Начало
1 2Далее
4 От стоянки на берегу озера Уллу-Кёль мы направились к перевалу Уллу-Кёль Восточный. Стартовав в 9-35, мы рассчитывали, что к полудню выйдем на перевал.
Ну что сказать... перевалили мы этот гребень вполне изящно, но не без помощи такой-то матери:) В принципе, было ожидаемо что перевал Уллу-Кёль, довольно простой для прохождения в сезон, в межсезонье окажется более суровым.
На самый крайний случай, если классическое прохождение Уллу-Кёля Восточного покажется сложнее ожидаемого, мы рассматривали возврат к озеру Гитче-Кёль и прохождение перевала Уллу-Кёль Нижний. Но всё же полагали, что до таких крайностей дело не дойдёт.
Скорее всего, нам придётся проверить другой вариант перевалить гребень, которым пользуются в сезон в случае, когда карниз под седловиной Уллу-Кёля Восточного затрудняет прохождение перевала. Если принять во внимание то, что на утренней прогулке мы как раз разглядели наличие этого карниза, то такой вариант представляется наиболее реальным.
Скажем так: уже в самом начале пути в моей голове была установка - воспользоваться запасным вариантом. Но для начала, разумеется, стоит подойти поближе. Может, при рассмотрении с более близкого расстояния карниз под седловиной Уллу-Кёля Восточного окажется не таким уж страшным и его удастся обойти вблизи скал.
Направляемся в обход озера с востока. Наш путь проходит в прохладной тени склона, но под рюкзаками идти комфортно.
Летом где-то здесь проходит тропа. Сейчас она едва угадывается на заснеженном склоне, да и то, если точно знать, куда смотреть. Но это нисколько нам не мешает. Идём по рельефу, выбирая наиболее удобный путь.
Наша цель - подойти под перевальный взлёт Уллу-Кёля Восточного. Седловина перевала отсюда полностью не просматривается. Собственно, сейчас именно карниз-то и не виден, а само местоположение седловины понятно.
По мере обхода озера склон будет всё больше скрывать район седловины, так что пока не дойдём до перевального взлёта, не сможем решить - лезем по классике на перевал или выбираем альтернативный вариант подъёма.
Заснеженная тропинка подходит к самой воде. Это вполне логично, нет никакого смысла буриться сквозь крупные камни. Дальше пойдём вдоль береговой линии.
Более широкая панорама:
Льдинки на поверхности озера постепенно тают под действием солнечного тепла. Лишь у самого берега в глубокой тени лёд пока не сдаётся.
Лавируем между камнями. Глубина снега местами сантиметров 10-15. И он на удивление рыхлый, я ожидала, что после морозной ночи он будет более плотным.
Местами удаётся идти по бесснежной поверхности камней. Но это, скорее, исключение, чем правило.
Оглянувшись назад, можно проследить пройденный путь от стоянки. "Большой" камень, под которым стояли наши палатки, смотрится весьма скромненько.
В правой части кадра видно, как набравшая немного высоты от стока озера тропинка снова идёт на спуск. Позади остаётся самая малоснежная часть пути...
...а впереди снега всё больше.
Останавливаюсь, чтобы сделать очередную панораму. На ней видны две вершины массива Рынджи-Аге.
Рынджи-Аге Восточная (3735 м по ГГЦ) ближе к нам и визуально заметно выше более отдалённой Рынджи-Аге Узловой (3730,9 по ГШ). Главная вершина пока не видна вообще.
Тем временем наш путь вдоль воды заканчивается. Дальше придётся принять влево на склон.
Поднявшись метров на 10, продолжаем траверс с лёгким набором высоты.
На другом берегу озера напротив нас находится чудесное местечко, где мы останавливались летом 2014 года. Но само место стоянки покрыто снегом, лишь склоны, спускающиеся к озеру, успели оттаять. Местечко хорошо не только своей горизонтальностью, но и тем, что рядом протекает чистейший ручей.
