний в пижамку. даже обувь снимают только те, кто сам этого хочет. но я где-то слышала, что детям наоборот не дают снимать обувь, чтобы при пожарной тревоге все сразу бежали как есть на улицу, не тратя времени. несмотря на объяснения дани, что он кроватку ботинками не испачкает, у меня это все вызывает ужас.
тихий час: найди детей :)
на заднем плане лежанки стопкой
гигиеническая зона в мелкой группе (второй сад)
младенцам повезло - им кроватки дают :)
в каждой комнате в саду есть специальный ковер с буквами. на этом коврике дети сидят, когда слушают книжку или учебные беседы. у каждого ребенка есть свое назначенное место на этом ковре - буква или символ-фигурка.
учебная зона в саду1
плакатик из группы: хорошее поведение заразно!
расписание очень похоже на русский сад. детей начинают принимать с 6:30.
7:30-8:00 - завтрак
дальше идут игры. примерно в 9:30-10 - занятие. в 10:30 второй завтрак и к 11 все выходят на улицу гулять. за каждой группой закреплена своя площадка, а если сад небольшой, то площадка-время, чтобы в утреннюю прогулку группы не пересекались.
в 12:30 обед и сразу после него детей укладывают спать под тихую засыпательную музыку.
в 15:00 подъем, 15:30 перекус ("ужин"), и в 16:00 дети идут опять гулять на часик или больше в зависимости от погоды. в 18 уже все в помещении и вовсю идет раздача. точнее, самая раздача это с 17-17:30. сад закрывается в 18:30. и за каждую минуту опоздания за ребенком положен штраф (типа доллар в минуту). я пару дней в неделю забираю даню практически под закрытие - он там обычно уже один на весь сад с воспитательницей, которая моет комнату.
от сада к саду расписания могут отличаться, но не принципиально. время начала и окончания у всех одинаково, при этом во втором саду детей кормят и укладывают спать минут на 20-30 раньше. и занятия начинаются ровно в 9.
да, в садике часто нет выделенных сотрудников на мытье и готовку. в нынешнем саду всю еду готовят воспитательницы, мытье пола тоже осуществляют они по окончании дня (а может и в тихий час тоже).
в новом саду в 9 утра делают веселую зарядку. при этом дети бегают вокруг столов...
каждое утро начинается с занятий на коврике. детям методично говорят одно и то же "сегодня среда, вчера был понедельник, завтра будет пятница, сейчас осень и погода хмурая". переставляют дату в календарике, вешают картинки с погодой и так далее. в новом саду все это еще будут дублировать на испанском - крайне полезные знания в сша. в зависимости от дня недели и плана занятий (а он есть на каждую неделю), учат цифры, буквы, континенты и моря по карте (!!!). так же где-то до начала или в процессе происходит традиционное для сша принесение присяги - pleadge of allegiance.
у каждого ребенка каждый день есть какие-то минимальные "обязанности" - прикрепить табличку с днем недели, с месяцем, с прогнозом погоды, показать на карте что-то и так далее.
вообще на каждую неделю и день есть определенный план занятий. его даже вывешивают в коридоре, чтобы родители могли узнать, что именно изучают в группе. неделя часто посвящена определенной теме и рисунки, книжки и прочее все про это.
3-4 летним читают книжки про устройство солнечной системы и учат названия планет и их порядок. так же учат названия океанов с показом их на карте.
план занятий из первого сада
из второго общий календарь сада
и подробный
учебное пособие на стенке второго
информация для родителей на входе - воспитатели и помощники, план на неделю и тп
вечер, дети играют
игровой корабль в более старшей группе
в старом садике была условно свободная планировка
холл первого садика
первый садик с улицы
во втором саду полностью коридорная система
в новом саду после обязательной программы идут игры. группу делят на несколько частей и каждые играют в своей объявленной зоне, но 10 минут. потом меняются местами. например, одна группа с пластилином, другая с конструктором, третья с куклами и так далее. в результате минут через 40-50 все поиграли во все и ничего нигде особо не раскидано.
так же в садах бывают дополнительные занятия за отдельные деньги (дежавю!!). обычно это спорт, иностранный, музыка. в первом данином садике были футбол и баскетбол. во втором есть испанский, восточные боевые искусства, пианино и футбол. занятия проходят раз в неделю и детей записанных просто забирают из группы на урок, потом возращают назад. если добавить все возможные занятия, плата за сад запросто возрастает вдвое.
4. питание
это вообще самая больная тема с американской образовательной системой. и если я рыдала по модернизированному московскому питанию в детском саду, то теперь я вспоминаю его с нежностью и ностальгией.
меню из первого садика
меню из второго
с моей точки зрения, детей кормят почти сухим кормом. везде. при том, что мы находимся еще в достаточно хорошем месте по организации питания, все равно это грустно.
