May 31, 2013 15:24
Дивергенция человейника -2
Надобно продолжить тему предыдущего поста, представляющего небрежный набросок с кратким конспектом ранее высказанных (в т. ч. подзамочно) взглядов. Расписать отдельные детали. Что такое Аркигрэм и в чём его историческое значение для архитектуры и для социального планирования. Зачем западному обществу нужны многообразие и изменчивость. Каково их значение для гиперинновационной экономики постиндустриализма. Каково значение толерантности для многообразия и изменчивости. Почему, собственно, происходит дивергенция.
ОК, предельно вкратце. Дивергенция происходит потому, что общество более не в силах амортизировать встающие перед ним вызовы, любой ценой оберегая от их осознания миллиарды невротиков. Крах Модерна (истощение природных ресурсов, в частности) вынуждает вводить принцип "спасение утопающих - дело рук самих утопающих". Типа, вы как хотите, а мы строим спасательные шлюпки.
При этом одна часть человейника (постиндустриалы) мобилизуется. Стать членом этой части человейника можно лишь при соблюдении жесточайших требований к самому себе. Избавление от неврозов, раз. Непрерывное образование (в т. ч. по нескольку дипломов ВО, плюс регулярные курсы, семинары, тренинги, лекции, чтение монографий, справочников, пособий, даже во время ожидания в очередях или вождения авто - прослушивание аудиокниг, чтобы время не пропадало и чтобы мозг ни на секунду не расслаблялся), два. Высочайший динамизм (тот самый неономадизм - предложили высокооплачиваемую работу на другом конце света - купил билет и поехал), три. И это не какие-то прожекты, это стиль жизни десятков миллионов людей уже сегодня.
Другая часть человейника отказывается приспосабливаться к переменам. Напротив, она начинает им спопротивляться, огораживаться от них, избегать их, от покупки хижины в горах и сурвивализма - и вплоть до разных форм джихадизма (не обязательно исламского - чем русско-ноцаналисты отличаются от исламистов, кроме дизайна эмблематики, не понимаю). Можно сказать, растущая часть человейника занимает позицию "ах так, ну я тогда вообще перестану меняться и признавать дух времени".
Отказ от перемен, обскурантизм и архаизация не означают какого-то всемирного единства регрессивных сил. Напротив, среди них происходит подлинное "вавилонское смешение языков", без способности о чём-л. договориться. Чем сильнее дизадаптация - тем ниже договороспособность, это же азы. Нет и не может возникнуть никакого братства традиционалистов, включающего русско-ноцаналистов и исламистов, например. Более того, внутри себя и ноцаналисты, и исламисты (и прочие контрмодернисты) обнаруживают тенденцию к дроблению и самоуничтожению.
Неспособность человейника к требуемому темпу перемен вызывает проблему глобального дефицита природных ресурсов. Если под другим углом, то проблему перенаселения. Взаимосвязь простая. Новые технологии создают новые материалы и новые способы их производства, добычи необходимых для него ресурсов. Нет новых технологий - нарастает дефицит природных ресурсов. Ну, например, технологии очистки промышленных сбросов. Нет их - ухудшается экологическая ситуация, что ведёт к падению производительности труда и урожайности. Или технологии вторичной переработки отходов - тут и экология, и добыча сырья из мусора.
Традиционализм с инновациями несовместим, это и "по определению" (дедуктивно) так, и эмпирически. Нет и не может быть никакого "атомного православия". Чтобы в России появилась атомная промышленность, пришлось расстрелять сотни тысяч попов и посадить миллионы святош. Не может быть современной науки вне свободы мысли, вкл. свободу верить в Бога, быть убеждённым атеистам или осторожным агностиком. И тут нет места компромиссу: вот, по будням мы будем придерживаться свободы слова, а по выходным в стране и в мире будет бушевать обскурантизм и свирепствовать инквизиция. Или в одних отношениях мы будем рациональными и толерантными, а в других - невротиками и ксенофобами. Как только нетерпимость получает хоть какую-то лазеечку, через неё протискивается весь груз индивидульной и групповой дизадаптации.
