Я повстречался с знакомым, не виданным уже несколько лет. Он не подал знаков, что узнал меня, но когда я явно показал, что узнаю, готов поговорить - подошел и побеседовал. Личные дела раскрывать незачем, общий смысл в том, что он, скажем так, не повысил свою социальную позицию, даже понизил. А годы тикают. Возможно, он потому сначала и не показал, что узнал - не хотел навязывать свое общество, был не уверен, что я захочу с ним говорить.
В разговоре вел себя солидно и сдержанно. О своей работе говорил в очень удививших меня выражениях. Что-то такое связанное с профессиональным и личным ростом, какие-то такие вещи, что - остается, мол, свободное время, и почему не использовать его... В общем, пример: как если бы одноклассница, встреченная уборщицей в неком учреждении, сказала, что вообще-то она убирает в местном продмаге, но с утра остаются свободные часы и можно размяться, чтобы вечером в хорошей форме выйти на работу в продмаг.
И я вспомнил, что очень давно не слышал жалоб. Раньше, до осуществления мечтаний в виде 1991 года, это был постоянный фон - встречаясь, люди жаловались, как кому плохо. Плохой начальник, работа, козлы, дураки и проч. в ассортименте. Давно не слышу таких разговоров - по крайней мере в качестве фона. Изредка кто-то говорит, но без фанатизма, робко даже, и - в самом деле редко.
Стиль, главенствующий в общении, стал очень напоминать бледную переводилку из американских фильмов. Белозубое "найс" используют не все (хотя видел людей, сознательно принявших эту манеру. Ходят и на приветствия с обязательным какдела отвечают "найс", "все отлично"). Ну, таких голливудцев пока не поголовно, но вот эта встреча меня удивила. Не то чтобы я ждал потоков слез, все-таки мужчина, но некой гримасы и маха рукой - ну, мол, сам видишь, чего говорить... - нет, улыбка, уверенный голос и здраво-победительныеинтонации. Мы пока не миллионеры, временные трудности, но обязательно будем.
Смех в том, что - поскольку знакомый и давно общались - я слышу его, слышу внутренний настрой. Опять же, личное, но, в общем, я представляю, что там звучит. Совсем не по-американски говорит его внутренняя жизнь. Если мужик в солидном уже возрасте меняет манеру общения - вряд ли он стал американцем, не та судьба, видимо - социум очень внятно и по буквам продиктовал, какие манеры приняты, а какие - нет. Причем степень внятности... Какие-нибудь партсобрания и социалистические порядки можно было со знакомыми в курилке честить только так. По крайней мере, в определенных кругах. Здесь же, без сигналов с моей стороны, без отмашки - сразу пресекая любые другие тональности, сразу - надетая улыбка и эти вот бодрые отговорки насчет размяться на одной работе перед другой. То есть человек понял, что другие способы общения наказуемы, задраил люки и ушел на погружение. Меня часто спрашивают - вот, мол, зачем пишешь ты, товарищ Асоцио? А какие у тебя конструктивные предложения? В чем сила, брат? Много вопросов, много.
Конечно же, писать я стараюсь в исключительно просветительском аспекте. Развенчивать мифы, открывать глаза, клеймить зло и всячески обращать внимание на истинных виновников творящихся вокруг пакостей.
Но одна из важнейших мыслей, которую я пытаюсь донести до людей намного проще.
Люди, вы не виноваты!
Современная пропаганда душит эту мысль на корню. Миллионы, десятки миллионов талантливых, трудолюбивых, честных людей были ограблены, унижены, поставлены на грань нищеты и физического выживания. При этом их ежедневно, ежечасно убеждают в том, что они сами виновны в произошедшем.
Что они плохо трудились. Что они плохо учились. Что они плохими родились. Что они вообще лучше бы и не жили - но коли уж им позволяют жить из милости - так непременно с постоянным чувством вины за это. Миллионы, десятки миллионов людей влачат бессмысленное полуживотное существование, постоянно укоряя себя, что они недостаточно умны, недостаточно трудолюбивы, недостаточно хороши даже для такой жизни (это постоянно поддерживается сравнениями с "Африкой" или "Южной Америкой").
Все они - обычные люди. Может быть не нобелевские лауреаты, но владеют вполне конкретными навыками, умениями, знанияи; может быть не стахановцы, но способны положенные восемь часов в день заниматься осмысленной производительной деятельностью; может быть не д'Артаньяны в белых одеждах, но в среднем предпочли бы честную жизнь коррупции и воровству.
Только в кривом зеркале пропаганды нормальное и обычное становится чем-то отвратительным, жалким, недостойным. А хорошим представляется только исключительное, невероятное, крайне редкое. Все остальные как бы и не заслуживают права на жизнь.
Многие сдаются, многие не выдерживают, многие начинают действительно верить в собственную никчемность - чтобы противостоять массированной пропаганде нужно иметь очень сильную волю и абсоютную уверенность в собственной правоте. Они могли бы получить поддержку у других обманутых и обобранных, но пропаганда и это считает недопустимым.
Я пытаюсь сквозь этот пропагандистсий шум донести до людей простую и ясную мысль.
Если вас избила и ограбила толпа бандитов - вы не виноваты. Не может каждый человек быть суперменом.
Если вы умираете от жажды в пустыне, от холода на северном полюсе или от недосыпания и переутомления при "работе двадцать часов в сутки" - вы не виноваты. Это физиологические ограничения человеческого тела и никто не вправе требовать от вас превзойти их.
Если в вас попадает метеорит, не слушайте обвинений в неподстилании соломки.
В жизни случаются ситуации, в которых вы не виноваты.
В мире действительно очень много вещей, на которые вы не можете повлиять при любой степени упорства, ума, силы.
Никто из людей не способен за всё отвечать и всё предусмотреть.
Самым частым возражением бывает нечто вроде "идешь в пустыню - возьми воды", "идёшь на хищных зверей - захвати ружьё". Отчасти это могло быть верно лет двадцать назад, но сейчас выросло уже не одно поколение людей, выброшенных в пустыню с хищниками голышом, без еды, воды и оружия. Как бы не винили они себя - силой мысли не возвести из песка прочных стен, не вызвать дождь, не разогнать шакалов и гиен.
Самое отвратительное в этой картине - маячащие неподалёку полностью экипированные и вооруженные мерзавцы, громко осуждающие безоружных бедняг за нежелание поработать - выкопать голыми руками колодец в пустыне, пробежать сотню километров до обитаемой земли, криками и прыжками разогнать диких зверей...
Впрочем, именно такая картина всё ещё может вызвать возмущение. Но никто не возмущается, когда каждому человеку навязывают необходимость работать без отдыха и сна, когда каждого человека заставляют нарушать моральные и человеческие законы во имя выживания, когда нежелание изощрённо мучать себя объявляется ленью или глупостью.
Запомните и запишите - вы не виноваты в том, что у вас отобрали ваше детство, вашу страну, вашу жизнь. Вы не виноваты в том, что не умеете или не желаете лгать, воровать, угодничать. Никто не может требовать от вас потери человеческого облика. Люди не должны надрываться и мучать себя ради простого выживания. Это ненормально.
Вы не виноваты.
Виноваты те, кто в этом вас обвиняет, кто ограбил и обобрал вас, кто вас унизил и поработил. Кто требует от вас нечеловеческих усилий на том основании, что, якобы, это нормально, что, якобы, любые другие усилия вовсе не могут считаться усилиями.
Они лгут. Не верьте им. Не вините себя в том, что они совершили с вами. Не вы - они заслуживают презрения и ненависти.