Воспоминания прошлых лет не отпускают... Как же долго мы корячились меж этих камней, по глупости решив обойти озеро с запада в сильнейшую грозу! А сейчас смотришь - ведь фигня же, сколько там тех камней. Ну да, когда погода шепчет, любой путь выглядит проще.
Пока я глазею по сторонам и предаюсь воспоминаниям, Олег с Колей унеслись вперёд. Цепочка следов осталась, но что-то я не пойму, куда они подевались, на склоне их не видно... Вообще-то, мы договаривались идти курсом на освещённый солнцем гребешок. Надо догонять.
Иду и постоянно оглядываюсь, не могу оторваться от этого вида.
В один кадр, естественно, озеро не лезет. Впрочем, как и в два:) Усилием воли заставляю себя продолжить путь.
Так вот куда спрятались мои сопоходники, вот почему я их не видела из-за бугорка! Они не стали подрезать заснеженный склон, а спустились к озеру, чтобы оттуда набирать высоту по каменистой ложбинке. Ну и правильно, потому как этот пушистый снег ни черта не держит и траверс такого склона не очень приятен.
Иду по следам Коли и Олега. И вот я снова у воды.
Студёная вода спокойна и прозрачна.
Пытаюсь объять необъятное - уместить в панораму огромное озеро целиком. Три кадра. При этом, к сожалению, приходится безжалостно отрезать верхнюю часть восточного отрога Рынджи-Аге.
В реальности скалы восточного отрога Рынджи-Аге весьма впечатляют и картина без них будет неполной.
Ну что, пошли дальше? Курс тот же - прямо на освещённый гребешок, в верхнюю его часть. По сути это уже начало перевального взлёта Уллу-Кёля Восточного. Но целиком мы его пока не видим, поскольку он ориентирован налево и скрыт за склоном.
По дну каменистой ложбинки идти не очень удобно, поэтому идём чуть выше по склону. Склон слева по ходу вполне приемлемой крутизны, перевальный взлёт покруче будет, насколько я помню.
Скоро нам предстоит принять решение - продолжать ли подъём по классике (а это будет понятно, когда обзору откроется перевальный взлёт) или начинать лезть влево вверх по склону. Сейчас, разумеется, склон выглядит совсем не так, чтобы на него хотелось лезть, но мы просто ещё не дошли до нужного места.
Чтобы развеять сомнения, что мы действительно ещё не дошли, оглядываюсь. Ну, вроде бы всё нормально. Позади не видно участков склона, где можно было бы подняться до самого верха.
Снег становится глубже, но по-прежнему он очень пушистый и в его толще почти невозможно зафиксировать ногу. До состояния, удобного для крутого подъёма, этому снегу ещё очень далеко. Это немного тревожит.
К тому же погода грозит перемениться. Ещё минут 5 назад над седловиной были лёгкие перистые облака, но облачность стремительно сгущается. Хочется поскорее выбраться из холодной тени и успеть погреться на солнышке, пока совсем не заволокло.
Удаляемся от озера Уллу-Кёль, но оно до сих пор не вмещается в один кадр.
Панорама (прогресс! уже двух кадров хватает) позволяет и озеро показать, и Рынджи-Аге Узловую захватить.
Наконец-то, выбираемся на освещённый солнцем участок склона. Коля, дойдя до границы света и тени, устраивается на привал и поджидает нас с Олегом.
Перевальный взлёт перед нами, он пока в тени. И ведь не сказать, что карниз под седловиной пугающий, гораздо больше напрягает качество снега - как мы по такому пухляку сможем подниматься? Он же не держит. Сейчас на привале это и обсудим.
В 10-40 останавливаемся на привал. Позади наш путь, проделанный за час с небольшим.
Справа по ходу - перевал Уллу-Кёль Западный. Кажется, рукой подать до седловины.
Озеро смотрится потрясающе! Глядите, какое оно огромное. Во-о-от такой ширины:)
На таком фоне грех не сфотографироваться.
