Sep 06, 2009 08:23
Все мы хорошо знаем, что двадцатый век был веком массовости - было у нас массовое производство, и массовые движения, и масс-медиа, и прочие вещи, рассчитанные на типичного индивида с типичными же параметрами.
По причине общей темноты и невежественности людей, вступивших в эпоху массового всего, массовость тесно переплелась со - стандартизацией, универсализацией, автоматизацией, специализацией и прочими хорошими, полезными вещами. Механизм переплетения тоже стандартный, вы можете его наблюдать на любых мифах от "армия защищает страну" до "они хотя бы что-то делают". И этот механизм тоже опирается на типичные параметры типичных людей, которые не хотят (или не умеют) отличать следствие от идеологемы.
Поначалу всё отлично работало. Примерно как пенициллин - он тоже поначалу мочил бактерий так, что только стружка летела. И массовое производство тоже - конвеер заваливал людей товарами, реклама заваливала их мозг потребностями, вожди несли в массы идеологию и образ цели, а специалисты специализировались по правой и левой ноздре.
А потом начал вырабатываться иммунитет.
И к речам вождей начали прислушиваться. И к массовому производству начали приглядываться. И даже - о ужас - начали задумываться о рекламе. После этого пошла традиционная война брони и снаряда. И, собственно, до предела прочности добрались и здесь. Итогом всеобщей массовизации стало наше любимое молчаливое большинство ™, которому безразлично если не всё, то почти всё. Его, конечно, гальванизируют, тыкают разными острыми предметами и посыпают препаратами с целью получить какие-то корчи. Но корчи предсказуемы едва ли не больше, чем молчание. Я здесь ничего удивительного не вижу. Область управления, особенно реального, а не бюрократического - это одна из немногих областей, где в чистом виде сохраняются дикие эволюционные законы. Хорошего в этом очень мало, пользы для сколь-нибудь большого числа людей нет - но зато методы воздействия совершенствуются с огромной скоростью.
Так что к двадцать первому веку мы подошли с хорошо известной ситуацией игнорирования меньшинства (уже очевидно, что так называемые "права меньшинств" и прочие подобные вещи - это только ещё один инструмент манипуляции массами). Чисто технически сбылась мечта предыдущих поколений вождей - ты обладаешь безраздельной властью над огромным количеством людей, и для этого даже не нужно тратить много усилий. Даже хлеб и зрелища можно раздавать не всем, а определённой группе - ну вы понимаете, любая обкатанная технология предельно экономична, и все ресурсо-энергетические затраты идут только туда, куда нужно. А когда в вашем подчинении находится 99% населения, на 1% можно просто наплевать - он не представляет реальной силы, не имеет возможностей. Его и игнорируют, управляя только массой.
Казалось бы всё есть. И тут - привет!
Об этом я чуть раньше подробно писал в записи об отсутствии стратегических целей в современном мире. По сути, на вершине развития управленческих технологий мы получаем скрытый бунт управленцев. Сытый бунт. Потому что следующая ступень - это разве что резонаторы Гельмгольца прямое телепатическое внушение или электроды в мозг. Но что делать со всей этой толпой - совершенно непонятно. Но, как вы помните, в области управления у нас сохраняются первобытные законы эволюции. Естественно, и сами управленцы от первобытности недалеко ушли. И результат очевиден - получив очень много, они начинают делать то же самое, что делают с этим "много" любые дикари. Они его проедают.
А суть любого бунта - в расхождении желаний и возможностей. В нашем случае желаний слишком мало, а возможностей слишком много. Вот и начинается поиск "идей", "целей", пересборка, компоновка. Но вы, друзья, как не садитесь... © Да, можно создать много-много юнитов и погнать их на много-много других юнитов. Технология отработана. Можно их численность сократить. Можно провести массовые выступления и массовые самоубийства.
Но смысл?
На излёте века толп мы обрели понимание того, что 1) Силе нужна точка приложения 2) Сила ничего не создает.
О первом пункте я опять же писал раньше, когда говорил об отсутствии стратегических целей. А вот второй пункт - это то, о чем я пишу сейчас. Да, есть массы. Да, есть технологии управления ими. Да, можно долго и бесцельно перетаскивать их по планете - теперь это стало даже проще. Но это бесцельное перемещение не создаст гениальных изобретений, не даст новых открытий и, конечно, всё равно не даст образа будущего.
Наука массовизировалась, но прорывы всё равно могут сделать несколько человек - масса для них это точка приложения силы. Производство массовизировалось, но чтобы создать что-то новое - нужен конкретный человек, которого осенит. Уж как не проталкивают в народ "работу в командах", уж как не проводят веревочные курсы и тренинги, уж как не промывают мозги выездными школами - а не получается так, чтобы масса взяла и из себя породила что-то ценное.
Мы видим этот переход как возрастание ценности уникального. Выглядит он смешно, нелепо, как и любые первые шаги в любой другой области. Это и огромные зарплаты топ-манагерам "за их умение руководить", это и громадные траты на маркетинго-дизайнерско-креативные структуры как на "создающие новое", это даже пресловутый "жизненный стиль", который позволяет каждому стать якобы уникальным. Сюда же следует отнести настраиваемые параметры любых пользовательских систем, мнимую индивидуализацию массового производства ("разноцветные съемные панели") и прочая, прочая, прочая.
Получается очень криво по одной простой причине. С индивидуальностью работают по старым схемам - как с массой. То есть, думают так: "Уникальность - это просто такая небольшая масса, мы чуть-чуть изменим параметры уже отработанной технологии и..."
И ничего, конечно, не выходит. Мы получаем толпы локтевистов вместо менеджеров, получаем гламур вместо жизненного стиля, получаем одинаковые неузнаваемые логотипы и однообразный дизайн. И "конец истории" в области философии управления - потому что все управленцы уехали в Куршевель, проедать свою необозримую власть.
Этот старый инструмент, конечно же, покажет свою бесполезность. Да уже показывает. Начинается принципиально новое время, когда придётся отказаться от старых схем вида "Если туда вложить много денег - там что-нибудь самозародится", "Если там собрать много учёных - там что-нибудь изобретут". Это не то, что не работающая технология - при определенных условиях она может сработать. Но она несовершенна, она зверски затратна, да и просто явно не подходит. Это как закручивать шуруп плоскогубцами - в принципе можно, но зачем?
Хочется верить, что к концу двадцать первого века мы получим рабочий инструмент для распознавания гениальности, для различения локтевистской активности и профессионализма, для выявления человеческой уникальности. Без этого всего, конечно, никакого дальнейшего развития не будет.
Мысль,
Социология,
Активность