Ростовские водопады

Mar 08, 2016 22:32

Не так давно всему миру стало известно, что есть "Ростовские горы". Шутки шутками, но доля правды в этом есть - по территории нашей области проходит Донецкий кряж, для наших степей это пусть невысокие, но всё-таки горы.

А в горах частенько встречаются водопады, не так ли? Как в Ростовской области обстоит дело с водопадами мы и решили выяснить в один из мартовских выходных. Сразу скажу - погода была дрянная, так что получились довольно мрачноватые фото. Видимо, придётся скататься туда ещё разок, когда в наши края придёт полноценная весна.

Так где же мы нашли эти "Ростовские водопады"? Есть такое место - Аникинский карьер. Вот там и можно увидеть столь нетипичные для Ростовской области объекты.

В Аникинском карьере находятся несколько водопадов. Кто и когда придумал называть их "Ростовскими", не знаю, но это собирательное название прижилось.

На самом деле у водопадов Аникинского карьера есть имена собственные. Мне известны три из них. До дальнего водопада, который по совпадению и носит имя "Дальний", мы не добрались из-за нехватки времени (выехали слишком поздно из Ростова, примерно в 14-30). Но другие два водопада мы рассмотрели в подробностях.

Это водопад "Косы":

А это "Большой", расположенный на противоположном борту карьера:

Достопримечательности Аникинского карьера находятся примерно 140-150 км от Ростова в зависимости от того, как добираться.

Ближайший населённый пункт к Аникинскому карьеру - посёлок Углеродовский. На большинстве карт он называется Углерод, однако так посёлок именовался с момента своего основания в 1927 году и до 2006 года, когда в результате реформы местного самоуправления было решено дать ему и новый статус, и новое название.

Но ныне живущим и здравствующим там людям, похоже, старое название больше по нраву. Иначе как объяснить тот факт, что на дорожных указателях тщательно стёрты буквы "овский" и красуется гордое и лаконичное "Углерод......"?

Если добираться по ж/д, то есть две утренние электрички "Ростов-Лихая", выйти следует но станции Замчалово, далее - пешком. Но электричка едет долго - почти 4 часа, да и находится карьер не то чтобы совсем рядом со станцией. Но расписание вполне удобное, времени хватит на то, чтобы нагуляться и успеть на одну из вечерних электричек.

Поездка на машине экономит время более, чем в 2 раза. И поскольку машина у нас есть, а электрички нет, то наш выбор был очевиден:)

Наиболее логичным путём к Углероду представляется путь по М-4 и далее через пос.Лиховской. Однако, желая исследовать и другие пути, мы выбрали необычный маршрут.

Свернув с прекрасной М-4 на последнем из трёх возможных съездов на Зверево, мы сразу же попали в какой-то автодорожный ад:) А когда, самую малость не доезжая Зверево, свернули направо через ж/д переезд, возник резонный вопрос - неужели тут в здравом уме кто-то ездит? Но представьте себе - ездят, в некоторых местах тренируя навыки экстремального вождения:) Добравшись до посёлочка Розет, и свернув в нём направо в сторону Лиховского, мы на какое-то время расслабились - этот в меру кривой асфальт казался идеально ровным по сравнению с тем, что было в минувшие полчаса. Но по выезду из Лиховского в сторону Углерода, дорога снова стала как после бомбёжки. Обратно мы решили возвращаться через Лиховской и не выпендриваться.

Проехав Углерод по главной, оказываемся на возвышенности, откуда хорошо заметно озерцо справа от дороги. А чуть дальше уже виднеется и сам Аникинский карьер.

С дороги можно съехать по грунтовому ответвлению. И вот карьер у наших ног. На удивление много воды. Летом как правило на дне карьера пышно разрастаются травы и цветут цветы. А ранней весной, оказывается, бывает и так:

Ещё издали, не доходя края карьера, мы слышали шум воды. Теперь у нас есть возможность разглядеть источник шума - водопад Большой.

Подойдём ближе. Это безымянная речушка, протекающая в балке Рассыпуха, нашла себе вот такой оригинальный путь. И что удивительно - сколько там той речушки - переступаешь её одним шагом, но какой внушительный из неё получается водопад!

Напротив Большого расположен водопад "Косы". Своим образованием он обязан не речушке, а грунтовым водам. В месте их выхода на поверхность видны заросли камыша и краснотала.

Действительно, есть некое сходство с косой, распустившейся на отдельные пряди. Наверное, в засушливый период водопад смотрится не столь эффектно. Но сейчас "Косы" такой нежный и изящный, что мне непременно захотелось спуститься к нему.

Оценив рельеф и прикинув, где можно спуститься в карьер, чтобы подобраться к "Косам" снизу, мы направились в обход по краю карьера.

