Фотография С.М. Вишневского

Aug 06, 2012 15:30


     В настоящее время можно точно назвать имя первого фотографа, работавшего в Астрахани полтора века назад. Им, по сообщению «Астраханских губернских ведомостей» от 14 июня 1858 года, оказался прибывший в наш город А. Селянинов. К сожалению, полное имя фотографа и его дальнейшая судьба неизвестны. Астраханский писатель-краевед Александр Сергеевич Марков полагает, что именно А. Селянинов сфотографировал побывавшего в нашем городе знаменитого французского писателя Александра Дюма осенью этого же года.




Через несколько лет в Астрахани появляются несколько стационарных фотографий, владеют которыми как коренные жители города, так и приезжие. Первым в этом списке следует назвать Степана Михайловича Вишневского. По косвенно подтвержденным сведениям свое фотоателье он открыл в 1861 году - на оборотной стороне снимков, изготовленных в фотографии С.М. Вишневского, имеется надпись: «Существует с 1861 года». Где находилась эта первая фотография, пока неизвестно, однако 22 июля 1866 года в газете «Восток» печатается объявление: «Фотограф Вишневский объявляет, что фотография его переведена в собственный дом на Канаве, бывший г-жи Ключаревой, где богато устроенный павильон дает возможность снимать не только портреты с лучшим освещением, но даже и группы в больших форматах». Здание это, к сожалению, не сохранилось. В архиве астраханского фотографа Германа Николаевича Городничева удалось обнаружить изображение этого здания. Вы видите его в центре фотографии - это деревянный дом с мезонином, слева от него каменное здание - фотография Климашевских.





2. С.М. ВИШНЕВСКИЙ. Астрахань с юга. 1860-1970 годы

В 1866 году С.М. Вишневский окончательно обосновался на набережной Варвациевского канала в доме № 83 между Полицейским (ныне Варвациевским) и Пешеходным (Мечниковским) мостами.

17 мая 1872 года Вишневский берет узаконенное свидетельство на давно существующую фотографию.



3. С.М. ВИШНЕВСКИЙ. Смотр пожарных частей на Плац-парадной площади. 1860-1870 годы.

С.М. Вишневский окончил Казанскую фельдшерскую школу, на службе состоял с 1853 года, в должности - с 1864 года, был женат, имел профессию дантиста. С.М. Вишневский имел чин сначала коллежского регистратора, позднее коллежского секретаря, был зубным врачом при больнице Приказа общественного призрения, попечителем при Совете Губернской больницы.



4. Г.Н. Городничев. Набережная 1 мая. 1958.

На протяжении жизни он успешно совмещал стоматологическую и фотографическую практику, так как рецептура и технологии материалов для этих занятий имели много общего. Очевидно, на начальном этапе своей деятельности Степан Михайлович сам готовил фотореактивы, что снимало издержки и давало преимущество в конкурентной борьбе.



5.

С.М. Вишневский понимал, что четко выстроенная рекламная кампания - составная часть успеха в любом деле. Поэтому на протяжении всех сорока лет, что он владел фотографией, в различных газетах постоянно печатались его рекламные объявления: «Имею честь уведомить астраханское общество, что мною приглашен для фотографирования по современной методе лучший фотограф из Московской фотографии г. Дьяговченко, а также художник для исполнения художественных портретов в изящном виде, фантастических декораций при характерных костюмах»1. В этом объявлении речь идет об Иване Григорьевиче Дьяговченко - лучшем фотографе-портретисте Москвы. Дьяговченко занимался фотографией с 1858 по 1887 год. Участвовал во Всероссийской выставке 1872 года, где был удостоен серебряной медали. Стал «фотографом Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича и Императорских театров». К услугам мастера обращались известные русские писатели, поэты, художники.



6. Портрет мальчика. 1870-1980-е годы.

Ни один астраханский фотограф не уделял рекламе так много времени и внимания, как С.М. Вишневский. Иногда объявления были курьезны, так как объединяли обе профессии: «Искусственные зубы, пломбы, лучшие фотографические портреты и рамки можно получить по возвращении из Петербурга у зубного врача Вишневского»2. Но в основном это серьезные, всегда с новыми предложениями объявления. Степан Михайлович был хорошим врачом, старался применять передовые достижения в стоматологии: «Зубы на каучуке по новой методе, способствующие жеванию и выговору, вставляет зубной врач Вишневский».



7. Семейный портрет. 1860-1870-е годы.

Вишневский пристально следил за всеми новинками в фотографии и старался сразу же использовать их в своем ателье: «Фотограф Вишневский заявляет, что в его ателье производятся фотографические работы, астраханцам еще не известные, как-то: будуарные, променадные, американские и большие, в полную натуральную величину портреты, что можно видеть на выставке у его фотографии»4. Странные и малопонятные слова из этого объявления - названия паспарту для наклейки фотографий утвердившихся стандартных размеров. Так «будуарный» - 13,5 х 22,0 см, «променадный» - 10,5 х 21,0 см, «американский» - 8,5 х 16,5 см. Самыми популярными были форматы «кабинет» и «визит» - 11,0 х 17,0 см и 6,5 х 10,5 см соответственно, для которых выпускались фотоальбомы.



