Полулегендарная фигура суфия, которого в Казахстане называют Арыстан-Баб, а в других странах Арслан-Баба, остается, пожалуй, самой мистической в ряду Мастеров, учивших на территории современного Казахстана.
По преданию, Арыстан-Баб был сподвижником Пророка Мухаммада (мир ему!), то есть родился за несколько веков (!) до начала своей работы в Средней Азии. Некоторые источники идентифицируют его с личностью Салмана-и-Фарси, распространявшего учение Пророка в Персии. (Данная идентификация, однако, помимо проблемы хронологии, создает много других вопросов, на которые я лично так и не нашла убедительных ответов, поэтому оставляю ее в области легендарного).
Легенда Казахстана гласит, что однажды во время совместной трапезы, на которой присутствовал Арыстан-Баб, Пророк вручил ему косточку хурмы, велев передать ее достойному преемнику Учения по имени Ахмад, и ради выполнения этой миссии одарив Арыстана-Баба необычайным долголетием. (Как пояснил один из друзей, на казахском языке любой экзотический фрукт с мясистой мякотью и косточкой называется хурма. Это могла быть как сама хурма, так и финик, маслина или нечто подобное. Учитывая местность, где жил Пророк, скорее всего легендарной косточкой изначально была именно косточка финика).
Итак, Арыстан-Баб получил предмет силы - аманат, который все это время носил у себя во рту, странствуя из одного места в другое, пока не пришел в местечко Яссы (в наше время город Туркестан на юге Казахстана). Встретив семилетнего
Ахмада Ясави, Арыстан-Баб, наконец, узнал в нем индивидуума, предназначенного продолжить учение Пророка, и отдал ему аманат. Вскоре после этого события Арыстан-Баб перешел в лучший мир.
Передача Ахмаду Ясави предмета силы, полученного от Пророка, несет в себе целый ряд метафор, в простых образах запечатлевших довольно сложные концепции. С одной стороны, то, что финиковая косточка была получена от родоначальника линии суфийских Учителей, делает ее символом бараки - неосязаемой преобразующей силы, передаваемой по линии преемственности (силсила).
С другой стороны, согласно учению о внутренней трансформации, тонкие вещества, накопленные в результате собственных усилий Мастера, могут содержаться в субстанциях его тела, а также быть наслоенными на внешние объекты. Методы получения этих тонких веществ или
«эликсира жизни», являются
частью древнего знания, имевшего распространение в том числе и в Средней Азии.
Финиковая косточка Арыстан-Баба - образ силы Мастера Традиции, переданной тому, кто способен ее правильно приложить и преумножить. Возможно, вся история передачи аманата Ахмаду Ясави представляет собой ни что иное, как легенду... возможно. Но то, что и во время своей земной жизни, и по сей день сущность Арыстан-Баба и место его упокоения отдают заряд накопленной им силы - никто из побывавших там не станет отрицать.
Эта фотография была сделана у мавзолея, построенного в 12-м веке в казахском селении Отрар на месте захоронения Арыстан-Баба.
Как гласит легенда, Тамерлан, пытавшийся построить мавзолей Ахмада Ясави, которого особо почитал, терпел неудачу за неудачей - здание обрушивалось. Тогда во сне ему пришло откровение, что вначале нужно построить мавзолей духовного Учителя Ясави - Арыстан-Баба. После того, как мазар в Отраре был возведен, и мавзолей Ясави был успешно закончен. Как нам пояснила наша прекрасная проводница, казахская узбечка, целительница и дервиш Камила, в таком же порядке теперь совершается и паломничество - вначале Отрар, затем Яссы (Туркестан). Этому порядку мы и следовали.
Святая святых мавзолея - место, где стоит гробница Арыстан-Баба, была закрыта для посещения, поэтому мы сели рядом и молча делали зикр. К нам подошел хранитель мавзолея (он запечатлен на фотографии ниже), пытливо рассмотрел нас, заглядывая в лицо, и сказал: ну, задавайте вопросы. Мы немного растерялись и ответили, что просто хотели побыть рядом со святым. Узнав, что мы издалека, хранитель открыл внутреннее помещение мавзолея и, пригласив нас туда, прочитал с нами суру. Он произвел впечатление человека очень открытого и в чем-то даже по-детски непосредственного, но при этом у него, судя по всему, было хорошо развито то, что называют чувствознанием или прямым восприятием. Наш Хранитель сходу улавливал качество и свойства сущности посетителей. Меня, к примеру, удивило, что он сразу спросил, кто в моей семье занимается целительством (такой близкий родственник у меня действительно есть).
Наши казахские Друзья говорили, что, по традиции местных паломников, следует провести ночь в молитвах у мавзолея Арыстан-Баба, чтобы установить контакт с сущностью святого - руханийят.
(О том, что такое руханийят, и почему при посещении мазара можно приобщиться к сущности святого, писал Идрис Шах в книге «Суфии»:
«Одной из задач паломничества к гробницам или посещения мест, где жили те или иные Учителя, является установление контакта с реальностью или сущностью Учителя. ...Суфии верят, что суфийская деятельность, целью которой является создание Совершенного Человека, вырабатывает определенную силу, которая сама по себе способна формировать некую индивидуальность. Это не следует путать с идеей магической силы, так как сила, развиваемая в искателе, будет действовать лишь в том случае, если его побуждения чисты, а сам он лишен эгоизма. Более того, она будет действовать особым образом, а не так, как этого может ожидать искатель»).
К сожалению, всю ночь провести в Отраре мы не смогли, но побыли в этом удивительном месте посреди совершенно открытой степи пару часов перед закатом. Для меня это время суток обладает наибольшей силой, и часы, проведенные с Арыстан-Бабом, были интенсивным позитивным переживанием на фоне чувства любви, душевного покоя и отрешенности. Приведенная ниже фотография с видом на закатное небо из арки мавзолея, на мой взгляд, отражает наше внутреннее состояние и настроение момента.