Шариат - это когда ты поклоняешься Ему,
Тарикат - когда к Нему стремишься,
Хакикат - когда Его видишь.
(Абу-Бакр ас-Шибли, персидский суфий 9-10 вв.)
Нужна ли суфию мораль? Почему некоторые суфийские Учителя (примером может быть известный многим на постсоветском пространстве дервиш Мирза или Мирзабай) применяли в обучении методы, с точки зрения обычного человека являющиеся возмутительными, неэтичными и даже аморальными?
Вопрос станет немного более объемным, если на мораль и этику мы посмотрим как на нечто практическое - систему сдерживания животного начала в человеке. На самом базовом уровне развития мораль представляет из себя оптимальную систему сдерживания, тупо блокируя проявления животного начала. Однако с развитием человека трансформируются и системы сдерживания.
В учении суфийского ордена Бекташи, например, это было выражено в идее трех кругов человечества: шариат, тарикат и хакикат.
В несколько измененном виде идею трех кругов излагал П.Д.Успенский со слов Г.И.Гурджиева в этом отрывке из книги "В поисках чудесного":
"Человечество, к которому мы принадлежим, т.е. всё историческое и доисторическое человечество, известное науке и цивилизации, составляет лишь внешний круг человечества, внутри которого существует ещё несколько кругов.
Таким образом, мы можем представить себе, что всё человечество, как известное нам, так и неизвестное, состоит как бы из нескольких концентрических кругов.
Внутренний круг называется "эзотерическим". Он состоит из людей, которые достигли высочайшего уровня развития: каждый из них обладает индивидуальностью в самой полной степени, т.е. неделимым Я, всеми формами сознания, возможными для человека, полным управлением состояниями сознания, всецелым знанием, доступным человеку, свободной и независимой волей. Они не могут производить действия, противоречащие их пониманию, или обладать пониманием, которое не проявляется в действиях. Вместе с тем, среди них нет разногласий, нет различий в понимании. Поэтому их деятельность вполне согласована и ведёт к общей цели без всякого принуждения: ибо она основана на одинаковом понимании.
Следующий круг называется "мезотерическим", или средним. Люди, которые принадлежат к этому кругу, обладают всеми качествами, присущими членам эзотерического круга: единственная разница здесь в том, что их знание имеет более теоретический характер. Это, конечно, относится к знанию космического масштаба. Они знают и понимают многое такое, что не находит выражения в их действиях; они знают больше, чем делают. Но их понимание столь же точно, как и понимание членов эзотерического круга: поэтому оно совпадает с ним. И между ними. также нет разногласия, нет непонимания. Один из них понимает так же, как понимают все, и все понимают так же, как и один. Но, как было сказано ранее, их понимание, по сравнению с пониманием эзотерического круга, более теоретично. [...]
"Внешний круг" - это круг механического человечества, к которому принадлежим и мы и который только и знаем. Первый признак этого круга заключается в том, что среди принадлежащих к нему людей нет и не может быть общего понимания; каждый понимает по-своему, и все понимают по-разному. Этот круг называют иногда кругом "смешения языков", т.е. кругом, в котором каждый говорит на своём собственном языке, где никто не понимает друг друга и не старается, чтобы его поняли. В этом круге взаимопонимание между людьми невозможно, кроме редких, исключительных моментов или предметов, не имеющих особого значения и не выходящих за пределы данного бытия).
Шариат - это кодекс правил, созданный Просвещенными для людей внешнего круга с целью остановить проявления низшего «я» и сделать взаимодействие людей между собой более-менее приемлемым. Он включает правовые и моральные нормы, иногда облеченных в религиозную оболочку.
Например, вы сидите у кого-то в гостях перед накрытым столом, и вам ужасно хочется взять пирожок с тарелки. Но остальные гости еще не пришли, и брать пирожок неприлично. Tут хозяйка выходит из комнаты, и у вас возникает внутренний диалог:
Животное "я": Я могу быстро схватить пирожок и съесть… вон их сколько на тарелке… никто и не заметит…
Моральное "я": Но позвольте! истинная леди (настоящий джентльмен) даже в одиночестве должны вести себя так же, как и в обществе!..
Допустим, на сей раз джентльмен/леди в нас побеждает, и пирожок остается нетронутым. Кодекс чести сработал, однако «проблема пирожка» осталась: сдерживая наши низшие проявления, кодекс правил не способен избавить нас от них!
