Хотя сама повесть, как и Вам, показалась мне посредственной, идея сущностного соответствия между двумя системами кодов - карточного и генетического - проблеск истины, не иначе.
Вполне возможно, что фантастический сюжет был навеян реальным фактом из истории генетики. Утверждают, что Георгий Гамов, американский физик русского происхождения, открывший троичную структуру кодонов ДНК, пришел к своему открытию, «разложив пасьянс» из четырех карточных мастей, каждая из которых представляла один из четырех базовых нуклеотидов - «букв» генетического кода.
Те из нас, кто увлекался пасьянсом-«косынкой» и помнят принцип сочетания карт, вполне могут повторить открытие Гамова.
Хотите узнать, как?
*****
Сперва - краеугольный камень. Согласно герметической философии, в основе проявленного мира лежат четыре начала. Что бы мы ни изучали, везде будут присутствовать эти две пары дважды противопоставленных элементов (вспомним пресловутые четыре ножки у стола). Без двойного противополагания нет устойчивости, а значит, не может быть ни формы, ни материи.
В алхимии четыре первоначала называются: огонь, вода, воздух и земля. Как мы рассмотрели в
предыдущей заметке, они символически отражены в четырех мастях малых арканов Таро - мечах, чашах, жезлах и пентаклях, или в эквивалентных им мастях обычных карт - пиках, червах, трефах и бубнах.
Футуролог Роберт Антон Уилсон (Robert Anton Wilson) однажды высказал предположение, что четыре масти игральных карт (произошедших из малых арканов Таро) описывают четыре азотистых основания, лежащие в основе генетического кода.
Не кажется ли невероятным, что тот, кто придумал Таро, знал молекулярную биологию?
Вопрос, как часто бывает, неправильно поставлен. На самом деле древним Школам было доступно Знание гораздо более всеохватное и фундаментальное. Они понимали, как работают Закон Четырех и принцип комплементарности, а генетический код органической жизни на Земле - лишь частный случай информационной системы, использующей данный Закон и данный принцип. И не случайно четверичная структура генетического кода, раскрытая в 20-м веке, оказалась точной копией универсальной матрицы четырех стихий.
В генетике четыре начала или «буквы», которыми пишется «текст» РНК, называют урацил, цитозин, гуанин и аденин. Урацил U и цитозин С принадлежат к одному химическому классу - пиримидинам, и противостоят другому классу, пуринам - гуанину G и аденину A. Два класса легко отличить друг от друга, глядя на формулу: у пиримидинов она представляет из себя простой шестиугольник, а у пуринов - шестиугольник, соединенный с пятиугольником.
Кроме того, внутри пары U и C, а также пары G и A тоже есть противопоставление изменяющийся/неизменяющийся по признаку закономерной мутации РНК.
В четверице стихий есть двойное деление по двум признакам. Элементы, разделяющие общее качество, (например, теплоту/холодность или влажность/сухость) хорошо смешиваются и сочетаются, как огонь и воздух. Элементы, не разделяющие никаких общих качеств, считаются противостоящими. Они не смешиваются, как огонь и вода, оставаясь всегда отделенными друг от друга.
Точно такой же принцип наблюдается в четверице кодов ДНК. Только те из них, которые не разделяют никаких общих качеств, образуют пару в цепочках ДНК/РНК. Напротив А в одной цепи всегда стоит U в другой цепи, а против G всегда стоит С.
Противостоящие друг другу элементы кода называются комплементарными или взаимодополняющими.
Здесь следует сделать небольшое, но необходимое отступление...
...Принцип комплементарности - один из основополагающих в устройстве мира. (Эта заметка на самом деле посвящена ему, а карты и ДНК - только повод, частный случай). Ни одна эзотерическая Школа не обходится без обучения этому принципу, в том или ином виде, и знание молекулярной биологии или химии вовсе не обязательно для его усвоения. Можно вместить понятие комплементарности, к примеру, нашивая цветные заплатки на свой халат-хирку, как это делали дервиши.
В.В.Верещагин. Два дервиша в Туркестане, 1869-70
...Или как мастера керамики, сочетая цвета в мозаичном панно.
Мозаичные плитки комплементарных (дополнительных)
цветов, соединенные в пары
Фрагмент керамической мозаики, Фес, Марокко (фото мое)
...Или как искусные витражисты, подбирая цвет стекол, пройдя сквозь которые, солнечный луч обретет цвет. При наложении под определенным углом, два разноцветных луча - например, красный и зеленый или желтый и фиолетовый - сольются в белый цвет. А того, кто сидит в этот момент в созерцании, вдруг пронзит наитие, и он вместит - не умом, но чем-то помимо него, - что противоположности - лишь разные оконечности Единства...
Фото сделано мной в мечети Насир-ол-Молк в Ширазе, Иран
В разных вариациях пасьянса-«косынки» тоже используется принцип комплементарности, хотя и неполный. Так, при раскладке карт, на красную масть можно положить только черную, а на черную - только красную, по принципу сочетания активного и пассивного начал.
Вероятно, в изначальной версии пасьянса, который был обучающей игрой, принцип комплементарности соблюдался до конца - карта бубновой масти могла сочетаться только с трефовой, а пиковая - только с червовой. Именно так раскладывается «пасьянс» генетического кода в двойной спирали нашей ДНК. Исключений нет, и быть не может... по той же причине, по какой замок с замком не соединяется, ключ с ключом тоже, и в чужой замок ключ не войдет, а вот в свой - пожалуйста, потому что они комплементарны. Так ключ с замком на время становятся одним целым.
