Сегодня очень хорошая запись появилась в ЖЖ, на тему инфантилизма:
Мир катится к полной заднице так стремительно, что не успеваешь голову от одной новости к другой поворачивать. Лемминги, верящие в "контроль ради безопасности нас всех", эти наивные воспеватели полиции-якобы-для-народа отстают так безнадежно, что не знаешь, как с ними разговаривать вообще. Впечатление, что за 20 лет взгляды устаревают так глобально и бесповоротно, что ты автоматически оказываешься ментально древним лет на сто - то есть понимаешь в этом мире примерно столько, сколько столетняя бабка.
Правда, лемминги этого не замечают. Изменения не лежат на поверхности, и о них никто не орет на перекрестках. Леммингам кажется, что они в курсе всех дел, на переднем крае технологий и вообще перепрыгнули всех по современности, мобильности и дебильности глобальности.
Пьянящий сладкий век свободы и прогресса, космоса-спутников-науки-всеобщего бесплатного образования-и-медицины-для-всех прозвенел мимо, как скорый поезд, и ушел во тьму. То, что мы чувствуем - это всего лишь остаточный ветер, вихрь от последнего вагона. Таинственная дверь братства и свободы для всего человечества приоткрылась на секунду - мы не смогли разглядеть ничего, кроме маленькой полоски света - и захлопнулась так стремительно, что мы еще не успели этого осознать. И все стоим под дверью и думаем, может нам показалось, может, она на самом деле все еще открывается. В записи очень подробно и внятно объяснено, как именно якобы умный человек (в нашем случае - это человек, имеющий образование по специальности "биониженерия", умеющий обращаться с айфоном, знающий английский язык) при ближайшем рассмотрении оказывается инфантильным и, что уж там миндальничать, умственно отсталым.
Примерно как регулярно набегающие ко мне в комментарии Успешные ™ Эффективные ™.
Первичным навыкам, как известно, можно научить даже животных. И обезьянка будет танцевать, медведь ездить на велосипеде, а собачка даже водить по городу слепых или вытаскивать из-под снега замерзающих людей (то есть приносить и реальную пользу, а не только развлекать). Однако же некий набор первичных практических умений, пусть даже очень полезных, не означает обладание разумом, способностями к стратегическому планированию, анализу и даже простейшей формальной логике.
К громадному моему сожалению, в современном мире решительно утрачена граница между разумом и обучаемостью.
А поскольку хорошо танцующая обезьянка веселит множество народу и ей в шапку бросают много мелочи - то через какое-то время обучаемость в чисто финансовом плане начинает цениться выше разума. Потому что обезьянке кидают монетки сейчас, а нобелевскую премию как правило дают лет через пятьдесят упорного умственного труда.
Пожалуй, это первое, что нужно отметить: сначала перестают различать разум и обучаемость (дрессировку), потом становится просто выгоднее дрессировать - как себя, так и других, а потом, конечно же, разум утрачивается, ибо остались только дрессированные, которые и других могут опять же только дрессировать, а ни о чем другом и не подозревают
А тут как по заказу появилась ещё одна запись, на тему олимпиады "Русский Медвежонок". В олимпиаде этой - как сейчас происходит во многих сферах - перепутаны тест по предмету и тест на интеллект (к примеру, на современных собеседованиях тоже путают тест на профессионализм и тест на умение проходить собеседование). Понятно, что это указывает в первую очередь на некомпетентность составителей - но тут ничего удивительного, мы все понимаем, что вопросы к олимпиаде писали дети\племянники Большого Начальника за солидный откат министерства образования. Суть не в этом.
Суть в том, что добрая половина комментаторов, сумевшая решить олимпиаду для начальных классов в своём довольно уже солидном возрасте, банально не понимает множества очевидных вещей: чем они отличаются от детей, чем отличается тест по предмету и тест на интеллект, откуда вообще берётся способность проходить тесты, как она зарождается в ребёнке и т.д. и т.п. Впрочем, это сказано намного понятнее самим автором:
Существуют такие принципы обучения, как последовательность, систематичность и возрастное соответствие материала возможностям ребёнка. Грубо говоря, младенец, какой бы могучей интуицией ни обладал, не возьмёт сам вилку пальцами левой руки и не заткнёт салфетку за ворот при трапезе, а загребёт всё в кулачок правой (если правша), и не может восьмилетнее дитя выдать интуитивное умозаключение по лексико-семантическому строению родного языка или устройству синхрофазотрона, пока не научится читать, писать, считать и не познакомится с элементарными азами гуманитарных либо естественных наук, с простейшими способами и приёмами применения их на практике. Не станет он интуитивно «отделять мух от котлет», то есть Роулинг с её творениями - от повторяющихся в названии книги начальных букв (и не забудем о предлогах, тоже имеющих начальную букву!), если ему по программе не давали ни Роулинг (и упаси боже начальную школу от такого программного произведения!), ни упражнений в выстраивании некой алфавитной цепочки названий путём выделения начальных букв в каждом слове этих названий, а просто пропустит сие задание или обведёт любой вариант ответа наугад, что явно массово и случилось при проведении нынешней "олимпиады". Откуда непонимание этих вещей берётся? А оно берётся из того же инфантилизма, когда булки для человека появляются в супермаркете, вода из крана выходит из трубы в стене и туда же уходит по другой трубе, а электричество живёт в розетке. И это всё мы тоже имели удовольствие наблюдать на примере приходящих в мой журнал Успешных ™ Эффективных ™ - они все именно так и думают, если не о воде и булках, то уж о более сложных вещах всегда.
