Наше хозяйство

Dec 07, 2014 21:35

В честь окончания очередного раздела хочу немного отвлечься от основных героев своих постов и показать место, где они обитают. А то, небось, все представляют очистные сооружения примерно так:



А на самом деле всё по-другому.
Сначала оно приходит сюда (для устрашения гражданского населения установлены задвижки - дескать, можем разозлиться и закрыть, утонете тогда нафиг):


... и попадает вот в это неприглядное строение, называемое зданием решёток. Холмик, на котором оно гордо возвышается, служит для обеспечения напора:


Интерьер. Решётка для задерживания крупного мусора, их тут, вообще-то, две. Мусор высыпается в стоящие за ними железные ящики, а оттуда его выгребают по-простому, вёдрами:


Эти решётки поставили года два назад, а раньше здесь стояло нечто гораздо больше похожее на то, что представляется при слове "решётка". С тех решёток мусор никуда не перемещался, а оставался на месте, периодически его надо было собирать граблями, а иначе... Старые люди рассказывают, что однажды в ночную смену дежурная по этому делу работница заснула богатырским сном, а в это время решётки забились и всё, что должно было поступить на следующую ступень очистки, покинуло пределы здания и равномерно распределилось по склонам вышепоказанного холмика (дело было зимой). Оставшуюся после ликвидации затора часть ночи эта работница провела, засыпая склоны свежим снегом, чтобы к приезду начальства утром ничего не было заметно. Потому что это сейчас платят мало и тем, кто соглашается у нас работать, прощают всё, кроме воровства, а тогда мало никому бы не показалось. Весной снег растаял, следы происшествия вскрылись, но срок давности уже прошёл.

Вторая ступень - песколовки, тоже две. Служат для осаждения песка и других тяжёлых частиц:


Все остальные сооружения разделены на три параллельные секции.
Это третья ступень очистки - первичные отстойники, здесь оседает то, что не осело в песколовках:




Каждое лето одну из секций закрывают на две недели для ремонта, так что можно увидеть, как это всё выглядит без воды. Осадок со дна откачивается эрлифтами (трубы на фотографии) в илоперегниватели, которые находятся прямо за этой бетонной стенкой и представляют собой что-то вроде бункеров с люком наверху. То же самое происходит с осадком во всех остальных сооружениях.




Вдоль проходов можно увидеть желоба с прорезями, по которым вода идёт в аэротенки:


Аэротенки - это основная часть сооружений. Здесь в постоянно продуваемой воздухом воде живут бактерии и другие организмы, перерабатывающие органику и превращающие её азотсодержащую часть, в идеале, в нитраты:


Если содержимое этого резервуара налить в стакан, выглядеть оно будет так:


Вода сюда подаётся по желобам, в каждый из пяти отсеков отдельно. При желании (и если нагрузка позволяет) некоторые из них можно закрывать "на регенерацию" - вроде бы, ил после этого должен становиться особенно прожорливым:


На пустой секции видно, что поперечные перегородки довольно символические:


По центру возле дальней стенки видна труба, через которую содержимое аэротенка уходит во вторичный отстойник:


Во вторичном отстойнике ил оседает на дно, а вода остаётся сверху (правда, на этой фотографии он что-то не очень оседает):


По устройству вторичные отстойники, кажется, не отличаются от первичных:


Ил со дна всё теми же эрлифтами переправляется в ёмкости с жутковатым названием минерализаторы - в них живое превращается в минеральное (здесь они в связи с ремонтом все пустые, а должны быть полныим до краёв):


Кому повезёт, те из минерализаторов вернутся обратно в аэротенки под названием "возвратного ила", а большая часть отправится сначала в илоперегниватели, а потом на иловые площадки.

Иловые площадки выглядят так:


Труба в центре кадра служит для стока воды, из этих колодцев вода идёт на ближайшую КНСку, откуда уже возвращается к нам на очистку.  По идее, ил на площадках должен высыхать, загружаться в машины и куда-то вывозиться. Но у нас, видимо, что-то не так с соотношением площади площадок и количества перерабатываемых стоков, так что ничего не высыхает. В ближайшем будущем у нас собираются соорудить цех по переработке ила в удобрение. Перерабатывать будут новый ил, а площадки так и останутся на случай неисправности оборудования или непредвиденного увеличения объёмов. Это хорошо, не хочется, чтобы традиционно культовое для любителей птичек место превращали в карьер.

Эта площадка, видимо, никогда не использовалась по назначению и превратилась в озеро:

Вода там зелёная из-за какой-то довольно крупной жгутиковой нечисти типа хламидомонады:


Ну и о птичках. Подходящей техники для их фотографирования у меня пока нет (см. начало поста), но совсем без этой неотъемлемой части нашего предприятия картина будет неполной. Так что какие-никакие, но пусть будут:






















Но это я отвлеклась. Возвращаемся обратно к вторичным отстойникам. Там кроме ила, который оседает вниз и переправляется на иловые площадки, где пасутся птички, есть и очищенная вода, которая идёт дальше, в контактные резервуары. Контактные они, потому что там вода контактирует с хлором.
Вот один из них:


Бурлит, конечно, не хлор, а обычный воздух, для перемешивания. Хлор подаётся в виде раствора (хлорной воды) через шланги (на следующей картинке видно). В здание, где делается хлорная вода, не пойдём из антиреррористических соображений, я там и сама за четыре года один раз была.

А вот так было, когда с концентрацией хлора перестарались:


В разных текстах нет-нет да и встретится фраза про воду в бассейне, голубую от хлорки. Всегда считала, что это такой художественный образ, а оказывается, самая настоящай правда.

Без воды:


На этом всё, дальше уже река.

Всякое, Про жизнь

Previous post Next post
Up