Обсуждение дальнейшего пути оказалось недолгим. Из двух вариантов "на седловину Уллу-Кёля Восточного" или "на гребень бокового отрога" мы выбрали второе. Наверное, отчасти под моим влиянием. Ведь я заранее настроилась на этот вариант и мне хотелось разведать именно его. Но я готова была прислушаться и к аргументам своих друзей, если бы они возникли. Однако ребята тоже не горели желанием буксовать на перевальном взлёте Уллу-Кёля Восточного, который смущал в первую очередь качеством снега, невероятно пушистого и сухого, легко и непринуждённо скользящего по поверхности прикрытых им камней.
Так что сворачиваем налево и начинаем подъём по склону, выбирая участки, где снега поменьше и местами из-под него торчат трава и камни.
Воспользоваться бесснежными участками, правда, удаётся не всегда. Кое-где промёрзшая трава скользит под ногами. Зато снег на этом склоне более плотный и нам удаётся врубаться в него ботинками. По ощущениям - вполне нормальный подъём.
Всё выше поднимаемся над озером. Цвет воды в нём постепенно сгущается.
Наконец-то, из-за гребня хребта Даут выглянула макушка Рынджи-Аге Главной (3808 м по ГГЦ). Но даже при том, что видела эту вершину со множества ракурсов, я не сразу понимаю, что это она и есть. Лишь после похода, сверившись с картами и другими фото, я прихожу к осознанию этого факта. Думаю, на фото её найдут лишь очень глазастые:)
Разглядывая путь от озера к перевалу Надозёрному, натыкаюсь на прикольный объект - как бы прикрытый глаз с опущенными "ресничками" на осыпи под скалами Рынджи-Аге. "Спящая одноглазая Рынджи-Аге":)
Ого, как озеро преобразилось! С его поверхности почти исчез блеск и вода настолько тёмная, что создаётся ощущение нереальной глубины.
Почувствовав близость гребня, Коля собирается с силами и вырывается вперёд. А я в какой-то момент умудряюсь проигнорировать его следы, решив, что смогу пробить свой путь. Но моя самоуверенность приводит меня на скользкий участок с выходами скал и Олегу приходится помогать мне оттуда выбраться. На всё это уходит не более 5 минут, но их достаточно, чтобы Коля скрылся из виду. Будем догонять, только отдышимся немного.
В процессе восстановления дыхания пытаюсь заснять то место, где я "застряла". Но вид сверху не позволяет полноценно заглянуть за перегиб склона (обратно ради кадра не полезу даже без рюкзака), так что примите на веру: несмотря на кажущуюся простоту рельефа, здесь есть пикантные места. А мне наука - впредь не выделываться, а идти по следам:)
Продолжаем подъём след в след по пути, проложенному Колей. Крутизна склона по мере приближения к гребню уменьшается.
Ещё немного, ещё чуть-чуть... Заключительные метры подъёма даются с трудом. Мы устали, ведь передохнуть на подъёме реально было негде. Но я знаю одно действенное средство от усталости - фотографирование, потому что каждое фото это кратковременный отдых:)
Таким предстал моему взору гребень, тянущийся к перевалу Уллу-Кёль Восточный. Именно по этому гребню мы и намерены дойти до перевала.
Несколько десятков шагов отделяют меня от долгожданного привала. Но как назло - не идётся и всё тут. Никак не могу догнать Олега.
За примерно угадывающейся седловиной Уллу-Кёля Восточного начинается повышение гребня к вершине 3249 м. Легкодоступная вершина, но мне до сих пор не довелось на ней побывать. Не хватало времени. Может быть, сегодня удастся?
Я почти дошла! Из-за гребня выплывают знакомые силуэты Нахаров. Такой вид - огромный стимул для того, чтобы рвануть вперёд и поскорее увидеть ещё больше.
В 12-15, наконец, я выгребаю на гребень. Вид с седловины - просто сногсшибательный в буквальном смысле этого слова. Мои ноги подкашиваются, отчасти от усталости, но в неменьшей степени- от увиденного.
Удобно устроившись на рюкзаке, начинаю жадно рассматривать открывшуюся нам величественную панораму Гвандры. Ближе всего к нам нахарские вершины - Двузубка, Нахар Главный, Нахар Средний, Нахар Южный. Над широкой седловиной перевала Домашнего парит заснеженный массив Гвандры.
