Я несколько беднее, мне то "В поисках..." попались лишь десять лет назад. Это была первая книга, содержащая не только общие рассуждения, но и руководство к действию. "Рассказы вельзевула" я прочитал позднее. В связи с этим вопрос: не приносят ли книги Успенского вред своей доступностью?
Я не думаю, что они вредные. Там нет ни одного конкретного упражнения, а описания практик вроде самонаблюдения скорее общепсихологического характера. По моему мнению, книги Успенского - замечательный "ослик", который подвозит искателя к воротам Традиции. Пожалуй, нет лучшей книги, которая подавала бы идеи Традиции в форме, настолько хорошо воспринимаемой интеллектуально-центрированными людьми. То, что понимаешь уже позже - с ослика придется слезть, чтобы войти в дверь :)
Об "интеллектуально -центрированности" я и писал: Успенский схематичен, тогда как ни в одной книге Гурджиева нельзя найти чёткой картины учения, она постепенно открывается после многих раз перечитывания, но об этом вы уже писали. Разумеется "ослик" остаётся "осликом" что бы он ни вёз.
Да, схематическое изложение, хотя и удобно, часто ограничивает возможности ума рассмотреть вопрос с разных сторон. Истинные суфии предпочитают метафоры и фабулы схемам и определениям.
Бахауддин Накшбанд в своих советах обрисовывал искомое при помощи многократного определения того, чем "это" НЕ является, нежели лобовым определением того, чем оно является. Диаграммы, если и применяются суфиями, редко сопровождаются толкованием под запись.
Читал эту книгу еще в студенчестве, но тогда она прошла почти мимо. Пора развлечений еще не прошла, но самонаблюдение запомнилось на всю жизнь. Правда применял я его опять же только для того, что бы не было скучно, когда совсем делать нечего ((( Понятие самотождествления хороший подспорщик при работе с правилами, спасибище огромное и всех с Мушкил Гушой ))))
И Вас также с вечером МГ! Самонаблюдение в состоянии скуки - одно из наиболее полезных, кстати. Как писал Шах, "отслеживайте фазу антиклимакса (самую низшую точку фрустрации)" - потому что когда командующее я, жаждущее развлечений и стимулов, доходит до фрустрации, возникает очень важная возможность для того, чтобы другие аспекты я вступили в игру.
У каждого свои значимые книги, если не считать классику. Гурджиев - классика, Успенский - ... Я его читал после Гурджиева, и он мне показался слабоватым.
У каждого свои значимые книги, если не считать классику. Гурджиев - классика, Успенский - ... Я его читал после Гурджиева, и он мне показался слабоватым.
Восприятие книг действительно очень индивидуально. Кто-то "Вельзевула" считает записками сумасшедшего... хотя это настоящая энциклопедия, если отнестись непредвзято и разобраться, что к чему...
Comments 12
Reply
Reply
Reply
Бахауддин Накшбанд в своих советах обрисовывал искомое при помощи многократного определения того, чем "это" НЕ является, нежели лобовым определением того, чем оно является. Диаграммы, если и применяются суфиями, редко сопровождаются толкованием под запись.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment