Те из нас, кто читал дервишескую историю о Мушкиле Гуше (я ее приводила
здесь), наверное, помнят эпизод, где старый дровосек никак не мог попасть к себе домой из-за забывчивости своей маленькой дочери.
«Забывчивость» (forgetfulness) или завеса, гафлах (ghaflah) - это суфийский технический термин, обозначающий свойство непробужденного сердца - сердца, окутанного завесой. Гафлах - не потеря памяти в обычном смысле. В книге «Суфизм для сегодняшнего дня» (Sufism for Today) Омара Али-Шаха, в разделе «Употребляемые термины», этот термин объясняется так: «Гафлах вызывает рассеяние внимания, которое, среди прочего, делает невозможным правильное выполнение упражнения».
Предположим, для целей данного обсуждения (и только для него), что дровосек представляет из себя благое намерение искателя сделать упражнение, а его дочь - способность сделать это упражнение.
Дровосек хочет попасть домой, и в этом полностью зависит от дочери, потому что КЛЮЧ-ТО ОТ ДОМА У НЕЕ! И ЕДУ только она готовит! И даже ВОДЫ дать только она может! Хоть караул кричи бедному дровосеку, потому что он сам по себе ничего не в состоянии сделать…Только он начинает упражнение или зикр, дров нарубил, с полной вязанкой пришел домой....как вдруг раз - и на полном ходу врезается лбом в дверь, а на двери табличка - «Ушла в гафлах». Благое намерение сделало свою часть работы, приведя человека к началу упражнения, однако процесс прерывается за неимением энергии внимания. Что же ему делать, с упражнениями его, и вообще, чисто по жизни? Нужно что-то решать со способностью к концентрации, чтобы не рассеивалось внимание.
А как?
Во-первых, и это первая мысль, которая приходит в голову - нужно увеличивать способность накапливать и сохранять особую энергию внимания. Эта энергию можно сравнить с топливом. В обычном состоянии у человека этого топлива в наличии - абсолютный минимум, то есть все, что он накапливает, тут же тратится на нужды повседневной жизни. Нет запаса топлива внимания - нет развития. Для увеличения запасов этого особого "топлива" у дервишей существуют специальные упражнения на концентрацию.
Во-вторых, суфийские упражнения задуманы таким образом, чтобы задействовать одновременно разные виды внимания. Поэтому, например, используются музыка (воздействующая на внимание чувства), визуализация (воздействующая на внимание ума) и что-то, затрагивающее телесные ощущения (даже если это просто перебирание четок или ощущение молитвенного коврика, на котором сидишь) - внимание тела. Таким образом, один вид внимания не дает уснуть другому. Когда подходит к концу ресурс одного вида, подключается другой, а первый в это время наполняется энергией.
Обряд дервишей. Туркестан (
источник фото)
Сказав это, следует отметить, что речь все же идет об обычных видах внимания, которые мы используем в повседневной жизни, в той или иной степени. Их развитие и наполнение не является целью само по себе, это лишь средство для того, чтобы добраться до практически неисчерпаемого источника внимания, имеющегося внутри каждого из нас, но включающегося в редких случаях - второго внимания или внимания сущности.
Добраться до него, преодолев завесу сердца - гафлах - все равно что оказаться среди несметного количества драгоценных камней, как произошло с дровосеком в истории о Мушкиле Гуше.
Но об этом - в другой раз.