Простой пример. Вот, сообщалось, что японские учёные создали технологию переработки фекалий (точнее, фильтрации сточных вод) в котлеты. Сможет ли традиционное общество принять такую новую технологию? В состоянии ли общество изменить рацион питания, способы приготовления пищи, саму философию кулинарии? Вместо обработки исходных продуктов перейти к производству и употреблению смесей с заданными биохимическими и вкусовыми свойствами. А ведь таких технологий на подходе тысячи. Протезирование, клонирование, трансплантология, перемена пола, генная инженерия, медицинская наноробототехника, иммортализм - это только некоторые направления, непосредственно затрагивающие организм человека.
Применение этих технологий требует отказа от традиционных представлений о том, что такое вообще "человек". Представим себе типичного цивилизованного человека, каким он, вероятно, будет через каких-то сто лет. Он выбирает себе форму организма, созданного при помощи генной инженерии и протезирования. От модели "Шестирукий Шива" до модели "Летающий ангел". Одновременно он выбирает базовую продолжительность жизни (от 100 до 50000 лет) и один из нескольких десятков гендеров (с соответствующими анатомическими и физиологическими примочками).
В его мозг имплантированы нанороботы, позволяющие полностью контролировать его эмоциональный фон, например, получать изысканное наслаждение от поедания тех самых копрокотлет. Вкус пищи задаётся нанороботами, можно выбрать, например, "Героический", синтезирующий активность мозга при прослушивании Третьей симфонии Бетховена, при вдыхании запаха лавра и при миньете полуобнажённой мулаткой...
А как вам стирание грани между телом, одеждой, домом и всей окружающей средой? Когда кибернетическое тело постчеловека будет создаваться по модульному принципу, с подключением требуемого числа и формы рук, ног, глаз, ушей, пенисов, вагин, а ткж экзотических щупалец, ультрафиолетовых сканеров и внутрикорпоральных отростков? Зашёл в кафе, подключил (plug-in) к телу биокресло, внешний желудок и внешнюю печень, заодно поменял десяток глаз. В процессе переваривания пищи внешними органами пищеварения, подключился через гобальный wi-fi к мировой сети напрямую в мозг, наблюдая мир сотнями тысяч телекамер, электронных микроскопов и радиотелескопов одновременно...
Совместимо всё это с традиционализмом, обскурантизмом, ксенофобией? Понятно ведь, что нет. Даже самые первые, самые робкие шаги в этом направлении несовместимы. Просто сопоставьте: постчеловек с сорока глазами (в диапазоне от ультракоротких радиоволн до рентгена), тремя пенисами и четырьмя вагинами - и "православный" клоун, громящий несанкционированный гей-парад.
А других направлений НТР сейчас нет. Может, и могли бы быть, но на то десятилетия нужны. А их нет. Да и некому этим сейчас заниматься - есть мейнстрим и он занят именно этим, всё, точка.
Сказанное не значит, что все "традиционалистские" изыскания - не более, чем невротический бред, умело разжигаемый манипуляторами. На 90%, может, на 99% даже - да. Но не только. На несколько %% это поиск возникающей на наших глазах Постцивилизации - поиск корней, или всего того, что необходимо сохранить из Истории... при радикальном от неё отказе.
Альтернативы нет. Альтернатива - вымирание человейника, т. к. просто отказаться от технотронной цивилизации, вернуться в "средневековье", или в "первобытнообщинный строй" уже нельзя. Разрушена природно-ресурсная, технологическая, антропологическая база прежних "цивилизаций" и "формаций". Да и сколько могла кормить планета первобытных людей? И какая бы развернулась конкуренция за гигантские пространства, необходимые племени для ведения охотничье-собирательского образа жизни? Одна эта конкуренция привела бы к подрыву экологического баланса, с массовым вымиранием видов (в т. ч. и необходимых для выживания доаграриев, являющихся их кормовой базой).
Poll Дивный Новый мир