Шли и не могли скрыть удивления и восторга от увиденного. Это только на первый взгляд перед нами довольно суровый пейзаж. Но стоит приглядеться к деталям, и замечаешь, как природа постаралась придать заброшенному карьеру потрясающий вид. Выросли деревья, поросли камышом извилистые берега, сгладились очертания краёв карьера, сползая вниз осыпями. Такое ощущение, что здесь всё так и было всегда.

Интересно - если не знать, что перед нами творение рук человеческих, то насколько быстро об этом можно догадаться?

Правда, легкодоступность этого объекта способствует тому, что находятся и те, кто мусорят, и те, кто желает запечатлеть на камнях свои имена или имена своих возлюбленных. В принципе, если не очень внимательно смотреть, то можно и не заметить этих двух огромных камней с надписью "Лариса". А если внимательно? Думаю, эту Ларису и её воздыхателя многие недобрым словом вспоминали...

На краю карьера дует крепкий ветер, а внизу по воде бежит лишь лёгкая рябь.

Карьер просматривается почти во всю длину. Правда, "Косы" скрылись за скалами. Но "Большой" даже отсюда слышно так, что его шум заглушает порывы ветра.

С края можно довольно безопасно спуститься на одну "ступенечку" ниже и рассмотреть слоистую структуру скальных пород. Но без фанатизма! На обнажения скал не стоит забираться, там всё крошится. Вообще, на мой взгляд, относительно безопасными здесь являются склоны из тёмного мелкого щебня.

Как подтверждение моих слов о "пригодных для спуска" серых склонах в правой части кадра мы видим как раз такой склон с проторенной по нему тропой.

Спустившись с края, мы укрываемся от ветра. "Косы" уже рядом, чуть левее и ниже нас. Попутно осматриваем интересный каменный выступ, на котором, видимо, любят фотографироваться судя по обилию следов к нему.

Но лучше я на него сбоку посмотрю, что-то не доверяю я этим хрупким скалам:)

Вот и "Косы"! Спуска к водопаду непосредственно здесь нет, надо обходить. Вася, не теряя времени, возвращается на ступень выше и по верхам обходит исток "Кос" и видимую скальную стенку. А я замечаю на тёмном щебне чьи-то следы, ведущие к ручью, забуриваюсь в заросли камыша и вербы-краснотала. Однако там тропинка становится натоптанной.

У линии падения воды растет несколько тополей. В ложбинке у ручья заметно теплее, из-под тополиных листьев выглядывают кустики мать-и-мачехи. Я рядом с истоком "Кос", но кроме камыша здесь особо ничего и не видно.

Наконец, я выбираюсь из зарослей на открытое пространство и пытаюсь догнать Васю.

Попутно рассматриваю "Большой". Говорят, раньше он состоял из двух потоков, на склоне даже просматривается второе, ныне сухое, русло. И вроде бы тогда водопад называли "Две слезы".

Осторожно подкрадываюсь к краю. Камни выглядят очень неустойчивыми. Надеюсь, не упадут мне на голову, когда я будут проходить под ними...

Наконец, добираемся до безопасного спуска в карьер. Для нас, туристов, такая осыпь очень привычный вид рельефа, спускаемся и чувствуем себя немножечко в горах! В Ростовcких горах:)

После Васи остаётся "тропа". Можно идти след в след, представляя, что спускаешься по снежнику:) А что ещё остаётся делать, если не удалось выбраться в настоящие снежные горы?

Прохожу под скалами. Видно, что очень многие куски держатся лишь "на честном слове". Близко к скалам лучше не подходить, даже если вам очень хочется рассмотреть эти рыжие камни вблизи. Гораздо безопаснее для этого использовать возможности фотоаппарата:)

Наконец, я внизу у самой воды. Вася уже унёсся по скальной перемычке куда-то вправо, я же намерена пойти влево, к "Косам".
По пути снова разглядываю водопад "Большой".

Отсюда он виден до самого низа. Видно, что основной поток растекается по осыпному конусу тонкими струями, и по высоте эта часть водопада незначительно меньше, чем собственно сам основной поток.

А вон там сквозь ветви видна моя цель - водопад "Косы". Путь к нему преграждают каменные завалы. Немного напрягает то, что некоторые камни лежат очень неустойчиво. Но пройти можно. Главное - не торопиться. Где-то выйти к воде, где-то подойти под скалу...

Вот под эту скалу, например, подойти не так страшно:

А вот под этой скалой лучше не задерживаться и проскочить как можно быстрее. Серые сколы - свежие.

У подножия много осколочного материала. Сами осколки довольно хрупкие - вот один из них, упавший неизвестно с какой высоты, и расколовшийся на части.

Вот я и добралась к подножию водопада. Так выглядят "Косы" снизу - виден только нижний каскад, похожий на распущенные локоны:

Честно говоря, если посмотреть на такую картинку, то и в голову не придёт, что этот водопад находится практически посреди степей:)

Какие причудливые замшелые "пупырышки" выросли на стенке!

