Стемнело. “Выходи, Нэвилль!”, - снова слышится отвратительный крик его бывшего соседа Бена Кортмана. Нэвилль приник к дверному глазку и тут же в ужасе отпрянул. Нет! Он больше не может смотреть на эти уродливые, искаженные голодом, лица. На женщин, задирающих платья и делающих пахабные жесты, в надежде соблазнить его и заставить выйти из укрытия. Дом надежно защищен, окна забиты, внутри Роберт сумел установить генератор, так что холодильник переполнен замороженными продуктами. Даже не хочется вспоминать, сколько ему пришлось просидеть на консервах. Но утром работа начнется сначала. Проверка окон, дверей, ограды. Развешивание чеснока и заготовка кольев. Поездка по городу на машине и… Господи, скольких он убил? Сотни, тысячи. Выходи, Нэвилль! Только проклятого Кортмана никак не удается отыскать. Интересно, где он прячется от дневного солнца?
Из рецензии на книгу "Я - Легенда"
I am BEOWULF!
Beowulf
This is SPARTA!
Лёня
Я - Хороший актёр!
Уилл Смит
Я пишу говёные сценарии, а Тот Парень мне помогает.
Марк Протосевич, сценарист фильма "Я - Легенда"
Художественный фильм
"Я - херовый докторЛегенда" (I am Legend)
В главной роли Уилл Смит
Весёлый парень Роберт Нэвил проживает на личном ранчо под названием "Нью-Йорк". Живёт бобылём, любит только свою собаку (платонически. надеюсь), а людей, соответственно ненавидит.
Весёлому парню Роберту Нэвилу безумно скучно на ранчо - женщин нет, друзей нет и по телевизору одни и те же новости про выборы постоянно Превед, Медвед!. От скуки Роберт гоняет по ранчо на необъезженном мустанге и охотится на диких косуль с родной трёхлинейкой имени товарища Мосина, замаскированной под буржуйскую винтовку под загадочным названием эмшестнадцать. Стрелок из Роберта никакой, поэтому домой приходится вечно нежрамши. Ну, то есть, Доширак-то у него всегда под рукой, но от него у бедняги Роберта настолько твёрдый стул, что сфинктер весьма вероятно покрылся рубцами (это остаётся за кадром и на совести сценаристов). Роберту больно и обидно. От чего людей он ненавидит всё больше и всё глубже уходит в себя.
Значится днём Роберт занимается всякой фигнёй, например, выставляет близлежащие лавки на предмет двд с поревом. Впрочем каждый раз трясущимися ручонками откладывает порево и твёрдо берёт "Шрека" за жабры. Молодец - стойкий моральный образ, прям комсомолец. Да, ну так вот, днём - фигня, а вечером работает. Причём работает не кем-то там, а учёным-вирусологом. Но это сейчас. По жизни-то он был армейским спецом Оплота Демократии по разным интересным болезням интимного свойства и дослужился ажно до полковника. А потом в Нью-йорк мигрировали орды ценных северных пушных зверьков и всех пожрал этот проклятый хомяк. Первыми хомяк пожрал больных раком, а уже больные раком пожрали всех остальных, ну и в других позах тоже пожрали. В итоге девяносто процентов населения Земли стали чем-то похожим на вампиров - на свет не выходят (ультрафиолет, видите ли, жжёт), пьют кровь, боятся чеснока и весьма заметно тупеют.
Соответственно, Роберту некий добрый гражданин сболтнул, что-де ценный пушной зверёк заразил всех вирусом т-вирусом, к которому сам Роберт неким загадочным образом иммунен. Вот этот-то вирус Роберт и изучает долгими одинокими вечерами. Я, говорит, всех спасу, лекарство найду и неипёт. Но покамест не получается. Вот уже три года как.
Так бы и продолжалось, но однажды, гоняясь за неким Оленем, Роберт наткнулся на логово местных болельшиков Спартака вампиров, где обнаружил гарну дивчину, которую не преминул утащить к себе в койку в лабораторию - для опытов гинекологического характера. Естественно тут же обнаружился шустрый качок с тренажёрки, у которого даже на надбровных дугах по бицепсу, заявивший права на девку. Но Роберт ловко показал ему фак и ушёл бряцая автоматом - качок таки не сдюжил солнечный свет: загар, говорит, - это не по-пацански.
