Фотография В.Ф. Веркмейстера (1829 -?)

Aug 10, 2012 10:30


     Среди владельцев фотографий в Астрахани в 1860-1880 годы было немало иностранных подданных. Первым среди них необходимо назвать имя В.Ф. Веркмейстера.




Баварский подданный фотограф Викентий Францевич Веркмейстер приехал в Астрахань из Саратовской губернии в 1863 году. Вместе с ним прибыли жена Паулина, урожденная Фельбертон, и двое сыновей - Фридрих Август и Викентий. В Саратове остались родственники семьи, среди них - родной брат Викентия Францевича Иосиф Францевич Веркмейстер. Последний был известным в городе человеком. Именно он в 1854 году открыл первую фотографию в Саратове на Московской улице.




2.

После обустройства в Астрахани В.Ф. Веркмейстер открывает свою первую фотографию в Табачном ряду (улица Кирова) в доме Тимофеева. Дела идут успешно. Викентий Франциевич покупает деревянный дом на каменном полуэтаже со службами стоимостью 2000 рублей на Варвациевском канале между Полицейским и Пешеходным (Татарским) мостами. Летом 1866 года он переводит фотографию в собственный дом, где предлагает «все удобства к хорошей съемке портретов и карточек»8. В его ателье работает художник, который «по желанию публики может перерисовывать портреты с карточек».



3.

Расширяется сфера деятельности - предлагает свои услуги ретушер, продаются рамки и альбомы. Веркмейстер приглашает на работу приехавшего в Астрахань художника Шмидта. В газете появляется объявление: «Честь имею объявить, что ... портреты будут ретушироваться по новейшей методе, а также могут быть раскрашиваемы красками с особенной тщательностью и искусством художником Шмидтом».



4.

Ретушь имела огромное значение. У каждого фотографа был ретушер. Тоненькой кисточкой с тушью незаметно проходил он по негативу, усиливая контрастность, стирая все недостатки, убирая с лиц следы времени, делая людей моложе. «Знаменитый русский живописец Иван Николаевич Крамской начал свою деятельность в фотографии в качестве ретушера, много лет был связан с ней и оказал некоторое влияние на развитие фотоискусства».



5.

В Астрахани ретушью занимался Константин Иванович Васильев, учитель рисования уездного училища, позже преподаватель иконописи в духовной семинарии. 28 октября 1870 года «Астраханский листок» напечатал следующее объявление: «Желающие брать уроки рисования и музыки могут обратиться в уездное училище к учителю рисования и музыки К.И. Васильеву, тут же принимаются и фотографические работы: акварель и ретушь портретов и карточек».



6. В.Ф. Веркмейстер. Портрет семьи Хачиковых. 1880-е годы.

В декабре 1866 года фотограф получает новый паспорт, и теперь мы можем подробнее узнать о нем самом. Из паспортных данных следует, что В.Ф. Веркмейстеру 37 лет, он среднего роста, волосы светло-русые, глаза серые, лицо овальное без особых примет. Католического вероисповедания.



7. Портрет семьи Дьяковых. 1873. Из коллекции Р.В. Арсеньевой.

Через год, когда действие паспорта заканчивается, канцелярия астраханского губернатора просит сообщить «.. .г. Астраханского полицмейстера, ... не имеет ли какого-либо препятствия к выезду означенного иностранца из Астрахани». В ответ на запрос полицмейстер отвечает: «К выезду из Астрахани означенного иностранца препятствуют». Что это были за «препятствия», мы вряд ли узнаем, но благодаря им одна из первых фотографий в Астрахани продолжила свою работу.



8. В.Ф. Веркмейстер. Групповой портрет. Сидит М.С. Балабанов. 1860-е годы.

В 1869 году В.Ф. Веркмейстер дает объявление о продаже своего дома на Канаве. Но дом продан не был. В 1872 году фотограф просит власти выдать ему узаконенное свидетельство на свою фотографию, которую, как он пишет, открыл «10 лет тому назад». Свидетельство он получает в апреле 1872 года одновременно с новым паспортом. И в ответ на стандартный запрос канцелярии появляется уже другая запись: «К выезду из Астрахани иностранца В. Веркмейстера с женой и детьми препятствий нет»13. В 1873 году фотограф продает свой дом купцу Николаю Ивановичу Шишкину. Викентий Францевич вместе с женой и теперь уже тремя детьми (младший сын Симон Адельберт родился в Астрахани) возвращается в Саратов. Брат к тому времени умер.



9. Автор неизвестен. Варвациевский канал у Татарского (Адмиралтейского) моста. Конец XIX - начало ХХв.