Высокий хребет Куршо почти не позволяет заглянуть дальше. Из более далёких гор видны лишь острая тёмная верхушка Далара да кусочек Трапеции (и то, если очень внимательно присмотреться).
Седловина, на которую мы выбрались, вполне пригодна для размещения нескольких палаток. И вид на Эльбрус замечательный.
Озеро с седловины просматривается частично.
Кстати, массив Рынджи-Аге постепенно приобретает традиционные для наблюдателя с востока очертания - короны с тремя зубцами. Правда, дальний "зуб", который и является высшей точкой массива, пока смотрится совсем низеньким. Доминирует в этом ракурсе Рынджи-Аге Восточная, да и в реальности она выше Рынджи-Аге Узловой.
В панораме на восток доминируют Эльбрус и Куршо, высшая точка одноимённого хребта. Вдаль уходит висячая долина Джалпакола, правый исток которого берёт начало из красивейших озёр Куршо, а левый - с ледника под вершиной Актур.
Над долиной правого истока Джалпакола видна гора с двумя острыми вершинами примерно одной высоты - г. Джалпакол. Справа от неё расположен пер. Джалпакол Северный, слева - пер. Беляева. Левее пер. Беляева стоит белоснежная г. Узловая.
Внизу на переднем плане видна заснеженная седловина пер. Уллу-Кёль Нижнего. Возникает вопрос - не попробовать ли пойти теперь в его сторону? Но спуск не просматривается полностью и идею отбрасываем. Будем придерживаться первоначального плана - идти по гребню на Уллу-Кёль Восточный.
До Эльбруса отсюда около 40 км по прямой. Ниже белоснежной шапки Эльбруса в хребте Куршо видна широченная седловина - пер. Солнечный. Следующая седловина вправо по гребню хребта Куршо - пер. Ленинградец.
Ленинградец и Солнечный разделены массивом Учкуланичи-Баши, а вниз от этих перевалов уходят долины Кетмалы и Ножу соответственно.
На юго-востоке взгляд упирается в зазубренную сравнительно невысокую стену хребта Суусузла (если не ошибаюсь, его название означает "безводный"), перпендикулярно которому стоят в ряд вершины нахарской группы.
Многим известна вершина Двузубка (на фото она вторая по высоте). Её высота по картам 3605 м (но по данным альпинистов северная вершина достигает 3672 м). Но на 500-метровках ГШ этой отметке соответствует название "Шидак-Минген". Однако как Шидак-Минген туристы и альпинисты знают совсем другую вершину, расположенную между Двузубкой и Нахаром Главным. На 250-метровках ГГЦ её высота 3632 м. В этом ракурсе Шидак-Минген не видна, полностью скрыта за Двузубкой. В общем, есть повод для дискуссии:)
Подведём промежуточные итоги: мы на безымянной седловине на высоте 3090 м, расположенной в 350 метрах северо-восточнее перевала Уллу-Кёль. На часах почти 12-30, а мы планировали к полудню быть на Уллу-Кёле Восточном. Немного отстаём.
В этот момент мы ещё не догадываемся, насколько затянется наш путь по гребню в сторону Уллу-Кёля Восточного. Ведь кажется, что 350 метров - это не так уж много, и даже если мы придём на перевал к 13 часам, то успеем засветло спуститься в долину Махар-Су.
Перед началом пути по гребню одеваемся потеплее и делаем фото на память.
Ну, и ещё раз крупным планом - Гвандра, Актур и Далар:
Нахары:
Нам нужно спуститься на каменистую террасу, по которой протекает ручей. Часто группы идут вниз по гребню, что справа над озером, но мне кажется, что тот вариант, который я знаю, удобнее.
Бросаем прощальный взгляд на озеро и цепочку наших следов на заснеженном склоне, подхватываем рюкзаки...
... и в путь по гребню! Сначала нас ждёт небольшой спуск.