Но свет светом, а мстю вершить надо, ибо девка в полном соку, а у качка только один мускул не докачан, да и тот качается токмо в естественных условиях - внутре. Без девки, соотвественно, никак, ибо пидорасом пацану быть не к лицу. Пацану, короче, тоже больно и обидно, посему жизнь Роберта отныне не будет столь же беспечна как раньше. Такова селяви.
***
Примерно так. Как кто-то из зрителей уже, вероятно, знает, фильм этот основан на романе некоего Ричарда Матесона. Как можно заметить из куска заметки в эпиграфе - книга, как показала практика, вообще не о том, о чём кино. В книге Роберт яростно бухал и постоянно ловил глюки о погибших жене и дочке, от чего практически полностью съехала крыша. В фильме же, в сценарии, оставили линию с постепенным сумашествием, но как-то вяло и без огонька. Извините, но разговоры с манекенами как-то не тянут на жёсткие признаки шизы.
Кроме того, вампиры в книге показаны гораздо более человечными и не настолько крутыми, как местные терминаторы, которые в лёгкую вышибают башкой стальные двери на куче запоров, а также голой пяткой разламывают стальные же ставни.
Впрочем это всё мелочи. В конце-концов там в титрах ясно указано - по мотивам книги. Так что можно рассматривать сценарий как таковой.
И вот как раз с ним, со сценарием, как с самостоятельным произведением, всё далеко не так радужно, как могло бы быть.
Собственно из фильма нихрена не понятно, как так случилось, что Нэвил остался совсем один в городе и почему он, собственно, иммунен к вирусу. Ладно, предположим, что все превратились в вампиров, но хоть какие-то намёки во флешбеках Роберта, которым отведена добрая треть фильма, могли бы быть. Ан нет - нетути. Да и хер бы с ним. Сценаристы просто ставят перед фактом.
Кем именно работал в армии Роберт тоже нифига не говорится. Обложка "Time" с фасом Нэвила и припиской "Спаситель?" тоже мало что объясняет (к сожалению не удалось разобрать, что там написано ниже). Вероятно действительно вирусолог какой-то. Но хочется больше конкретики.
Вообще много информации о мире фильма черпается из газет, журналов и листовок разбросанных и расклееных тут и там, что не особо радует. Это смотря фильм дома можно поставить на паузу и вдумчиво почитать, а в кинотеатре хрен там было. Обидно.
Двигаемся дальше. Вроде как "Я - Легенда" позиционируется как триллер и драма. Это было бы хорошо, если б триллеру не отвели пять и три минуты экранного времени соответственно.
Да, не спорю - эпизод в логове мутантов\вампиров снят и задуман отлично. Да, в нём действительно становится слегка не по себе, но и там куча пробелом и провалов в сценарии. Например, зачем Нэвил постоянно прикрывает свет фонарика на винтовке: мутанты что, реагируют на свет? Так нет, дальше нам показывают, что не реагируют. Вообще непонятно видят ли они свет как таковой. Да и вообще, если упыри, как выясняется позже, тупо дохнут на солнечном свету и ультрафиолет им весьма неприятен опустим факт того, что это было уже тыщу раз, то какого хрена фонарик не ультрафиолетовый?
Почему собственно группа мутантов, на которую наткнулся в темноте Нэвил, никак на него не отреагировала, хотя они смогли бы его и услышать и увидеть свет фонарика и учуять Нэвила по запаху, в конце-концов. Получается у них вообще нет никаких органов чувств кроме зрение, да и оно атрофированно донельзя?
Вопросов масса, а ответы не видать. Это весьма огорчает.
Что же касается драмы, то бедняжка Уилл весь фильм яростно пытается нам доказать, что он таки хороший актёр: свирепо хиурит брови, делает грустные глаза и всё такое.
Лично мне (лично мне) он сумел показать себя актёром только в эпизоде умерщвления любимой собаки, в котором и заключается вся драма фильма. Всё остальное, типа ах-мои-жена-и-дочка-погибли-у-меня-на-глазах, ах-я-один-тут-торчу-в-этом-сраном-ньюйорке-уже-три-года, впечатления не производят.