В начале 1874 года В.Ф. Веркмейстер открывает фотографию в Саратове на Никольской улице в доме Фельбертон. В 1881 году «Веркмейстер прекратил фотографическое занятие в Саратове, продал весь инструмент и принадлежности заведения своей жене Паулине Августовне и уехал из Саратова. Паулина Августовна, поскольку фотография была в рабочем состоянии, взяла свидетельство и начала фотозанятия. Сколько она трудилась, установить не удалось».



10. "С фот-гр. Веркмейстера, рис А.К. Багрова, грав. Л.А. Спрякова". Дом-музей Петра I. После 1871

В.Ф. Веркмейстер возвращается в Астрахань и вновь занимается своим любимым делом. Он открывает ателье в самом центре города во 2-м участке на улице Ахматовской. В ноябре 1881 года в «Астраханском листке» появляется объявление: «Вновь открытая фотография Веркмейстера в доме Николая Андреевича Зварыкина принимает всевозможные фотографические работы по новому способу и по умеренным ценам»15. Три года ателье работает по этому адресу, а в 1884 году переезжает в соседний дом Углева. Рядом располагается угловой дом Агамжанова (в нем сейчас находится кинотеатр «Иллюзион»). Комплекс зданий сохранился до настоящего времени. В фондах музея хранится девять фотографий из ателье Викентия Веркмейстера. И это очень много, если учесть, что их изготовила одна из первых астраханских фотографий в городе почти 150 лет тому назад. Это пять пожелтевших портретных фотографий формата «визит», два видовых и два групповых снимка. На одном из них изображена семья астраханских домовладельцев Ксении Христофоровны и Павла Христофоровича Хачиковых, сдававших комнаты ссыльному Николаю Гавриловичу Чернышевскому. На другом - астраханец Михаил Степанович Балабанов в окружении товарищей. Несколько уникальных фотографий сохранил и передал в музей его правнук Вадим Николаевич Балабанов. Общественная деятельность М.С. Балабанова требует дальнейшего исследования.



11.

В.Ф. Веркмейстер первым фотографирует внешний и внутренний вид домика Петра I в Астраханском порту. Подлинные снимки до нас, к сожалению, не дошли. Мы располагаем изображением гравюры художника Л.А. Спрякова, выполненной по фотографии В.Ф. Веркмейстера и рисунку А.К. Багрова.



12. Автор неизвестен. На Варвациевском канале. Конец XIX века.

Фотограф использовал два фирменных бланка, на лицевой стороне которых стояла его фамилия, оборотная сторона украшена виньетками и ангелами с рекламными данными ателье.



13. Автор неизвестен. Портрет С.М. Балабанова. 1860-е годы.

Из далекого прошлого к нам пришли изображения щеголеватого молодого человека, маленькой девочки в пышном платьице, семейной пары и мужчины в сюртуке. Имена людей на фото нам неизвестны, но поражает, с какой любовью и уважением сделаны снимки. Каждый человек на фото - это целый мир, и пришел он издалека...



14. Автор неизвестен. За шитьем. 1880-е годы.

История об одном из первых астраханских фотографов нашла дальнейшее продолжение в годы первой мировой войны. Сын В.Ф. Веркмейстера, германский подданный Викентий Викентьевич Веркмейстер, являясь гражданином страны, с которой воевала Россия, в июле 1915 года был выслан в ссылку согласно распоряжению московского градоначальника.

Он был выслан из Москвы, где постоянно жил и работал фотографом, в Уфимскую губернию к отбывавшему там ссылку племяннику Борису Веркмейстеру. Викентию Веркмейстеру в это время было 49 лет, он женат, православного вероисповедания. Уфимская губерния «для высылки лиц неприятельских подданных»16 оказалась закрытой, поэтому Веркмейстера отправили в город Кустанай Тугайской области, где он пробыл до конца 1915 года.

В январе 1916 года В.В. Веркмейстер прибывает в наш город, «как славянин (?) он пользуется правом проживания в Астрахани»17, останавливается в доме Баразовой на Армяно-Успенской (ныне 3-й Интернациональной) улице. С разрешения губернатора Веркмейстер поступает на службу ретушером в фотографию С.И. Климашевской. Думается, Станислава Ивановна в память об отце приняла Викентия Викентьевича на работу в свое ателье. Больше года он живет и работает в Астрахани, а затем просит разрешения возвратиться на жительство в Москву. А поскольку фотограф «ни в чем предосудительном замечен не был»18, разрешение на выезд ему выдается в ноябре 1917 года. Почти два года В.В. Веркмейстер находился в ссылке в Астрахани и работал в фотографии, продолжая дело своего отца.

По материалам ФОТОГРАФИЯ В АСТРАХАНИ 1861-1920 С.И. Нагайкина
Очерки по истории губернской фотографии Астрахань 2011 тираж. 1000

ФОТОГРАФИЯ В АСТРАХАНИ, Старая Астрахань, Веркмейстер, Астраханские фотографы

Previous post Next post
Up