8. Портрет А.А. Фокина. 1870.

Визитная фотографическая карточка - «визитка» была изобретена в 1858 году парижским фотографом Адольфом Дисдери, что немедленно вызвало небывалый спрос на фотографии этого очень удачного формата.



9. Портрет девочки. 1870-е годы.

Чтобы привлечь публику, действовала целая система скидок: «Удовлетворяя желание большинства публики иметь фотографии по доступным ценам, я назначаю карточки 3 рубля, «кабинетные» 6 рублей за дюжину, а также и на все крупные заказы цены будут дешевле»5. В ателье постоянно работал помощник-ретушер.

В начале 1867 года Астрахань деятельно готовилась к участию во Всероссийской этнографической выставке в Москве. «Наша губерния по своему разнохарактерному народонаселению больше других должна принять участие в выставке, которая особенно в России должна иметь важное значение, так как характеризует наше Отечество», - писал «Астраханский листок» 10 февраля 1867 года. Управляющий государственными имуществами К.И. Костенков подготовил полную коллекцию калмыцкой национальной одежды, Я.А. Глотов - рисунки национальной одежды татар, а фотограф С.М. Вишневский - альбом местных типов.



10. Мать и дочь. 1860-1870-е годы.

В музее хранится больше восьмидесяти фотографий мастера, из них порядка тридцати - видовые и около пятидесяти - бытовые. Характерной особенностью ранних снимков Вишневского и других мастеров 1860-1870-х годов является их простота, статичность, отсутствие фонов. С.М. Вишневский был прекрасным портретистом. Доказательством тому служит обширная музейная коллекция. Портрет купца первой гильдии Александра Антоновича Фокина - самая ранняя датированная астраханская фотография, на ней стоит владельческая надпись и дата: «1870 год». Фотографу особенно удавались изображения детей, за редким исключением почти все они безымянны. На фотографии в рост изображена Наташа Гудкова, которой, как гласит надпись: «От роду три года и семь месяцев». Трогает лаконичная надпись на снимке с изображением младенца в овале: «Я. Четыре месяца. 1886». Интересен портрет безымянного мальчика на детском велосипеде - возможно, первое фотоизображение астраханского велосипеда.



11. Младенец в белой рубашке. 1886.

Посетила ателье С.М. Вишневского и Екатерина Прохоровна Кустодиева с сыновьями Михаилом и Борисом, будущим знаменитым русским художником.

В коллекции фотографий музея находится несколько ранних снимков, авторы которых неизвестны. Сравнительным путем две такие фотографии удалось идентифицировать со снимками С.М. Вишневского. Дело в том, что паспарту самых ранних фотографий были безымянны. Определить их авторство очень сложно. В нашем случае надписей не было, но, сравнивая интерьер на фотографиях, мы увидели одинаковую мебель и ковер, что дало основание утверждать - это работы С.М. Вишневского. Одна из них представлена в книге - «Семейный портрет. 1860-1870 годы».



12. Е.П. Кустодиева с сыновьями Михаилом и Борисом (стоит) 1882-1883

С.М. Вишневский уделял большое внимание внешнему оформлению своих фотографий, он использовал пять фирменных бланков, которые заказывал в литографиях Одессы и Москвы. В ателье с удовольствием фотографировались горожане всех слоев населения. Много семейных фотографий, на одной из них изображены отец Константин Константинович и дед Константин Семенович - предки известного советского артиста театра и кино астраханца Виктора Константиновича Чекмарева.



13. Портрет неизвестной. 1870-е годы.

Очень любила фотографироваться у Вишневского учащаяся молодежь. Со старых пожелтевших «визиток» глядят на нас гимназисты Александр Аваков и Александр Постников, Валентина Воробьева и Евгения Богданова. На снимке изображен астраханец Николай Павлович Мартынов, житель села Началово, волостной писарь, участник переписи населения 1897 года.



14. Семья Чекмаревых. 1898.

С середины XIX века в России начали появляться альбомы с видовыми фотографиями. В Астрахани родоначальником видового жанра стал С.М. Вишневский. Он не раз объездил губернию. Результатом этих поездок стал «Фотографический альбом видов и типов Астраханской губернии». «Уже в 1866 году в ателье Вишневского можно было приобрести полный фотографический альбом г. Астрахани, состоящий из видов и типов».



15. Групповой портрет. 1890-е годы.

Альбом включает в себя видовые снимки Астрахани и ее окрестностей. Колоритно представлены жители губернии, выразительно переданы их национальные черты - лица, костюмы, обряды, трудовая деятельность, спортивные состязания. Все это делает альбом С.М. Вишневского ценнейшим документальным материалом по истории нашего региона. Два таких альбома хранятся в фондах музея-заповедника.



