СОВМЕСТНЫЙ СЕМИНАР ВАДИМА АЛЕКСАНДРОВИЧА ЛЕВИНА ДЛЯ ДУМАЮЩИХ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ))))))))))

Oct 09, 2013 13:53



7 - 8 - 9 НОЯБРЯ, 2013 Г.
ХАЙФА
ЛЕОН БЛЮМ 46 - САДИК "ТИП ТОП" (бывший "МОФЕТ")

запись по тел 054-6623011

Вадим Левин
ЧТЕНИЕ С МАМОЙ И С УДОВОЛЬСТВИЕМ
(о секретах стихов, сказок и… педагогики)
Введение: Почему возраст любви к поэзии завершается вскоре после поступления ребёнка в школу? (Загадка, которую Корней Чуковский поставил перед педагогами и родителями).

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ БИОГРАФИЯ СОВРЕМЕННОГО РЕБЁНКА
ОТ КОЛЫБЕЛИ - ДО ПАРТЫ
(По ступенькам читательского развития).

проспект семинара:
Современный ребёнок становится читателем несколько раз. Первый раз - ещё в колыбели. Но надолго ли?
Когда чтение начинает доставлять радость ребёнку и обогащать его?
Детская поэзия - наследница первобытных обрядов общения матери с ребёнком





ПОТЯГУШКИ И ТОПОТУШКИ. - Читатель первого года жизни
“Материнское чтение” новорождённому - эмоциональное непосредственное общение и первый шаг к духовному сближению взрослого с ребенком
Из ДЕДского репертуара (© Вадим Левин):
o​ “По тропинке, по дорожке” (топотушка)
Литература для самых маленьких - игры на двоих
Зачем читать ребёнку стихи, содержания которых он не понимает?
Чтение на вырост. - Методическая подсказка неопытным родителям: что и как читать новорождённому и младенцу?
Что даёт годовалому ребёнку материнское чтение?
Что будет после года?



ПРОБЕГАЛА МЫШКА В НОРКУ… - Раннее детство: от года до трёх
Для женского голоса: чтение со взрослым - праздничное общение и игра
Из ДЕДского репертуара (©):
o​  Мышка с коркой („Пробегала мышка в норку…“),
o​  Семеро утят („В озере играют семеро утят…“)
Что даёт чтение-игра ребёнку, которому от года до трёх?
Что будет после трёх?



ОКОЛО ОКОШКА СПИТ НА СОЛНЦЕ КОШКА… - Дошкольное детство: от трёх-четырёх до шести-семи
Стихи-игры на двоих, групповые игры в стихах и сказках, стихи для игры наедине с собой. - Методическая подсказка: что и как читать с детьми, которым от трёх до семи
Чтение в группе малышей и родителей
Методическая подсказка от Маршака („Детские стихи должны проверяться дважды!“ - сказал Самуил Яковлевич).
Стихи для игры дома (когда к ребёнку приходят гости), в детском саду, в литературном кружке:
​  „Стенка, стенка, потолок…“
Из ДЕДского репертуара (©):
​ Разговоры с мамами (загадка в лицах):
​ Первый разговор,
​ Второй разговор.
Игры, спрятанные в стихах (и примеры того, как мы извлекаем из стихов игры, которые там от нас прячутся):
​ Пугливые мышки (по Маршаку: „Вдруг! Раздался! Страшный! Звонннннн!“);
​ Сонный слон (по Токмаковой);
​ Было тихо (по Новелле Матвеевой).
Из ДЕДского репертуара (©):
​ Спящая Кошка („Около окошка спит на солнце кошка…“);
​ Уж („Уж бежал кривой дорожкой…“);
​  Паучок („Он по паутинке шёл издалека“);
​  Как зайцы дразнят лягушек.
Зачем Корней Иванович читал малышам русскую поэтическую классику и при этом ничего не пояснял?
Для дошкольника сказка - та же сюжетно-ролевая игра, только совершаемая в воображении.
Чему непреднамеренно может научить нас малыш, если мы захотим у него учиться.
Что даёт чтение дошкольнику?
Что будет дальше? Когда придёт “время для головы”?
Занятия литературой (восприятие и детское сочинительство) играют в жизни ребёнка ту же роль, что и ведущая деятельность этого периода детства.
Полноценное восприятие искусства на каждом возрастном этапе (в младенчестве, в дошкольном детстве, в юности) - это разные способы восприятия.
Причины, из-за которых младший школьник охладевает к стихам и сказкам. Может быть, главная причина связана с особенностями социальной ситуации читательского развития в младшем школьном возрасте?
„БУКВЫ, В ШКОЛУ СОБИРАЙТЕСЬ!“ - От чтения слушания к чтению своими глазами.
Стихи-игры и сказки-игры для обучения чтению. - Методические подсказки: как помогать малышу приобретать навыки чтения, не теряя дошкольной любви к стихам и сказкам?
Из ДЕДского репертуара (©):
​ „Азбука для Аннушки“;
​ Первый текст для самостоятельного прочтения;
​ Грамотные телята (“ударная” игра со стихами);
​ Чтение с помехами, которые… помогают, или Игры для начинающих грамотеев;
​ Уж;
​ “Буквы, в школу собирайтесь!” (Две сказки с секретами);
​ Чтение-игра;
​ Лиса и мышь (по Николаю Сладкову: партитура мячик-чтения - для двоих);
​ Маленькая сказка (по Геннадию Цыферову: партитура мячик-чтения - для группы). 30



