Помимо указанных ранее в 1867 году в городе работают еще два других фотографических заведения: «Русская фотография» в Табачном ряду (улица Кирова) против дома купца Макарова и фотография Крюгера на Полицейской (Кирова) улице в доме купца Зурабегова. Однако февральский «Справочный листок» известил, что «по домашним обстоятельствам, отзывающим меня на родину, я намерен прекратить мои фотографические занятия, о сем доводя до сведения почтеннейшей публики, прошу желающих изучить фотографию с тем, чтобы принять от меня отлично устроенное заведение мое по самой умеренной цене, заявить о своем желании ныне же. Фотограф Крюгер». Других сведений о работе этих фотографий мы не имеем.
Друзья. 1870-е годы.
В 1870-е годы в Астрахани было открыто больше десяти новых «салонов светописи». Владельцы их стремились обосноваться в центре. Рекордсменами по количеству фотографических заведений стали Варвациевский канал (Набережная 1 Мая) и Полицейская улица.
2. Портрет неизвестной. 1870-е годы. Из коллекции М.Ю. Картуцы
После отъезда фотографа В.Ф. Веркмейстера в 1873 году на Варвациевском канале между Полицейским и Татарским мостами в доме Шишкина работало несколько фотографий. Одна из них принадлежала К. Смирнову. Сохранилось два снимка на собственном паспарту с изображением молодых женщин. Владелец другой фотографии - В.Л. Джура, и называлась она - «Новая Большая Московская фотография». Музей располагает одной фотографией на личном па¬спарту из ателье В.Л. Джуры. Есть основание предполагать, что в доме Шишкина работало ателье М.Я. Кожебаткина. В 1878 году на Канаве находилась фотография И. Романовского.
3.
На сопредельных к центру улицах также появилось несколько ателье. На Петропавловской улице (ныне улица Шаумяна, в районе ТЮЗа) в 1871 году в собственном доме разместилось фотоателье А.А. Хлебникова. Фотография работает уже несколько лет и оказывает многочисленные услуги посетителям - это видно из газетных объявлений: «Фотографическое заведение, получивши новые аппараты и материалы, имеет честь предложить почтеннейшей публике снимки карточек и портретов; имеются в продаже фотографические принадлежности... Желающие учиться фотографическому искусству, могут обращаться за уроками в фотографическое заведение».
4. К. Смирнов. Сестры. 1870-е годы. Из коллекции М.Ю. Картуцы.
После посещения Астрахани Александром II в сентябре 1871 года ателье предлагает «большой выбор копий с портретов императорской фамилии, писателей и всех замечательных лиц. Цена за карту - 10 копеек, за кабинетный портрет - 25 копеек». Постоянно действует система скидок при заказе большого количества фотографий.
5. Портрет матери и сына. 1875
В 1872 году в доме А. А. Хлебникова открывает новую фотографию еще один приезжий фотограф - баварский подданный Иоганн Мертельмейер. 12 апреля 1872 года ему выдается «узаконенное свидетельство» на право владения фотографией. Годом раньше И. Мертельмейер открыл фотографическое заведение «Новая Берлинская фотография» в Москве на Мясницкой улице в доме Ломакина. «В этом же году у баварского подданного Мертельмейера инспектором были изъяты негативы «безнравственного содержания». «Безнравственные карточки» фотограф изготовил для продажи на Нижегородской ярмарке. Можно предположить, что после этих событий несостоявшийся бизнесмен переехал на жительство в Астрахань.
6. Портрет мужчины. 1870-е годы.
Фотография А.А. Хлебникова динамично развивается, тем не¬понятней его объявление о продаже или сдаче внаймы дома в 1874 году. И вот финал - фотография ликвидируется. «В бывшей фотографии Н.К. Хлебниковой (жены?-С.Н.) продаются фотографические припасы, как-то: объективы, камеры, штативы, серебро, золото, альбуминная бумага и другие материалы», - писал «Астраханский листок» 17 сентября 1874 года.
7. Портрет А. Янковского, А. Румянцева, Д. Гекторова (с права налево) 7.9.1878
Больше о владельце ателье ничего неизвестно. Нам пока не удалось найти или идентифицировать ни одной фотографии А.А. Хлебникова. Со знаменитой астраханской фамилией Хлебниковых фотографа ничто не связывает. На страницах газет продолжает встречаться имя Нины Капитоновны Хлебниковой. В 1878-1880 годах она - член правления Астраханского благотворительного общества.
8. Портрет молодого человека. 1870-е годы.
Занятие фотографией привлекало предприимчивых людей из разных слоев общества. Подтверждение тому две фамилии.
В 1872 году подает прошение об узаконивании уже имеющегося у него в Астрахани фотографического заведения неграмотный саратовский мещанин Петр Григорьевич Роганков. Он имеет фотографию на Полицейской улице в доме Бочарева.
9. Портрет Н. Гинтылло с женой. 1870-е годы.
