Неоднократно отмечала, сколь дивно нашему театру удаются постановки русской классики.
21 декабря на малой сцене давали тургеневского
«Нахлебника».
Нас любезно пригласила
Тамара Николаевна.
В середине 19 века поднимаемые Тургеневым вопросы были настолько щепетильны и необычны, что спектакль запретили аж на целых десять лет. И сегодня в афише стоит стыдливая пометка «12+», но это скорей дань моде, нежели серьезное предупреждение. По нынешним меркам история проста. Тургенев - не Островкий. Он мягок и сентиментален. Но отсутствие в произведении ярко-выраженного действия традиционно компенсируется сильной психологической составляющей.
Интересно, что в современном свете питерский чиновник Елецкий (основная мишень авторского негодования) практически не вызывает антипатии, а дворянин, проживающий у него на хлебах, не воспринимается, как однозначно-положительный персонаж. Тем не менее, «крик души» В. С. Кузовкина в исполнении заслуженного артиста России Андрея Сидоренко никого не оставил безучастным - в зале многие плакали.
Молодожены Елецкие (Юрий Богородицкий и Полина Шатохина) настолько хороши и благополучны для нашей действительности, что их финальный поступок, задуманный автором, как «апофеоз унижения маленького человека», воспринимается, скорей, патовой развязкой, нежели трагедией.
В самодурстве соседей (Анатолий Кирьяков и Сергей Сергеев) Тургенев видел отмирающее прошлое, поэтому не счел нужным направлять на них «острие обличения». Вряд ли он мог предположить, сколь живучи окажутся эти персонажи.
Общая идея спектакля настолько непроста, что его сложно назвать комедией. А благодаря проникновенной, искренней и глубокой игре всего состава, «Нахлебник» стал эмоциональным потрясением в двух действиях.
Рекомендую.