II​  ОТ ПАРТЫ - КУДА? (Школьная развилка в читательской судьбе ребёнка: три траектории эволюции читателя в школьные годы).
(1) Горизонтальная траектория эволюции читателя: школьное обучение не влияет на читательское развитие.
(2) Нисходящая траектория эволюции читателя: школьное обучение вредит читательскому развитию и губит его.
(3) Восходящая траектория эволюции читателя: школьное обучение развивает читательские потребности и совершенствует читательские способности.



III​ МЕТОДИКА НЛО (Как обеспечить начальное литературное образование).
1​ Исходная идея НЛО - включение маленьких читателей в учебные литературные игры и открытие читателем „автора в себе“ (в ходе этих игр), а затем и в читаемых произведениях.
Педагогической опорой для воплощения этой идеи служат:
- читательский опыт ребёнка и формирование у школьника литературных предпочтений; участие взрослого в детских читательских переживаниях;
- литературное творчество детей, возникающее в учебных литературных играх;
- формирование детско-взрослого читающего сообщества и непосредственные эмоциональные реакции со стороны сообщества как социальное подкрепление успехов юных авторов.
2​ Виды занятий, формирующие у младшего школьника культуру чтения.
3​ Первый вектор читательского развития младших школьников - развитие читательского опыта и ориентировка в мировой библиотеке:
a​ „Просто чтение“.
(1)​ „Чтение-слушание“ и „Чтение своими глазами“: преодоление барьера. Примеры сценариев урока.
(2)​ „Чтение-слушание“: партитуры чтения, примеры.
(3)​ „Чтение своими глазами“: партитуры чтения, примеры.
b​ Работа с классной библиотечкой „Лесенка“.
c​ Занятия, направленные на создание детско-взрослого читательского (читающего) сообщества.
4​ Второй вектор читательского развития младших школьников - освоение элементарных художественных средств в качестве материала игры и попытки литературного творчества.
a​ Учебные игры (речевые и литературные) на разных возрастных этапах.
(1)​ Знакомимся. Тренировки для сноровки (развиваем память, наблюдательность, внимание, речь...).
(2)​ Театр для себя (этюды, инсценировки…)
(3)​ Что читаем, тем играем (игры, спрятанные в стихах и сказках).
b​ Цикл занятий „Секреты стихов и сказок“ (Заглядываем внутрь стихов и сказок: как они устроены?) Примеры сценариев уроков:
(1)​ Секрет первый. «Грохочет слово, словно гром» (звукопись).
(2)​ Секрет второй. «Родион, выйди вон!» (инструментовка).
(3)​ Секрет третий. «Квинтер, квантер, жэс!» (стихотворный размер, ритм).
(4)​ Секрет четвёртый. «Похожие хвосты» (рифма).
(5)​  Секрет пятый. «Что на что похоже» (сравнения).
(6)​ Секрет шестой. «Щука щуку укусила» (юмор в стихах).
(7)​ Секрет седьмой. «Не пиф! Не паф!» (художественная деталь).



c​ Детское литературное творчество.
5​ Открытие „автора в себе“ (а затем - и в читаемых произведениях) и развитие у школьника потребности в чтении подлинно художественной литературы. Уроки чтения после „Открытия автора в себе“:
(1)​ «Нивы сжаты, рощи голы» (стихи).
(2)​ Твёрдая «Косточка» (проза).
(3)​ «Прыжок» (проза).
(4)​ «Пожар» (проза).
(5)​  «Почему Чиполлино луковый, а Буратино деревянный?» (сказки).
6​ Совместное литературное развитие детей и родителей.
7​ Замечания о детском сочинительстве: неочевидные возможности и потенциальные опасности.
Что может быть в средних и старших классах?

Занятия с детьми

Previous post Next post
Up