В сентябре свидетельство было выдано, к нему прилагался рапорт астраханского полицмейстера: «Имею честь донести, что саратовский мещанин Петр Роганков проживает в Астрахани с семейством по паспорту, выданному саратовским мещанским старостою 19 октября 1871 года сроком на один год за № 2719, имеет фотографическое заведение и в поведении Роганкова ничего предосудительного не замечено».
10. Н.Н. Зурабов. Портрет Л. Гинтылло. 1870-е годы.
В этом же 1872 году пожелал открыть свое фотоателье армянин Николай Никитич Зурабов, мещанин, состоящий в привилегии, брат известного астраханского купца, владельца нескольких магазинов Захара Никитича Зурабова. Возможно, ателье было открыто раньше. На оборотной стороне фирменного паспарту Зурабова в медальонах изображены портреты родоначальников фотографии, и стоит дата «1865». «Санктъ-Петербургскую фотографию Н.Н. Зурабова в Астрахани» владелец открыл во втором участке шестом околотке тринадцатом посте на Канаве около Армянского (Земляного) моста в доме родного брата. До сих пор этот участок Канавы, к счастью, оказался нетронутым, сохранился и дом Зурабова.
11.
Трудным и непредсказуемым оказалось это дело, поэтому не¬которое время спустя Николай Никитич передает свое ателье московскому мещанину Ивану Ивановичу Яковлеву. Но тяга к фотографии продолжала жить в душе, и в 1875 году он снова начинает заниматься любимым делом, а летом 1877 года берет новое свидетельство.
12. Портрет протоиерея М.И. Калантарова. 1870-е годы.
Судя по количеству фотографий, хранящихся в музее, а их пять, фотография Н.Н. Зурабова была востребованной. Она находилась рядом с Армянской слободой, и астраханские армяне были ее главными заказчиками. Среди имеющихся в музее фотографий - три портрета и два групповых семейных снимка. На одной из портретных фотографий изображен протоиерей Армяно-Григорианского Успенского собора Мельхиседек Иванович Калантаров. На семейном фото - Рох Гинтылло с женой. Вторая семейная фотография «Портрет матери и сына. 1875 год» интересна не только изображением, но и красноречивой надписью на обороте: «1875 года 13 июня прибыла к нам родительница в Астрахань, а отправилась из Астрахани 2 на 3 июля в 12 ночи того же года». Видно, писавшего переполняли сыновние чувства, да и вряд ли мог он представить, что эта фотография спустя многие годы окажется в музее. Нет имен изображенных, но есть дата, очень важная для истории астраханской фотографии.
13.
Неподалеку на Канаве у Пешеходного (Мечниковского) моста в доме Папаева в сентябре 1874 года открывается «Новая Тифлисская фотография «Перчь». Первым заказчикам предлагаются скидки и бонусы: «В продолжение 4-х месяцев за полдюжины визитных карточек берется 2 рубля и, кроме того, каждому заказчику выдаются в виде премии еще полдюжины этих же карточек».
14. Портрет неизвестного. 1870-е годы.
В 1870-е годы фотографические ателье в Астрахани появляются как грибы. Наивно предполагать, что их владельцы сидели сложа руки и ждали заказчиков. Шла острая конкурентная борьба, схватка за каждого посетителя. Ателье вынуждены были придумывать новые способы привлечения потенциальных заказчиков. Не на последнем месте были цены на фотографии. Самые высокие - у С.М. Вишневского, самые низкие - у А.А. Хлебникова. Постоянно обещались разнообразные льготы - предварительные пробные карточки, оптовые скидки, дополнительные и «премиальные» снимки, увеличение портретов и другие.
15.
В сентябре 1874 года открывается «Новая Большая Московская фотография» Михаила Яковлевича Кожебаткина, тоже на Канаве, в собственном доме, между Полицейским и Татарским (Адмиралтейским) мостами (ошибка в объявлении - С.Н.). Полагаем, М.Я. Кожебаткин купил ателье у В.Л. Джуры. Удивляет хватка этого новоиспеченного фотографа, ведь буквально в своем первом объявлении он пишет следующее: «Прошу почтеннейшую публику обратить свое внимание как на новоусовершенствованную работу. Я, не щадя издержек, пригласил лучшаго фотографа, жившего несколь¬ко лет в Москве у придворного фотографа г. Настюкова, а также я имею и хорошего художника; надеюсь удовлетворить все требования по искусству фотографии в лучшем виде».
16. Портрет молодого мужчины. 8.10.1877
В этом объявлении речь идет о «фотографе Высочайшего двора», известном русском фотографе Михаиле Петровиче Настюкове, ателье которого работало в Москве с 1862 года по 1883 год. В 1870 году он участвует во Всероссийской мануфактурной выставке и получает награду. У М.П. Настюкова было много учеников. «В начале 1870-х гг. одним из учеников Настюкова был Максим Дмитриев, в будущем известный фотограф, летописец приволжской жизни».
17. Автор неизвестен. Семейный портрет. 1860-1870-е годы.
