Пришлось мне тут по делам доехать до нашего стольного города и, надо сказать, каждая поездка заставляет серьезно призадуматься над организацией транспортных потоков у нас в стране. Начать надо с того, что одной из составляющих расходов любой компании (хоть крупной, хоть средней, хоть совсем маленькой) являются расходы на командировки сотрудников и транспорт вообще. Недавно даже посчитали, что компании работающие в России могли бы сэкономить кучу денег за счет более пристального контроля за командировочными расходами. Вот что, в частности,
пишут в статье "На командировках в России можно сэкономить до $700 млн". Почти треть работающих в России компаний - российских и международных - централизованно не контролируют затраты на командировки и деловые мероприятия, посчитали эксперты компаний Ernst & Young и American Express. При наличии контроля экономия в целом могла бы составить до 700 млн долларов в год.
Ясно дело, как только заходит вопрос о деньгах, неплохо бы посмотреть не только на те суммы, которые можно потенциально сэкономить, но и на те услуги и сервис, которые за эти самые деньги получают. Ну, что же начать можно с самого начала - воздушных ворот Среднего Урала.
Кольцово
Последний раз летал через наш аэропорт не так уж и давно -
в декабре прошлого года и в то время в аэропорту как раз шел ремонт. Когда сегодня вылетал из аэропорта, то уже видел "новое дизайнерское решение" для терминала. В принципе, вопросов к процедуре регистрации и прохождению пункта безопасности никаких нет - вопросы начинаются несколько дальше, а если быть точнее - в зале ожидания местных рейсов. По странному стечению обстоятельств практически весь зал ожидания занимают два кафе и один магазин. Одно кафе, правда, ещё не открыто, но место-то оно занимает уже сейчас и для пассажиров остаются какие-то куцие закутки для ожидания. Ладно, сейчас пока не самый разгар сезона, но ближе к лету - в новом терминале, скорее всего, можно будет хапнуть горя по той причине, что присесть будет совершенно негде. Ну, либо, прийдется садиться в кафе - других-то мест просто нет.
Зачем так сделали и почему отвели так мало место для ожидающих - понять трудно. Последний раз, кстати сказать, когда ездил в Рованиеми, то видел примерно подобный вариант решения размещения пассажиров. Но в Рованиеми аэропорт работает практически "с колес" (не успел я выйти из самолета, как на багажную ленту уже начал поступать багаж) - пассажиры особо не задерживаются, поэтому за счет очень четкой организации процесса обслуживания прилетов/вылетов и нет особого смысла держать большой терминал. Правда, надо будет ещё посмотреть, как будет выглядеть ситуация в аэропорту Рованиеми в случае задержки рейсов (чисто интереса ради).
(крошечный аэропорт Рованиеми, картинка кликабельна)
Домодедово
Практически всё время, когда прилетаю в Москву - прибываю/убываю именно в/из Домодедова. Понятное дело, что при большом пассажиропотоке и проблем будет больше, чем, скажем, в том же Кольцово. К примеру, не перестаю удивляться процессу организации прибытия/убытия пассажиров посредством
"Аэроэкспресса".
Мне так думается, что у нас очень много проблем в стране и, в первую очередь, очень много проблем с логикой. К примеру, до меня никак не доходит, кто и как спроектировал пути подвоза/убытия пассажиров таким образом, что уезжающий и прибывающий потоки смешиваются?
Сколько не думал - так и не понял, для каких таких целей на практически постоянном и непрекращающемся людском потоке ставить вращающуюся дверь, которая постоянно подтормаживает из-за этого самого большого пассажиропотока (как только в одну из секций двери заходит слишком много народа она начинает стопорится)?
Отдельного слова заслуживают кассы по продаже билетов на "Аэроэкспресс". Ладно, то что там образуются очереди пережить можно, но не совсем понятно для каких целей на перроне, куда можно попасть пройдя через турникет по купленному в кассе билету, установлены кассы по продаже этих самых билетов? Эти автоматы были бы полезны в зале прилета, но не перроне и именно поэтому когда на перроне была уже целая куча народа, ожидающая поезда, возле автоматов было пусто. И то, что возле автоматов никого нет, но при этом в кассах стоит очередь, надо полагать, говорит о том, что эти автоматы пассажирам просто "до узды".
На всякий случай нарисовал даже примерную схемку смешивания пассажиропотоков, который происходит за счет того, что прибывающие и убывающие пассажиры не разведены в разные стороны (как это надо вообще-то делать, если делать "по уму", а не абы как). К тому же, практически все пассажиры имеют при себе тот или иной багаж и в случае наличия сталкивающихся потоков вполне себе возможны травмы. По всей видимости у нас слишком много здоровых людей, так что пара лишних травм, полученных при случае, им точно не повредит.
(картинка кликабельна)
В общем, пока ни на один из возникших у меня вопросов я пока ответа так и не нашел.
Upd. Только сейчас прочел
в ЖЖ пользователя
ottenki-serogo. Да, как-то здорово у нас обстоит дело с проектированием зданий и прилежащих территорий. Такое чувство, что непонятно кто проектирует непонятно для кого, хотя, казалось бы - сейчас ведь никто не мешает подходить к процессу проектирования серьезно и вдумчиво, отталкиваясь от потребностей человека (как удобнее пройти, как удобнее выйти, как человек будет передвигаться). Но при таком подходе, надо понимать, необходимо задействовать уже не пятую точку, а голову. Но, судя по результатам, нам в ближайшее время такой подход не особо грозит.