Гиблые места и одномерное экономическое мышление.

Oct 18, 2009 08:08

В ленте обсуждают недавнюю лекцию Аузана - профессора, завкаф, известного экономиста и прочая, прочая, прочая. Профессор обогатил отечественный экономический дискурс новыми крылатыми выражениями вида "кризис - не время для модернизации" и на голубом глазу заявил - мол, место в России проклятое, не растёт ничего.

Это, на минуточку, прахфесор, економист. Какими-то нам институтами стратегии рулит. Ума - палата.

А ведь совсем недавно в комментариях у меня про это разговаривали:
меня поражает не тупая вера быдла в доброго царя, а то, что эта вера экстраполирована уже и на бояр. Никто ничо не знал, не ведал, места гиблые просто.

И вот уже на официальном уровне уже признано - места гиблые. Что ни делай - ничего хорошего не выйдет, а паче всего предостерегает нас Аузан от революций. Революции - говорит он - вредят модернизации, опасная эта штука.

Поэтому в кризис все должны подтянуть пояса и идти на поклон к бандитикам, к Нашим Сукиным Сынам (вы почитайте, почитайте лекцию), которые - из природного гуманизма, должно быть - произведут модернизацию и выведут нас на качественно новый уровень. Отчего ж не вывести, если в Священном Экономиксе так написано?

Бабке-гадалке с экономическими регалиями вторит политический мудрец-андроид:

Мне кажется, что никто из представителей этих трех фракций, покидая зал, не рассчитывали на выполнение своего главного требования - пересмотра результатов выборов. Никто этого делать не будет. Это абсурд. Это означало бы поставить под сомнение всю действующую избирательную систему в стране и наше законодательство...

Обращаю внимание, что почти во всех странах, где оппозиция добивалась отмены результатов выборов, за этим следовали колоссальные социальные потрясения в обществе, и заканчивалось тем, что страна оказывалась на грани гражданской войны. Этого, ни в коем случае, делать нельзя.


Задумки этих гениев стратегии прозрачны и видны даже дошкольнику. Называется "только ничего не трогай, ничего не меняй". Вот, говорят, Сурков призвал нашистов и прочих скорбных умом гордиться победой на фальсифицированных выборах. Потому что Стабильность.

А медленное вымирание и деградация у них называется модернизацией. Мол, рано или поздно произойдёт экономическое чудо. У них в их экономических апокрифах такой термин на самом деле есть - "чудо экономическое", верят они в чудеса, они же все профессора и все, как один, президенты разных научных институтов.

Двух теоретических гениев органично дополняет третий - практик, неутомимый служитель экономикса, почётный пивовар Тинькофф:

а башня супер, и вы тут хоть обосритесь- она будет построена

Хоть обосритесь, а ворочиновник дорогу перегородит
Хоть обосритесь а вредное производство будет вас травить
А башня будет построена.

Места такие, гиблые.

На самом деле все эти экономисты-недоучки - Аузаны, Ясины, Аммосовы, Грефы, Гайдары и набегающая ко мне в комменты младая поросль - характеризуются одной уникальной способностью: никто из них не умеет просчитывать ситуацию дальше, чем на один шаг.

Речь не идёт о мелких шагах, конечно. "Шагом" для такого адепта экономикса может быть комплекс процессов, например "Заработать денег". Или, скажем, "Открыть венчурный фонд". Или, например, "построить башню".

И они это делают. Потрошат на большой дороге сотню людей - и зарабатывают денег. Открывают венчурный фонд - и сажают в руководство воров. Строят башню - и сносят архитектурный памятник. Что будет потом - они не думают, что случится во внешнем мире - не представляют. Лебедев у себя в ЖЖ, помнится, рассказывал, как он открывал глянцевое издание. Типичный пример - просрал полмиллиона просто так. А всё почему? Потому что шаг сделал, а по сторонам смотреть не умеет.

Никто из них не может просчитать последствий результатов своих действий. Они живут в одномерном пространстве, двигаются по линии. Советы адептов экономикса, как вы знаете, не отличаются сложностью: "Отправься туда-то, сделай то-то, поступи так-то". Экономический сектант не может удержать в голове поле событий, он видит мир как прямую с остановками, двигается от цели до цели. Прозрение не наступает даже от удара по голове дубинкой, которую экономист продал шагов эдак двадцать назад бандиту, чтобы "заработать". Поскольку экономист не может связать эти вещи.

Дубинка даёт ему "прибыль" - а бандит с помощью дубинки "прибыль" забирает, но для экономиста эти две вещи не связаны. "Прибыль" он получает, потому что он талантливый и успешный предприниматель, а бандит его дубинкой по голове бьёт, потому что человеческая природа такая плохая.

Кто читал "Флатландию" - может представить себе такого экономиста. Он ползёт по своей прямой, продаёт дубинки, вдруг РАЗ - и из внешнего мира что-то его такой дубинкой бьёт по голове. Что это? Откуда это? Он не может понять - и начинает жаловаться или на царящее вокруг быдло, или на общее несовершенство мира, или на халявщиков... (Вообще воробуржуи жалуются куда чаще, чем обычные рабочие люди. Просто идеология официальная не расценивает вопли воробуржуев "Работать некому" или "Налоги высокие" как жалобы - шеф не пьёт, шеф дегустирует, ну вы понели?)

И вот так воробуржуй может всю жизнь продавать дубинки, которыми его бьют по голове, но так и не понять, что происходит.

Это же относится к прошлому. Воробуржуй не видит прошлое, как связанную сеть событий. Он видит только прямую линию. Отсюда берутся всякие глупости вроде "Работодатель кормит работника и создаёт рабочие места", отюсда берётся недавно описанный сапожником феномен "приживал", разговоры о том, что Москва кормит провинцию. Ведь воробуржуй, оглядываясь в прошлое, видит его только на один шаг.

Ты десять лет назад огрел воробуржуя по голове и забрал у него деньги, а сегодня пришёл и отдал воробуржую часть этих денег. Воробуржуй однозначно расценит это как благотворительность. На попытки объяснить что-то ответ будет примерно таким: "Ну и что, что он у меня когда-то сто миллионов забрал, зато сейчас он мне ПРОСТО ТАК миллион дал!". Ну и наоборот - отнял воробуржуй у кого-то десять лет назад несколько миллиардов, а сегодня кидает пятак от щедрот и гордится.

Теперь, как мы видим, это крайнее убожество воробуржуев и прочих сектантов Священного Экономикса уже не просто популярно в их среде - оно транслируется их т.н. "лучшими представителями" в массы, сверху, как официальное и, якобы, научно выверенное поведение.

Вот у экономистов Зимбабве главный враг это действия зловещей невидимой руки, пытающейся скинуть зимбабвийскую экономику в пропасть., а у наших экономистов - это Гиблые Места ™.

Сами-то они не при чём. Они строят башни, открывают венчурные фонды, руководят институтами национальной стратегии и все поголовно профессора.

Но вот зловещая невидимая рука и гиблые места не дают развернуться, не дают модернизацию сделать. Хоть обосритесь.

Мысль, цЫтаты, Рынок, Хроника, Активность

Previous post Next post
Up