В 1890-е годы продолжают появляться мастера, составившие золотой фонд в истории астраханской фотографии. Вслед за С.М. Вишневским и С.И. Климашевской хочется назвать имя М.А. Козлова.
Астраханский мещанин Михаил Алексеевич Козлов в октябре 1890 года берет разрешение на открытие фотографии. В 1891 году он приобретает фотоателье у Владимира Егорова на Канаве, в доме Страховой, 47, и называет его «Новая фотография». Уже через год покупает собственный дом на Кутуме у Сапожниковского моста, в котором и открывает свое фотоателье под тем же названием. После долгих поисков в книге А.Н. Штылько «Иллюстрированная Астрахань» был найден гравированный рисунок А.С. Малаховского с изображением этого здания. На фото оно слева с выложеной по фронтону надписью «Фотография М.А. Козлова».
2. Набережная реки Кутум. Слева фотография М.А.Козлова.
В отличие от Варвациевского канала на Кутуме ателье М.А. Козлова было единственным. Оно успешно работало, обслуживая многочисленных клиентов, в том числе приезжий люд с находящегося по соседству самого большого рыбного рынка в городе.
3.
С первых шагов фотограф уверенно заявил о себе. Стало понятно, что в фотографию пришел не новичок, а мастер.
4.
В музее хранится более тридцати работ М.А. Козлова. Его излюбленной темой в фотографии были портретные изображения маленьких детей, подростков, семейные портреты. Козлов продумывал и подбирал соответствующий интерьер и реквизит к каждому отдельному фото. Если это дети, то в окружении лошадок, кукол, велосипедов, если молодые барышни, то непременно цветы, альбомы. Выделяются портреты детского врача Виктора Мельхиседековича Калантарова, М. Лебедева, групповой портрет троих друзей - бухгалтера Петра Яковлевича Меркеля, ученика Ивана Ивановича Кузьмина и «командира» Николая Григорьевича Бобкова. Так они назвали себя, подписывая снимок. Спустя годы юный бухгалтер Петр Меркель превратится в уважаемого владельца астраханского кирпичного завода Петра Яковлевича Меркеля. По сведениям инженера-реставратора М.Ю. Катруцы, кирпичные клейма «П.Я. Меркель» встречаются в кладке стен многих зданий в историческом центре Астрахани и, в частности, под штукатуркой фасада торгового дома Шарлау.
5. М.А. Козлов. Двор Вейнеровского пивоваренного завода. 1890-е годы.
В книге впервые публикуется видовое фото М.А. Козлова «Летний театр в Астрахани в саду Поляковича на тысячу зрителей. Театр спроектирован под руководством архитектора Буткова», -гласит надпись на снимке.
6. М.А. Козлов. Летний театр в саду "Аркадия" (внутренний вид) 1892. Из коллекции М.Ю. Катруцы.
Петр Матвеевич Бутков - астраханский губернский архитектор с 1881 года по 1890-е годы, здание Летнего театра он спроектировал в 1885 году. Есть основание полагать, что эта рукописная надпись на фото принадлежит известному астраханскому архитектору Константину Кирилловичу Домонтовичу.
7. Фрагмент фотографии.
К великому сожалению, Летний театр и весь комплекс построек в саду «Аркадия» сгорели 4 июня 1898 года. Вскоре на месте старого театра был построен новый Летний театр, ставший одним из символов старой Астрахани.
8. М. Лебедев. 14.9.1892
Как никто другой внимателен фотограф и к внешнему оформлению своих работ. Сообразуясь с модой и временем, он использовал не менее восьми фирменных бланков, причем если на ранних паспарту он писал «Фотограф М.А. Козлов», то на более поздних, по мере расширения своего дела, написано «Фотография М.А. Козлова». Интересная деталь: на некоторых паспарту на оборотной стороне помимо данных о фотоателье имелось чистое пространство для вписывания клиентами личного текста. На одной из фотографий читаем: «На доброе воспоминание моей милой ученице Зориной. Преподавательница Т. Каменская». Заказчики оценили это нововведение и часто подписывали фотографии, выражая свои искренние чувства.
9. Валентина, Инна, Анатолий. 15.7.1893.
М.А. Козлов налаживает выпуск фотографий с видами Астрахани, рыбных и соляных промыслов губернии, фотографирует Вейнеровский пивоваренный завод.
10. П.Я. Меркель, И.И. Кузьмин, Н.Г. Бобков. 25.4.1897
М.А. Козлов стал родоначальником некоторых новинок в фотоделе Астрахани. «Астраханский листок» своей статьей подтвердил это: «Конкуренция между местными крупными фотографами становится заметной. Прежние выставки образцов обыкновенных работ стали заменяться художественными и эффектными произведениями на стекле и фарфоре. Только что недавно фотография С. Климашевской выставила в театре витрину с крашенными прозрачными рисунками на стекле. Фотографией М.А. Козлова выставлено несколько образцов тоже прозрачных фотографий, но отпечатанных на фарфоре и исполненных акварелью довольно художественно; фотографии эти одинаково эффектны как при дневном свете, так и при вечернем освещении. Насколько нам известно, фотографии на фарфоре выпущены в Астрахани фотографией М.А. Козлова в первый раз, составляя для всех астраханцев своего рода новинку».
11. Жених и невеста. 1890-е годы.
Прошло несколько лет и в ателье стали изготовлять фотографии не только на фарфоре, но и на дереве, шелке. Приобретались новейшие патентованные аппараты. У Козлова был единственный в Астрахани «специальный увеличительный солнечный микроскоп»51. И все это на фоне пышной обстановки павильона, дополненной многочисленными аксессуарами.
12.
В июне 1903 года М.А. Козлов продает свою фотографию на Кутуме Анне Петровне Бочкаревой. На оборотной стороне бланков ателье Козлова появляется новая надпись: «Фотография А.П. Бочкаревой, бывшая Козлова».
13.
Прошел год. Желание заниматься фотографией продолжало жить в душе фотографа. В июле 1904 года он обращается к губернатору с просьбой: «Имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство о выдаче мне свидетельства на открытие в г. Астрахани и Астраханской губернии отделений моей фотографии»52. 24 июля 1904 года коллежскому регистратору М.А. Козлову было выдано новое свидетельство. Фотограф открыл отделение в первом участке города (район Косы). Снимков этого периода найти пока не удалось.
14.
Кроме фотографии Михаил Алексеевич уделял много времени общественным делам, состоял в нескольких комитетах и обществах. В 1897 году - он член-соревнователь Астраханского отделения попечительства императрицы Марии Александровны о слепых и казначей общества велосипедистов-любителей. В 1899 году - действительный член общества вспомоществования нуждающимся учащимся в Астраханском реальном училище. В 1901 году он состоит в Губернском комитете попечительского общества о тюрьмах. В 1902 году - старшина приказничьего коммерческого собрания.
Своими фотографическими заведениями М.А. Козлов владел до 1905 года.
15.
16. Портрет врача В.М. Калантарова. 12 часов, 6.5.1892
17. Портрет девушки. 1890-е годы.
18. Семейный портрет. 1890-е годы.
19. Портрет мальчика в соломенной шляпе.1900-е годы.
По материалам ФОТОГРАФИЯ В АСТРАХАНИ 1861-1920 С.И. Нагайкина
Очерки по истории губернской фотографии Астрахань 2011 тираж. 1000