А затем гребень начинает плавный набор высоты. Гребень довольно широкий, камни надёжно скреплены снегом, каких-то явных опасностей не наблюдается.
С высшей точки открывается более широкий вид в сторону озера. За малым оно полностью не показалось. Красота!
И вот на этой восторженной ноте заканчивается наиболее простая и ненапряжная часть пути по гребню:) Далее в течение как минимум часа будет не до фото:)
Так что же случилось? А случилось то, что дальше гребень заметно сузился и стал более разрушенным, требующим обхода то слева, то справа (слева - в большинстве случаев). Причём местами не просто обхода, а с элементами свободного лазания.
Всё бы ничего, но где-то скалы были обледеневшими, где-то надо было сесть на гребень, свесив ноги с обеих сторон, и на заднице продвинуться вперёд на пару-тройку метров. Несколько раз приходилось снимать рюкзаки, передавать их друг другу, снова надевать.
Повезло ещё, что ветер был умеренным. Я не к тому, что нас могло прямо-таки сдуть с гребня, просто холодно на ветру было совершенно не по-детски. Из личных некомфортных ощущений в память врезалось то, что мне часто приходилось снимать перчатки и голыми руками обнимать промёрзшие скалы, потому что в перчатках я скалы не чувствовала.
Но в целом весь процесс движения по гребню происходил довольно слаженно, мы как-то привыкли понимать друг друга с полуслова и лишних метаний на этом участке не было. Лишь один раз подняли вопрос о том, не стоит ли ломануться тупо вниз, но оценив количество снега на склоне и наледей на торчащих из него камнях, поняли, что наш вариант более безопасный. Вот так и шли - медленно и печально, иногда чертыхаясь и поминая такую-то мать:)
Наконец, примерно в 13-45 мы достигли точки, где я осмелилась вытащить фотоаппарат, не думая о том, что мне некуда поставить вторую ногу и не за что схватиться руками:) Внизу виднелась седловина, увы, это была ещё не седловина Уллу-Кёля Восточного. Коля добрался до неё первым, сбросил рюкзак и поспешил на помощь к нам с Олегом.
Немного отдышавшись, мы решили по-быстрому перекусить, пока есть возможность это сделать на ровной площадке. Но укрыться от ветра было негде, поэтому уложились в 10 минут:) Очень кстати пришёлся чай из термоса, не зря я его тащила через все эти скально-снежные перди.
Затем мы во второй раз задались вопросом о возможности спуска с гребня непосредственно отсюда. На эту мысль нас навело обилие турьих следов, пересекавших седловину во всевозможных направлениях. Но нет, склон хоть и не сильно крутой, но камни очень скользкие. Идём до Уллу-Кёля Восточного, отсюда до него уже недалеко.
В 14-00 продолжаем движение в сторону Уллу-Кёля Восточного. Летом, наверное, это расстояние легко преодолевается минут за 5.
В 14-20, с опозданием почти на 2,5 часа от запланированного графика, мы добираемся до перевала Уллу-Кёль Восточный. Без малого два часа у нас ушло на прохождение 350-ти-метрового гребневого траверса! Немного неожиданно, но на будущее для походов в межсезон надо учитывать такие нюансы.
Предыдущие посетители перевала украсили седловину разноцветными флажками.
Холодно. Хорошо, что я догадалась перед началом пути по гребню нацепить на себя толстенную васькину поларовую кофточку (сам Вася в поход не пошёл, но его одёжка пригодилась), иначе промёрзла бы до костей. Мои суровые сопоходники тоже от жары не изнывают:)
За то время, пока мы шли к перевалу, погода заметно ухудшилась, небо затянуло плотными облаками. На перевал успели выйти по нормальной погоде - и на том спасибо.
Задерживаться на Уллу-Кёле Восточном возможности у нас нет. Так что вершина рядом с перевалом так и останется непосещённой. По-быстрому заглядываем в тур, вытаскиваем оттуда две записки, пишем взамен свою. Ну всё, пора валить вниз...
Впереди нас ждёт долгий спуск.
Начало
1 2Далее
4