В
предыдущей части о Первом Ключе я сказала, что самым коротким путем к познанию тайн Вселенной для человеческого разума является сакральная геометрия. На самом деле есть еще один короткий путь - это алхимия. Если геометрия помогает понять, как Дух нисходит в материю, то Великое Делание имеет дело с обратным - восхождением от материи к Духу. Поэтому Второй Ключ - алхимический, хотя и зашифрован при помощи геометрии.
Строго говоря, этот Ключ нельзя назвать масонским: скорее, розенкрейцеровским. Различие, впрочем, несущественно, потому что Братство Розы и Креста, чьему учению следовал создатель Ключа, немецкий алхимик 16-го века Михаэль Майер, - ветвь от корня той же самой древней Традиции, к которой принадлежали и Строители.
Майер был личным врачом императора Рудольфа II и некоторое время жил при его дворе в Праге, которую этот германский правитель сделал алхимической столицей Европы. Обладавший широчайшими познаниями в области естественных и оккультных наук, Михаэль Майер был также талантливым поэтом и композитором, создававшим музыку по пифагорейским принципам гармонии. Примечательна его дружба с Мастером герметических наук, англичанином Робертом Фладдом, возможно, и передавшим Майеру знание Ключа.
Основной работой Михаэля Майера была «Убегающая Аталанта» (
Atalanta Fugiens, 1618) - уникальное в своем роде сочетание алхимических гравюр, стихов, прозы и удивительных по красоте
фуг, созданных как музыкальные Триады. Использованный в алхимическом труде Майера «мультимедийный» способ передачи, задействующий одновременно чувства, образное восприятие и рассудок, автор объяснял так:
«...Все необходимо познать интеллектом, привести к нему, как к судье и повелителю, после того, как чувства восприняли это подобно исследователям и посыльным, подобно стражникам, охраняющим врата города».
Хотя все пятьдесят гравюр «Убегающей Аталанты» замечательны, нас будет интересовать только одна - Эмблема 21, потому что геометрический Ключ содержит именно она:
“Fac ex mare et femina circulum inde quadrangulum, hinc triangulum, fac circulum, et habelis lapidem Philosophorum”.
Текст под ней звучит так: «Сделай из мужчины и женщины круг и квадрат, отсюда треугольник, сделай еще круг и получишь Камень Философов».
На первый взгляд, иллюстрация полностью повторяет текст. Однако становится ли хоть сколько-нибудь понятнее из этого объяснения и этого рисунка, как получить Камень Философов? Конечно, нет.
Эмблема 21 - типичный пример стеганограммы, где за видимым и даже имеющим смысл текстом или изображением стоит совершенно другое послание. Разглашение тайн Братства во времена Майера запрещалось под страхом смерти, поэтому цель данного объяснения - не столько прояснить, сколько спрятать тайну Ключа от непосвященных, оставив скрытое указание тем, кто знает хоть что-то.
Сейчас времена другие, и любой человек, хотя бы поверхностно знакомый с сакральной геометрией, сразу увидит несуразности этого рисунка - например, вершину треугольника, которая ни во что не вписывается и оканчивается «нигде». Положение этой точки - против всех правил и сразу привлекает внимание. И не зря, потому что оно указывает на нечто скрытое.
Если провести из центральной точки, на которую указывает ножка циркуля Геометра на гравюре, окружность, проходящую через эту вершину (новая окружность обозначена красным цветом на рисунке внизу), а затем описать вокруг нее квадрат, то полученный квадрат будет равен по площади внешнему кругу.
Как показано Дж.Мичеллом и А.Брауном (J.Michell & A.Brown),площадь красного квадрата равна площади внешнего круга с точностью 99%.
Источник этой и следующей иллюстраций
Но это только первая часть указания на квадратуру круга в иллюстрации Майера.
Вторая даже интереснее.
Если начертить еще один квадрат, проходящий через две нижние вершины малого квадрата (зеленый квадрат на рисунке внизу), его периметр будет равен длине большой окружности на гравюре Майера с точностью 99,9%. Одна из ножек циркуля Геометра точно повторяет линию диагонали спрятанного квадрата, а другая расположена почти под таким же углом, как и сторона квадрата. Случайность? Конечно, нет. Это второе указание на квадратуру круга - на круг и квадрат, на сей раз равновеликие не по площади, а по периметру.
То, что лишь один квадрат может быть проведен через две эти точки, было показано голландским исследователем
Б.Янссеном, также обнаружившим, что если развернуть полученный квадрат на 45 градусов и построить треугольник, взяв за основу радиус большой окружности и длину стороны спрятанного квадрата (то есть по-иному прочтя инструкцию «сделай из мужчины и женщины круг и квадрат, и отсюда треугольник»), получится вот что:
Если кто-то из уважаемых Собеседников еще помнит схему из предыдущей заметки, которую я просила хорошенько запомнить, то сейчас вы об этом не пожалеете, потому что Эмблема 21 в скрытом виде содержит ту самую идею, которую в прошлый раз мы назвали Ключом Жизни:
Оранжевый треугольник состоит из двух равных прямоугольных треугольников со сторонами 1 : √ф : ф. Такой тип треугольников имеет замечательные свойства, восхищавшие Кеплера, в честь которого он и был назван. Длины сторон треугольника составляют геометрическую прогрессию, да не простую, а золотую - ряд Золотой Пропорции! Это та самая Золотая Лестница, по которой - единственной - может Дух перейти из бесконечного круга в конечный квадрат, низойти в проявление... или наоборот, подняться из конечного в бесконечность, из квадрата стать кругом.
Вот почему Майер, так хитроумно спрятавший Ключ Жизни в своей гравюре, назвал его Камнем Философов. Оставив диаграмму квадратуры круга незримой, Майер все же косвенно указал на ее присутствие следующим пояснением к Эмблеме 21, придав своим словам алхимический подтекст:
Для алхимиков нет ничего необычного в превращении круга в квадрат. Они используют квадрат, получаемый из круга, чтобы продемонстрировать, что любое простое тело может быть разложено на четыре элемента. (…) Трансформацией квадрата в треугольник они учат о том, как порождается дух, тело и душа.
Если ту сторону кеплеровского треугольника, что взята из квадрата, считать телом, а ту, что порождена окружностью, - духом, то гипотенуза треугольника будет соединяющей их душой. Удивительно ли, что эта связь - отношение Золотой Пропорции?
*****
У Майера в инструкции после треугольника был еще один шаг - дополнительная окружность, завершающая получение философского Камня. Б.Янссен предположил, что это некая маленькая окружность, венчающая треугольник в точке его пересечения с большим кругом:
Источник Что это за окружность, и каковы ее отношения с другими частями Ключа Жизни? Эту маленькую, но чрезвычайно важную деталь мы рассмотрим, говоря о
Третьем Ключе.