Для того, чтобы не просто сдержать, но и преобразовать низшую природу, нужно перейти в следующий круг. Тарикат (от арабского «тарика», Путь) - сочетание активной работы над собой при помощи указанных Учителем методов (для дервишей Накшбанди, например, это могут, среди прочих, быть Правила Накшбанди), а также прямого воздействия Учителя и среды, которую он создает, на ту часть человека, которая способна развиваться. По мере продвижения по Пути некоторые аспекты человека перестают быть активными. Когда нашего Учителя спросили, на что похоже преобразование из дервиша в суфия, он сказал: «Это похоже на умирание».
Когда в человеке перестает быть активной жадность, его уже не будет соблазнять пирожок, неосторожно оставленный хозяйкой наедине с голодным гостем. «Проблема пирожка» умерла. Кодекс чести больше не актуален - за ненадобностью.
Что происходит за пределами тарикат - в самом внутреннем круге человечества, хакикат (от арабского «хакк», «истина»), я могу сказать только со слов Мастера, потому что мне до этого состояния далеко. В состоянии хакикат человек превзошел любые личные предпочтения и достиг прямого восприятия Истины, поэтому любые его действия выражают только наивысшее благо.
(В этой связи можно вспомнить историю обучения Моисея у Хидра в Коране, Сура аль-Каф (65-82):
Моисей нашел Хидра, который по легенде считается великим святым, покровителем всех суфиев, и спросил, может ли он сопровождать его в странствиях. Хидр ответил ему: «Ты не выдержишь этого». Моисей удивился и настоял на том, что ему это удастся. Хидр сказал: «Ты не можешь, но если сможешь, то не спрашивай о том, что я делаю, что бы ты ни увидел. На этом условии ты можешь пойти со мной; но если будешь задавать вопросы, ты должен будешь покинуть меня».
Они взяли лодку и пересекли Реку Тибериас в Палестине. Когда они достигли середины реки, Хидр проделал дыру в лодке для того, чтобы она потонула. Моисей не мог хранить молчание и сказал: «Зачем ты совершаешь такой детский поступок? Эти люди дали тебе лодку, а теперь ты уничтожаешь её?» Хидр ответил: «Разве я не говорил тебе, что ты не сможешь находиться с мной рядом?» Они продолжили и увидели мальчика. Как только они его увидели, Хидр убил его. Моисей сказал: «Что ты делаешь? Ты утопил лодку, а теперь ты убил ребёнка? Это против всех законов!» Снова Хидр сказал: «Разве я не говорил тебе, что ты не сможешь быть со мной? Если ты меня спросишь в третий раз, то мы расстанемся».
Затем они дошли до города, где попросили еды. Никто не дал им еды, и их выдворили. На своём пути они увидели стену на грани разрушения. Хидр переделал эту стену и поставил её прямо. Моисей спросил: «Зачем ты это делаешь? Никто не принял нас в качестве гостей в этом городе, а ты ещё им и стену строишь?» Хидр сказал: «На этом этапе мы расстаёмся, потому что ты не понял того, что я делаю. Сначала я помог лодке утонуть, потому что в той местности был тиран, который отнимает все лодки у бедных. Для того, чтобы эти люди не лишились лодки, я сделал так, чтобы она потонула. Этот тиран завтра умрёт, и они смогут взять свою лодку и пользоваться ею в безопасности. Я убил ребёнка, ибо Бог не хотел, чтобы этот ребёнок стал причиной того, чтобы родители, которые верят в тебя, оставили твою религию. Бог даст им лучших детей, чем этот. Я построил стену, которая принадлежала человеку, который при жизни был очень щедрым к беднякам. Когда он умер, он оставил сокровище, зарытое под стеной для двух его сирот. Если бы эта стена упала, люди обнаружили бы это сокровище и забрали бы его. Я восстановил стену для того, чтобы эти двое детей получили бы это сокровище позже. Ты не понял Божьего замысла».
Если вернуться к истории с пирожками, то если гость - человек Знания, он может, например, взять и отдать все блюдо с пирожками через окно проходящей мимо бабушке, у которой пенсия как раз сегодня закончилась. А может, пока хозяйка отсутствует, освятить все пирожки своим дыханием.... или Бог весть что еще. Пути Господни неисповедимы, и ни мораль, ни Закон их уже не могут ограничить.
Этот снимок сделан в Лувре, экспозиция по Древней Месопотамии.
На нем запечатлен Страж Заставы Запретного Города. В древнем мире
города строились по принципу концентрических кругов, в самом внутреннем -
запретном - из которых жил правитель-верховный жрец.
Страж Заставы крепко сжимает Бестию - на уровне сердца,
и Змея - на уровне гениталий. Он как будто говорит путнику: "Пока ты не
овладеешь контролем над Бестией и Змеем, вход для тебя закрыт".
Ну, а рядом со входом в Запретный город стоит ищущий дервиш... а все мы
знаем, что "дервиш" означает всего лишь "стоящий у двери"....