16. Портрет А. Авакова. 1896.

4 сентября 1871 года во время пребывания Александра II в Астрахани фотограф С.М. Вишневский преподнес свой альбом Императору и наследникам, за что был удостоен бриллиантового перстня. После этого события на оборотной стороне обложки альбома появилась надпись: «Государь Император наследник Цесаревич и Великие князья удостоили Высочайших наград фотографа Вишневского». С этого времени на оборотной стороне всех фотографий и изданий ателье появляется отличительный знак-виньетка с императорской короной наверху и надписью внизу: «Фотография Вишневского, удостоенная Высочайших наград Государя Императора и Великих князей».



17. Братья. 1890-е годы.

На одном из музейных альбомов имеется дарственная надпись самого фотографа: «На память от С.М. Вишневского Николаю Фомичу Скорикову. 15 сентября 1896 года. Астрахань». Н.Ф. Скориков - мемуарист Николая Гавриловича Чернышевского, астраханский общественный деятель, гласный городской Думы трех созывов, известный педагог, отдавший педагогической работе более сорока лет. С.М. Вишневский не единожды запечатлел Н.Ф. Скорикова среди учеников и на важных городских мероприятиях.



18. Подвоз и склад соли.

Даже после такой высокой оценки своей деятельности Степан Михайлович не замкнулся на салонных съемках. Он продолжал экспедиции по губернии, выпуская серии снимков, посвященные солепромыслам, астраханскому порту, станице Казачебугоринской, маякам на Каспии.



19.



20. Сани для перевозки рыбы.

Особенно ценны для нас фотографии, посвященные архитектуре и видам старой Астрахани. Возможно, о них написал С. Монастырский в «Иллюстрированном спутнике по Волге», вышедшем в 1884 году: «/Продаются/ местные виды в трех фотографиях на Варвациевском канале по 40 коп, за экземпляр». Одна из этих фотографий - С.М. Вишневского.



21. Борьба калмыков.

В музее хранится свыше двадцати больших листов с фотографиями - это разрозненные части альбомов мастера или крупноформатные фотографии, которыми было принято украшать стены комнат. Фотографии стали непременным атрибутом в убранстве дома. В правом нижнем углу снимков имеется надпись «Вишневский», выполненная методом тиснения. На фотографиях - улицы, набережные, здания Астрахани середины XIX века. Благодаря им мы можем увидеть, как выглядели улицы Полицейская и Московская, Ахматовская и Варвациевский канал, дом губернатора и Плац-парадная площадь, кремль и казачий пансион. Просматриваются торговые магазины, их названия, витрины, вывески, рекламные щиты, люди, одетые по моде того времени, средства передвижения - экипажи и телеги. Большинство этих фотографий, документально запечатлевших уже несуществующие уголки Астрахани, уникальны.



22. Персиянка.

В 1889 году Вишневский фотографирует преподавателей и воспитанников Астраханской духовной семинарии, в которой в это время учится Борис Кустодиев.



23. Девушка-татарка.

Начиная с 1873 года имя С.М. Вишневского постоянно встречается в «Памятных книжках Астраханской губернии» на протяжении двадцати семи лет. В 1899 году имя фотографа упоминается в последний раз.



24. Киргизский хан с женой.



25. Дама. 1860-1870-е годы.



26. А.П. Мартынов (справа) с другом. 1890-е годы.



27. Друзья. 6.1.1890



28. Наташа Гудкова. 13.5.1885



29. С.М. Вишневский. Вид на Плац-парадную площадь. 1870-1880-е годы.



30. С.М. Вишневский. Вид на Астраханский кремль с юга. 1870-е годы.



31. С.М. Вишневский. Вид на казачий пансион и Волгу. 1870-е годы.



32. С.М. Вишневский. Спасо-Преображенский монастырь. 1880-е годы.



33. С.М. Вишневский. Полицейская улица. 1870-е годы.



34.



35. С.М. Вишневский. Семейство астраханских татар. 1870-е годы.



36. С.М. Вишневский. Учащиеся Астраханского городского училища с Н.Ф. Скориковым (в центре справа). 1890.



37. С.М. Вишневский. Маяк на острове Чечень на каспийском море. 1870-1880-е годы.



38. С.М. Вишневский. Кран и пристань в порту. 1870-1880-е годы.



39. С.М. Вишневский. Полицейская улица. 1870-1880-е годы.



40. С.М. Вишневский. Ахматовская улица. 1870-1880-е годы.

По материалам ФОТОГРАФИЯ В АСТРАХАНИ 1861-1920 С.И. Нагайкина
Очерки по истории губернской фотографии Астрахань 2011 тираж. 1000

Вишневский, ФОТОГРАФИЯ В АСТРАХАНИ, Старая Астрахань, Астраханские фотографы

Previous post Next post
Up