Впрочем бодрые американские обыватели слегка со мной несогласны и уже занесли в кинотеатры родины более 177-и мильёнов зелёных американских рублей. Видать не одна пачка попкорна бесславно погибла под потоком слёз жалости и слюней умиления. Ну и пусть их.
Но самое главное, что лично мне (лично мне) больше всего не понравилось, это развитие приблизительно с середины фильма второй сюжетной линии. Ну, когда Роберт уволок в лабораторию девку для опытов, а ёйному хахалю это пришлось не по душе (плюс он был у мутантов чем-то вроде главного. видать это и есть пресловутый сосед Бен Кортман из книги). Извините, но это полная тупость, что гады не смогли\не захотели найти Роберта за три-то года. Пускай он шифровался, заливая следы чем-то похожим на бензин, чтобы отбить запах; передвигался по городу исключительно по будильнику, сверяясь с расписанием восходов и закатов и т.д. Но в Нью-Йорке же хренова куча миллионов жителей? Пускай кого-то эвакуировали, пускай не все превращенные в вампиров выжили, но чтобы за три года ни один из оставшихся хотя бы случайно не увидел из какого-нибудь тёмного угла как Нэвил заходит к себе домой - это бред.
Предположим ну никак не могли найти. В тоже время главный мутант откудато узнал, что Нэвил ежедневно ходит в один и тот же магазин двд дисков, ежедневно разговаривает с манекенами, и смог на основе этого построить ловушку как две капли воды похожую на то, что использовал сам Роберт для поимки девки-мутантки. Что это за маразм вообще?
Кроме того Нэвил отбиваясь ясно видит, что Главный явно руководит другими уродцами, у них есть какое-то подобие языка, и плюс они используют и, видимо, даже дрессируют мутировавших же собак. И он как полный идиот отрицает, что в мутантах не осталось ничего человеческого. У них даже некое подобие социума есть, как нам это преподносят по крайней мере. То есть налицо даже банальная несостыковка видео ряда с диалогами\монологами. Маразм одним словом.
Про заключительную часть фильма, когда к Нэвилу в гости приезжает живая девка с сыном, вообще можно писать часами - настолько всё плохо. То есть, для начала, они сами говорят, что пробыли в городе несколько дней - искали его. Как они выжили там, где Нэвиле понадобился весьма хорошо укреплённый особняк - опять-таки не объясняется. Где они были всё это время и как выжили там слегка рассказывается, но без подробностей. Куда они едут, видите ли, известно - в горы где много-много диких обезьян, где якобы есть лагерь выживших и не мутировавших. Когда Роберт спросил откуда девка это всё знает, она затараторила про знамение божье и, право слово, в этом месте я едва не зарыдал - до того дебильно.
А дальше была концовка. Пафосная, тупая и беспощадная. Лекарство к вирусу Роберт, разумеется, нашёл, да и то на халяву. Видите ли подопытная, которой он давным-давно вколол анти-вирус наконец-то очеловечилась. Чем он был занят если увидел это так поздно - непонятно. Неужели метаморфоза произошла мнгновенно?
Да и вообще, как учёный-вирусолог, Роберт должен был по обнаружении у себя иммунитета немедленно попытаться вколось свою кровь в качестве лекарства, как это делали в тыще других подобных фильмов, и что было бы самым разумным и очевидным решением. Но нет, тогда сценарий не о чем было б писать. И действительно, чего это я - деньги ж надо зарабатывать как-то уважаемой студии Варнер бразерс.
В общем резюмирую. Фильм реально стоит смотреть только из-за двух-трёх сцен. В кинотеатр ходить не надо: спецэффектов там кот наплакал, а те что есть - в большинстве своём убогие (особенно компьютерные мутанты).
Полтора часа Уилла Смита, как показала практика - это таки перебор. Хотя наших самых маленьких зрительниц наверняка привлечёт его оголённый и весьма накачанный торс, показанный в одной из сцен.
Тем, кто читал книгу фильм вероятнее всего не понравится - слишком разнятся.
А так, посмотреть можно один раз - убить вечер, но не более того.
З.Ы. По книге, кстати, сняли кроме рассматриваемого ещё два кина: итальянское 1964 года выпуска - "Last Man on Earth", и "Omega Man" 1971-ого года - по видимому американских. Их я не смотрел, но горят ничего общего.
Вовремя подорванная граната спасёт человечество от ещё полутора часов Уилла Смита мучений