*****
В упоминаемой вначале фантастической повести ученый-генетик для игры в свой необычный пасьянс использовал оригинальную колоду из 64-х карт. У меня есть сильное подозрение (хотя и нет доказательств), что изначально карт в малых арканах Таро было именно 64, по 16 карт в каждой масти - столько же, сколько клеток на шахматной доске. (По сути, это те же самые элементы, только в шахматах их комбинации изучаются через движения фигур, а в картах - через расклад).
64 клетки шахматной доски, как мы выяснили, математически выражают идею комплементарности в аспекте двойственности.
Гексаграммы Ицзин и генетический код, используя те же самые элементы, передают идею комплементарности в аспекте троичности. Вспомним открытие Гамова, доказавшего, что четыре нуклеиновые «буквы» генетического кода используются в сочетаниях по три, которые называются триплетами: например, ААС, GUA, CUG и т.д. Таким образом, потенциально возможно 43 или 64 триплета.
Дальше будет немного сложно, поэтому кто не хочет вдаваться в подробности, можно сразу перейти к концовке.
Итак, когда мы с Вами, уважаемый
gray_swan, обсуждали вопрос, как могло бы выглядеть соответствие элементов «кода 64» - шахматной доски, Ицзина и генетического кода, мне стало очень интересно разобраться.
За основу я взяла уже известную нам таблицу соответствия 64-х триплетов ДНК гексаграммам Ицзина:
Автор диаграммы соответствия генетического кода и гексаграмм Ицзин д.ф-м.н. С.В.Петухов
Затем каждую из четырех «букв» генетического кода я обозначила одним из четырех цветов: красным, желтым, зеленым и фиолетовым, среди которых есть две комплементарные пары - красно-зеленая (С-G) и желто-фиолетовая (A-U):
Затем я окрасила этими четырьмя цветами триплеты в таблице, и вот какая великолепная картина получилась:
Почему великолепная? Потому что с окраской разными цветами стало совершенно очевидно, что в таблице 64 кодона расположены строго по принципу комплементарности (дополнительности) - то есть именно так, как они сочетались бы в парах цепочек ДНК. Комплементарные триплеты расположены друг напротив друга, как в зеркале (например, UAA и AUU).
Но это еще не все. Оказалось, что получившаяся картинка представляет из себя фрактал: самоподобную систему, «матрешку». Каждая из четырех частей содержит четыре подобные ей малые части, а те, в свою очередь, еще четыре подобные части.
Разложив «пасьянс» из этих трехбуквенных карт, мы можем получить любую из возможных цепочку ДНК/РНК. Например, такую:
Теперь интересный вопрос: каким могло бы быть соответствие между этими трехбуквенными «картами» генетического кода и обычными игральными?
Я думаю, что в троичном представлении гипотетическая колода из 64 карт выглядела бы примерно так:
К - король;
Р - рыцарь, хотя его нет в большинстве современных колод, он есть в малых арканах Таро;
Д - дама;
В - валет
Как уже говорилось, каждая масть соответствует одной из четырех стихий: пики - огню, трефы - воздуху, червы - воде и бубны - земле. Отсюда цвета, выбранные мной для каждой масти.
В «Символике Таро» П.Д.Успенский выражает предположение, что, кроме соответствия мастей и стихий, в каждой отдельной масти король символизирует главное начало, или огонь, дама - противоположное ему начало, или воду, рыцарь - третье начало, или воздух, и паж (валет) - четвертое начало, или землю. Я принимаю такое соотнесение, и оно отражено в таблице.
Таблица очень красива, универсальна и содержит невероятное количество информации. Если с ней разобраться как следует, можно даже понять, что нужно для создания философского камня. Не зря Элифас Леви сказал, что «человек, заключенный в тюрьму и не имеющий других книг, кроме Таро, если ему известно, как с ним обращаться, способен в несколько лет приобрести универсальные познания и будет в состоянии говорить на любую тему с недосягаемой эрудицией и неистощимым красноречием».
Однако мы не будем заходить так далеко, а вернемся к номерным картам. Как пишет далее Успенский, туз вновь означает огонь, двойка - воду, тройка - воздух, четверка - землю. Я также принимаю это соответствие как правильное, только буду использовать 12 номерных карт вместо 10, для полноты четвериц.
И вот, наконец, используя таблицу, можно разложить пасьянс из карт, которые будут соответствовать цепочке ДНК/РНК из нашего примера:
Конечно, наша ДНК - «пасьянс» неизмеримо более сложный, нежели любой из известных нам игровых, но... принцип того, как он складывается (комплементарность) - ровно тот же самый.
«Природа синтетична в своих проявлениях, и простота лежит в основе ее самых по внешности запутанных феноменов», - это слова доктора Папюса, изучавшего Таро.
*****
Изучая Закон Четырех в вещах и явлениях разного порядка, мы начинаем понимать, что все в мире создано по одним и тем же лекалам, по Единому Плану. Умение находить подобия - способ развития сознания, используемый Школами Мудрости в прошлом и настоящем.
Ведь если Бог присутствует во всем проявленном, то не может не быть так,
чтобы малое было подобно великому,
мельчайшая часть клетки подобна Вселенной,
а все сотворенное - своему Творцу.