В итоге люди уже даже сами могут уметь делать нечто, но передать другим не в состоянии. Танцующая обезьянка не может научить другую обезьянку танцевать. Разве что ей повезёт, вторая обезьянка начнёт обезьянничать и "научится сама". Это считается большой удачей и обеспечивает второй обезьянке стремительную карьеру.
Отметим второе: сама обучаемость или дрессировка перестаёт восприниматься как технологический процесс и заменяется некими "естественными способностями", которые или есть или нет.
Кстати, теперь понимаете, откуда берутся рассуждения нашей так называемой "элиты" о "кулибиных" и других изобретателях? Потому что для них ТРИЗ это непонятное сочетание букв, а все "инновации" зарождаются в случайной голове по боженькиному велению, надобно только отыскать нужную голову и дать ей Бабла™.
Теперь понимаете, откуда берутся вопли "Работать некому" - даже в том случае, когда воробуржуй готов выкладывать бабло пачками? Да потому что он учить-то не умеет, более того, не знает ни как учить, ни чему, ни кого. Отсюда и мольбы в сторону западных тренингов, где хотя бы дрессировать с грехом пополам могут - но дрессируют-то лишь для простых операций, для более сложных учить надо, а этого и там не смогли.
И, наконец, последнее, непосредственно к Хрусталю™. Эта метафора родилась у меня неожиданно, в ходе очередного спора с защитниками воробуржуев - они показывали на людей под 40-50 лет, которые вроде как "живут хорошо", потому что "работают главными инженерами" и т.д. и т.п. Все подобные ситуации берут своё начало в потребительском поведении домохозяйств СССР. Первый тип - это покупать Хрусталь ™ в Сервант™. А также - золото, ковры, шубы, машины и прочая прочая. Второй тип - это складывать деньги на сберкнижку. Чтобы предположительно к концу жизни купить домик, или там детям оставить на квартирку кооперативную, короче говоря, разумное человеческое поведение, не связанное с прожиранием добра.
Так вот, после перестройки оказалось, что в выигрыше оказались те, кто вёл себя не как люди. Они смогли продать весь свой хрусталь, золото, машины и ковры, ну и потом "Начинали своё дело" и т.д. и т.п. В проигрыше же оказались настоящие советские люди, которые за сиюминутным не гнались.
Но смысл этого лирического отступления заключается в том, что все эти сорокалетние и пятидесятилетние инженеры имеют в загашнике такой же хрусталь: они получили настоящее, нормальное образование. Их - учили. И учили люди, которые умели учить. По методикам. И их научили. И теперь да, теперь они могут продавать этот свой хрусталь по кусочкам, обеспечивая успех и процветание себе и своей семье.
Сами они учить не в состоянии - см. предыдущие два тезиса. Они только умеют танцевать, радуются, когда им бросают монетки в шапку, и всем окружающим говорят: "Да вы все лохи, лузеры и дебилы, вы же ничего не умеете". Мол, который умный - он и сам догадается, как завязывать шнурки, подвязывать салфеточку, решать олимпиадные задачки. Даже на горшок сам ходить научится. А все прочие - необучаемые дураки. То есть раз они - так хорошо танцующие и получающие в шапку так много монеток - научить не могут, значит учащиеся тупые, а не они.
Кстати о горшке - ситуация усугубляется тем, что у Эффективных ™ и Успешных ™ детей обычно нет (мешают Эффективности™ и Успешности™). Сделать абстрактный интеллектуальный вывод о необходимости учить людей они не могут, ибо сами дрессированы - а увидеть на практике, что ребёнок без обучения дурак дураком - им негде, младенцев вокруг не имеется.
Здесь, пожалуй, отметим третье: Ситуация считается абсолютно естественной, потому что имеющие некоторые навыки люди не понимают, что они когда-то их не имели, и не понимают, откуда они у них взялись
Однако же у нового поколения никакого образовательного хрусталя нет. И не будет - ведь учить его некому. Повезёт только тем, кто сможет правильно обезьянничать. Остальные - останутся за бортом.
Будущее предвидеть нетрудно - окончательная утрата методики обучения людей быть людьми, мыслить, анализировать и понимать происходящее вокруг, наконец-то создаст то самое нерассуждающее стадо. Воробуржуи, конечно, думают, что это и хорошо, так и надо, удобнее управлять - но во-первых сами воробуржуи из того же теста, то есть они сами в лучшем случае владеют тем ещё Хрусталём ™, а в худшем - уже дрессированные манагеры и топ-манагеры, "умеющие управлять чем угодно". Во-вторых же их тоже учить никто не будет, потому что будет просто некому.
Результат всего вышеописанного можно проследить по падениям самолётов, авариях на шахтах и нефтяных вышках, массовым отключениям электричества и так далее.
Потому что гении и самородки не поддерживают цивилизацию. Они её создают, это так - но чтобы поддерживать и развивать её до появления следующего самородка нужен кропотливый, тяжёлый, методический труд по определённой технологии.
А по комментариям мы видим, что общество в лице типичных своих представителей ничего этого не видит и не слишком переживает: ну да, продают айфоны для лохов, и что такого, я ж не лох... Ну да, не смогли дураки восьмилетние олимпиадное задание решить, ну я-то не дурак (хоть на двадцать лет старше), я всё решил... То есть "так и надо". Люди не понимают, что у них есть бабушкин хрусталь в серванте, они его воспринимают как естественный элемент обстановки и крайне поражаются (часто даже не верят), если им говорят, что хрусталь есть не у всех, а какие-то его сорта сейчас вовсе не производят.