Несколько месяцев спустя новое предложение: «От фотографии Кожебаткина. Из Англии мною получен большой аппарат новой конструкции, который снимает портреты до натуральной величины.Так как астраханская публика уже ознакомилась с моей работой и не оставляет меня своим вниманием, то я при увеличенном количестве заказчиков пригласил из Москвы еще и помощников и надеюсь, что моя фотография настолько улучшена, что не имеет конкурентов в Астрахани». В ателье изготовлялись разной величины портреты, копии с портретов, карточек и картин, групповые фотографии.
18. Автор неизвестен. С.К. и Т.И. Григорьевы. 1860-1870-е годы.
В музее хранятся три фотографии формата «визит» с изображением портретов молодых мужчин. М.Я. Кожебаткин использовал два фирменных бланка со своим именем внизу, оборотную сторону украшали стандартные медали с профилями основателей фотографического искусства - Дагера, Тальбота и Ньепса.
Четыре года спустя М.Я. Кожебаткин прекращает фотографическую деятельность, а сам становится успешным предпринимателем; спустя 20 лет - он купец, владелец барж.
И, наконец, в 1879 году открывает свою фотографию дворянин Каспар Томашевский. Других сведений о нем пока не найдено.
19. Автор неизвестен. Семья Дадашевых. 18.8.1866
О развитии астраханской фотографии 1860-1870-х годов рас-сказывают не только архивы, но и экспонаты музейного фонда.
В музее хранится единственный амбротип (позитивное изобра¬жение на стеклянной пластине, закрашенной с одной стороны черной краской) неизвестного автора, датируемый 1861 (?) годом. На нем изображено семейство Гинтылло. Музейная коллекция насчитывает несколько фотографий и документов из семейного архива, переданного в музей в 1970 году Любовью Александровной Гинтылло, бывшей классной надзирательницей Астраханской Мариинской гимназии. Отец ее, личный Почетный гражданин с 1900 года Александр Рохович Гинтылло, служил бухгалтером Астраханского отдела «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель».
20. Автор неизвестен. Варвациевский канал. Между Троицким и Ивановским мостами. Конец ХIХ - начало ХХ века.
Самая ранняя фотография, находящаяся в музее, датируется 18 августа 1866 года. Автор ее неизвестен. На ней изображена семья Мелании Акимовны Дадашевой (1834-1916), дочери одного из первых астраханских пароходчиков Акима Романовича Яралова.
На другой ранней фотографии неизвестного мастера изобра¬жен титулярный советник Семен Кириллович Григорьев со своей женой Татьяной Игнатьевной, урожденной Кирцан. С.К. Григорьев являлся смотрителем первых Алгаринских соляных озер ведомства Астраханского соляного правления. Императором Александром II в
1858 году «в воздаяние двадцатилетней беспорочной службы» ему был «пожалован знак отличия беспорочной службы на основании Устава для ношения на Владимирской ленте».
Эти уникальные снимки требуют дальнейших специальных исследований.
21. Автор неизвестен. Семья Гинтылло. Амбротип. 1861(?)
В конце 1860-х годов фотография становится частью повседневной жизни. И не случайно в «Астраханском справочном листке» за 29 октября 1867 года появляется большой фельетон Виктора Алабина «Сцены в мастерской фотографа». В десяти сценках в живой ироничной форме рассказывается о забавных эпизодах работы фотографа с клиентами. Персонажами, помимо фотографа, являются слуга, отец многочисленного семейства, барыня, армянин, девочка, чиновник - охвачены все слои общества. Каждый может узнать себя и, посмотрев со стороны, улыбнуться. Приводим несколько наиболее интересных сценок. Вот сценка с девочкой.
Девочка (подходит к зеркалу, а потом делает фотографу реверанс) - Я в этом сарафане пела в театре, и приятельницы мои просят на память карточки с меня. Так снимите, пожалуйста.
Фотограф (смеясь) - Вы теперь должны пропеть что-нибудь и, если споете хорошо, то будете на карточке очаровательны...
Девочка (наивно) - А без пения нельзя?
Фотограф (смеясь) - Конечно, нельзя.
Девочка (поет, делает реверанс) - Я теперь не в голосе, извини¬те (убегает).
Фотограф (пожимает плечами) - И пошутил невпопад.
А это сценка с чиновником.
Чиновник - Бонжур. Пожалуйста, мусье, чтобы мои штаб-офицерские погоны и крест в особенности вышли отчетливо, а о моей физиономии не беспокойтесь.
Фотограф - В таком случае удобнее снять портрет с одних погон и креста.
Чиновник - Кто же будет знать, что они мои?
Фотограф - Можно подписать ваше имя и фамилию.
Чиновник (обидевшись) - Вы, кажется, дерзки, милостивый государь (уходит), и другого найду.
По материалам ФОТОГРАФИЯ В АСТРАХАНИ 1861-1920 С.И. Нагайкина
Очерки по истории губернской фотографии Астрахань 2011 тираж. 1000