для начала, детей кормят из одноразовой посуды. все, что можно кладут в стаканчики, потому что из них удобней брать руками. вилки-ложки полагаются только тогда, когда руками совсем никак (первый сад). зато садику не надо решать проблему с мытьем посуды и с безопасностью металлических приборов и стеклянных тарелок-чашек. но во втором саду таки посуда настоящая, хоть и пластиковая. и вилки-ложки металлические дают...
сама еда тоже упрощена до предела. тост с джемом, крекеры, кусочек сыра - это вполне нормальный завтрак. в качестве напитков - вода-молоко. соки в саду практически никогда не дают из-за борьбы с сахаром. при этом дают печенья... фруктов и белка исчезающе мало. горячих завтраков почти не бывает. есть только горячий обед и то не везде и не всегда. вот за чем пристально следат, так это за употреблением ребенком воды. все время предлагают и поилки со стаканчиками стоят даже на детской площадке.
некоторые сады допускают внешнюю еду и даже готовы выдавать ее ребенку. но я пока попросила ограничить рыбок (golden fish), не давать шоколад и конфеты жевательные.
так же в сад запрещено приносить любые продукты, содержащие орехи: в штатах очень высок процент людей с серъезной аллергией
еду "готовят" прямо в саду на специально выделенной кухне. в первом саду едой занимались воспитательницы - каждая для своей группы. что-то большое (пиццу или хот-доги) на всех делала директор садика с помощницей. в новом садике есть повар и она начинает готовку с раннего утра. продукты закупаются обычные. но чем круче сад, тем больше там "органических" марок.
попытка сфотографировать кухню второго сада
после еды дети убирают за собой (выкидывают посуду с остатками еды в мусорку), моют руки и идут играть. воспитатели протирают и обрабатывают столы дезинфицирующими средствами.
5. прогулка
я не видела как дети одеваются на прогулку еще ни разу. но уже готовые к выходу выстраиваются около двери. и только когда все посчитаны-пронумерованы, они аккуратно идут гулять. из каждой группы есть свой выход прямо на огороженную площадку. у каждой возрастной группы свои соотвествующие развлечения. размеры горок разные, как и их наличие. у группы детей до года самая маленькая площадка - их там высаживают и развлекают, например, пусканием пузырей.
правила ограничивают выход на улицу по погодным условиям. в саду пограничным является 0 градусов цельсия. если холоднее (или если, скажем, сильный ветер или дождь) - прогулки нет. ограничений по жаре я не видела.
летом, когда жарко и солнечно (да и осенью, пока солнце), детей в обязательном порядке намазывают солнечным кремом. каждого! перед каждой прогулкой. лицо, руки, шею и ноги, если торчат. родители могут отказаться и-или предоставить свое средство. обычно всем мажут заранее объявленной маркой с силой не менее 30спф.
летом я видела как полдник совмещали с вечерней прогулкой - детям выдавали еду в тени на улице. очень удачное решение!
на площадке в первом саду было всего пара качелей и горок, зато давали велосипеды и самокаты (а так же шлемы к ним). во втором трава заменена на искусственное имитирующее покрытие и из игрушек только мячи и подобное. песочницы в новом саду нет вообще (им дают играть с песком в группе на специальном столике). говорят, что покрытие лучше травы своей всепогодностью и тем, что на нем сидеть детям приятней и суше. деревьев в новом саду тоже нет, но есть тенты для тени - летом тут оч. актуально.
площадка сада, идентичного второму
6.
больше всего в садиках боятся потерять куда-нибудь ребенка. везде надписи, что всех пересчитывают и перепроверяют помещения. и правда, раз в пару часов п огруппам ходит кто-то из менеджмента и пересчитывает головы. при этом воспитатели и их помощники тоже каждый час отмечают у себя в табличке сколько кого осталось-пришло.
при входе в садик кодовый замок с индивидуальным номером для каждого родителя. в новом саду, чтобы код не забыли, он привязан к номеру телефона :)
так же во втором садике надо вводить код ребенка на отдельном пульте, кгда его приводишь и забираешь. но, как выяснилось, это не критично - я сережке об этом забыла сказать и вспомнила только через 2 недели. и ничего, ребенка отдавали и забирали нормально.
в старом садике раз в несколько месяцев для детей от 3 лет организовывали выходы в свет: пикник в соседнем парке, поход на пожарную станцию и тп. в новом на автобусе детей возят только от 4 лет.
7. дополнительные функции
многие сады тут выполняют роль продленки для школьников до 8-12 лет. родители могут сдать детей в сад к открытию и их отвезут на автобусе в школу к началу занятий. потом могут забрать из школы и пасти до закрытия сада. конечно, это работает в связке сад-школа, так что не все сады из всех школ берут. такая продленка, конечно, дороже "государственной" раза так в 3-4.