Хотелось сфотографировать его во всю высоту нижней ступени, но отступать было некуда - позади был наполненный водой карьер. И там было глубоко.

Бросаю ещё один взгляд на чистейшие серебряные струи. Пора возвращаться.

Я вернулась к месту спуска с края карьера и оттуда прошлась по замшелому и заболоченному полуострову, где не так давно был Вася. Но его там не застала, он уже выбрался наверх.

Пока я пыталась понять, откуда же можно снизу подобраться к водопаду "Дальнему", Вася взобрался на пупырь. Точно! Вот оттуда и надо поискать "Дальний". И я полезла наверх.

Однако сверху был хорошо виден противоположный борт карьера, а "Дальний" где-то прятался:) А между "Косами" и "Дальним" якобы есть ещё парочка безымянных водопадов, но никакого намёка на их близкое присутствие я не ощутила.

Я не заметила их ни снизу, вон с того полуострова, ни отсюда сверху.

Наскоро пробежалась по краю, позаглядывала вниз, но больше водопадов не обнаружила. Но сама структура склонов, похожих на слоёный пирог, мне понравилась.

Рассмотрели дальнюю часть карьера. Когда летом большая часть площади дна карьера высыхает и покрывается растительностью, там остаются непересыхающие озерца. Но сейчас воды слишком много, чтобы пытаться обойти карьер берегом.

Теоретически сюда можно съехать и на машине, видна дорога. Но после дождей лучше не рисковать, а то велик шанс потом не выехать:)

До наступления сумерек оставалось не так много времени и Вася предложил вернуться обратно по верху, а затем спуститься вниз по этой дороге и оттуда всё рассмотреть. Но ему как водителю действительно была интересна дорога, а я при первой же возможности срулила с гребня вниз:) Помните, я видела эту "тропку"?

Две минуты спуска по сыпухе - и я снова на берегу! Совсем недавно мы стояли во-о-он на том пупыре. Эх, совсем немного до "Дальнего" не дошли! Теперь я догадываюсь, где его искать - в левой части кадра видны заросли камыша - это неспроста:) Он точно там!

Но в связи с недостатком времени я предпочту всё-таки прогулку к подножию "Большого".

Берегом натоптана тропка, видимо, к этому водопаду ходят гораздо чаще, чем к "Косам". Лезть по камням и под нависающими скалами нет необходимости. Можно любоваться ими с безопасного расстояния.

На пути к "Большому" придётся попетлять сквозь кустарник и пересечь заболоченный участок, но тропа здесь реально в помощь.

Вблизи водопада тропа теряется в камнях. Здесь она и не нужна. Удобнее идти ближе к скальной стенке мимо сухого русла некогда протекавшего здесь второго потока.

Камни очень скользкие и подвижные. Здесь я впервые ощутила необходимость треккинговых палок в прогулке по Ростовской области:) Очень уж трудно было зафиксироваться на этой груде камней, не прибегая к помощи рук, а ведь ещё и сфотографировать надо...

Корячилась я, корячилась, что-то при этом наснимала. Жутко не хватало мне тут надёжной точки опоры.

Попыталась спуститься ниже, чтобы всю высоту водопада охватить, но и тут мне было как-то некомфортно и неустойчиво. В общем, не до выбора ракурса...

Ну, на сегодня всё! Пора выбираться из карьера и ехать домой, пока не стемнело.

Вася уже ждал меня наверху. А я чувствовала, что ещё не получила свою дозу адреналина, и напоследок решила подняться не по той натоптанной тропинке по сыпухе, а по более крутому склону.

Было реально круто! Правда, Васе пришлось вытащить меня на самый верх за руку, но наконец-то ощущение было такое, что я побывала в горах! И мы побежали отмываться от грязюки в том самом ручейке, который падает вниз водопадом "Большим":)

В заключении поездки нас ждал ещё один дорожный сюрприз... Помните, что мы решили обратно ехать через Лиховской?

Но почему-то мы подумали, что не стоит ехать через центр, а можно проскочить по окраине и там пересечь ж/д - на картах через ж/д есть переезд. Но его не было! В конце дороги перед самым выездом на рельсы лежал огромный бетонный блок, да и сами рельсы шли по насыпи, т.е. даже если бы не этот блок, вряд ли рельсы можно было бы "перепрыгнуть".

Потыкались в какую-то улочку - приехали к пешеходному мосту в районе станции Лихая:) И снова никакой возможности на машине переехать через рельсы.

Чертыхнувшись и сделав крюк, мы проехали через центр Лиховского. Но ехали уже с каким-то ожиданием очередного подвоха. И лишь выехав на М-4, ощутили, что все приколы остались позади:)

Однозначно хочу ещё раз посетить эти места и уже не так, наскоком, а более внимательно осмотреть и карьер, и провальскую степь, и скальные обнажения эпохи карбона. Всё это расположено в окрестностях посёлка с необычным названием Углерод.