Иллюзии

Jun 28, 2011 15:56

Блаженны нищие духом

Приходилось ли вам видеть, как три-четыре цыганки, обступив богато упакованную молодую женщину (а то и мужчину), что-то лопочут, одновременно шаря по карманам и сумкам жертвы? Жертва, в этом случае, выглядит совершенно беспомощной. Это может происходить даже в самом центре МСК, в людном месте, среди бела дня. Люди, отвернув головы, проходят мимо.

Что делает цыганок способными вот так, в легкую, обирать вполне благополучных россиян и россиянок? Отчего такое превосходство сильного организма над слабым? Все дело в том, что россияне "играют в игры", на которые уходит 99,9% их энергии. А те цыганки не играют. Они просто ближе к реальности. Более "макиавеллистично", "фон-неймановски",  мыслят, реагируя на происходящее "здесь и сейчас".

Мне кажется, такой тип мышления, не увязший в повседневной рутине, и есть то, что в Нагорной Проповеди называется "нищенством духа". Это то состояние сознания, которое обычно возникает у людей, которым нечего терять. Состояние алертности, сосредоточенности, целеустремленности, безжалостности. В первую очередь, отсутствие "жалости к самому себе". Оно очень часто связано с буквальной нищетой, хотя совершенно не обязательно.

Расскажу по этому поводу одну историю немного знакомых мне людей. Думаю, она достаточно показательна, "феноменологична". Дело происходит в МСК.

Молодая приезжая девица знакомится с приезжим чуть старше нее. Он - работящий, основательный, жаждущий крепкой семьи, хотя и не чуждый алкоголю. Эдакий рабочий ишак. Не самый худший представитель местной фауны. Она - самая обычная россиянка. Она много лет живет и учится за его счет. Получает диплом юриста. Естественно, по получении диплома сразу бросает своего "гражданского мужа". Хотя у них есть ребенок. Кажется, она утверждает, что от него.

Новоиспеченный юрист гуляет налево и направо. Живет свободной жизнью освобожденной российской женщины. Встречает, между прочим, недавно "откинувшегося" уголовника. Уголовник - коренной москвич, в ходе последней посадки лишившийся квартиры. Кажется, ее отобрала у него его предыдущая сожительница.

Уголовник регулярно бьет молодого юриста, продает вещи из дому. Покидать гостеприимный дом, при этом, абсолютно не желает. Ведь, по сути, он просто бомж. Молодой юрист неоднократно пытается с ним расстаться. Бомж ловит ее в темном подъезде, бьет и насилует. Заявляет, что любит ее, а если она его бросит, то убьет и ее, и ее ребенка.

У молодого юриста сильнейший стресс, с органическими проявлениями (расстройства желудка, мигрени, экземы e t. c.). Она пытается обращаться то в милицию (где ее тупо отфутболивают, ведь пока что бомж никого не убил, а свидетелей угроз у нее нет), то в прокуратуру (где ей дежурно обещают разобраться), то к знакомым. Никто ей помочь не в силах. Ведь что такое московская прокуратура против отчаявшегося бомжа?

Если серьезно, корень ее бед, конечно, в ней самой. Она совершенно неспособна контролировать свои чувства и мысли. Контролировать, хотя бы, свое поведение. Хотя бы не подавать виду, как ей страшно. Не может выключить стандартную бабью реакцию: решать проблемы передком. Она вновь и вновь сходится с бомжем, и дело, видимо, идет к тому, что квартира достанется ему, а она с ребенком окажется на улице, а то и в могиле.

Интересно, что бомж внешне далеко не "аллен делон". Хотя и сама молодой юрист, надо признать, не совсем "василиса прекрасная". По ее внешнему виду, кстати, и не скажешь, что у нее такие проблемы. Обычная офисная "серая мышка", как миллионы других. Встретив ее в учреждении, в котором она работает, даже не подумаешь, что оно вот так.

Идиот, естественно, сразу заверещит, что это какое-то отклонение от нормы. Что мадам какая-то "не такая". Конечно, случай относительно редкий (хотя редкие случаи происходят постоянно, с каждым; только редкости все время разные). Отклонение, однако, не она. Она - самая обычная россиянка. Отклонение - он. На общем фоне - личность достаточно выдающаяся. Не опускает, так сказать, руки. Хотя и подонок, что говорить. Но таки подонок отдельно, а "котлеты отдельно".

Речь не о подонках, а о рутине. Речь об Игре. Играющий живет в счастливом неведении о подстерегающих его проблемах. Однажды коснувшись реальной жизни, он испытывает шок. Столкнувшись с ней "нипадеццки", рискует потерять все.

Игра - это мир карго-культа, мир "потемкинских деревень". В нем происходят всяческие замечательные вещи: что-то непрерывно куда-то "растет", "удваивается", кто-то кого-то "догоняет и перегоняет", а следующее поколение всегда рассчитывает на очередное "светлое будущее". Люди непрерывно понтуются друг перед другом. Покупают в кредит дорогие, явно не по карману им, тачки, хвастаются мобильничками, тренируют перед зеркалами высокомерные поджимания губ или угрожающие вытаращивания глаз.

К сожалению, не имею морального права пересказывать истории некоторых вполне состоявшихся знакомых, со многими миллионами "зелени". Истории, подчас, удивительные. А главное, наглядно демонстрирующие, что герои их недалеко ушли от вышеописанного молодого юриста. Но многие и без того уже догадываются, что правят нами отнюдь не наполеоны, и даже не багратионы. Далеко не багратионы.

Мои недавние посты об Игре выросли из обсуждения темы (не-) изменения людей в ЖЖурнале  schegloff :
http://schegloff.livejournal.com/437746.html
http://schegloff.livejournal.com/438525.html

Обсуждение продолжилось в ЖЖурнале  mata_ariki :
http://mata-ariki.livejournal.com/34258.html?thread=109010#t113106

Люди, способные к (незначительным, но продуктивным) переменам - редчайшие уникумы. И необходимым условием этих изменений является отсутствие ЧСВ, т. е. выход за пределы Игры. Та самая нищета духом необходима. Когда не цепляется человечек за свои шаблоны, мнение о нем окружающих, происхождение, собственность и прочие игровые фишки. Один на один с Реальностью. В отсутствие таких людей на ключевых позициях в государстве и обществе - только энтропия, дорога "вникуда".
Previous post Next post
Up