КАК ХРИСТИАНЕ АТЕИСТОВ ПРОЩАЛИ

Oct 02, 2011 12:43


Приглашаю совершить еще один небольшой экскурс в историю христианства - в казалось бы, уже цивилизованный 17 в.

Сегодня мы расскажем о трагичной судьбе белорусского философа и мыслителя КАЗИМИРА ЛЫЩИНСКОГО.

Наверняка большинству это имя ни о чем не скажет, поэтому предельно кратко:

Сам называвший себя атеистом, Лыщинский - выходец из старинного шляхетского рода Брестчины. Окончил Виленскую духовную академию, после чего предался образованию и занятиям философии, итогом которого стал трактат «О несуществовании бога». Поскольку сей тракт был сожжен конкурентами христианами, до нас дошли лишь небольшие его фрагменты.

А начнем, пожалуй, с конца.
Поскольку даже не столь любопытен его труд, сколько его последующая участь. Итак, некоторые детали процесса.

Перед вами речь обвинителя, полная христианской любви и всепрощения:

"Потому представляю перед вашим королевским величеством врага божьего, страшное чудовище и химеру, никогда до сих пор невиданную, - Казимира Лыщинского, брестского подсудка. Я обвиняю его в том, что он посмел на 265 листах не только представить господа бога как несуществующее творение фантазии…

Книгу свою, написанную догматически, при помощи силлогизмов, против существования и существа бога такими словами закончил своей рукой: "А следовательно, бога нет". Ergo non est Deus. А я заявляю: есть бог! Следовательно, да умрет атеист!

Он виновен в оскорблении божьего величия, виновен в измене и заговоре против бога, виновен в богохульстве, виновен в оскорблении вашего королевского величия, ибо обида бога распространяется и на его наместника, виновен против христианской Речи Посполитой!..."

Что было потом?
Потом, после длительного заточения 10 марта Лыщинский публично покаялся в своих заблуждениях.

Предварительно лифляндский епископ произнес трогательную проповедь, тогда как Лыщинский на построенном для этого помосте стоял коленопреклонный перед алтарем. Затем епископ дал ему отпущение грехов, прибегнув к легкому бичеванию.

28 марта по делу обвиняемого атеиста был опубликован приговор:
Лыщинский должен быть вывезен из города и сожжен на костре вместе со своими произведениями в руках. Имущество его будет конфисковано, дом, в котором жил, разрушен и место оставлено пустырем на вечные времена.

Но христиане оказались на редкость милосердны!
После чтения приговора перед королевским троном выступили познанский и лифляндский епископы с просьбой несколько смягчить суровость приговора. Это склонило королевское величество оказать ему милость, чтобы он был казнен путем отсечения головы.

30 марта был исполнен приговор следующим образом: на помосте, построенном на площади, Лыщинский сжег свою рукопись, держа ее на палке. Затем ему снесли голову и сразу после этого вывезли за город и труп сожгли дотла.

Вот сохранившиеся фрагменты трактата:

1) Заклинаем вас, о богословы, именем вашего бога; разве вы этим не гасите свет разума, не отнимаете солнца у мира, не опрокидываете с небес вашего бога, когда вы приписываете богу невозможное, противоречивые черты и свойства бога.

2) Человек - создатель бога, а бог - творение и создание человека. Таким образом, люди - творцы и создатели богов, и бог является не действительной сущностью, а [творением] разума и к тому же химерическим; поэтому бог и химера - одно и то же.

3) Религия установлена людьми неверующими, чтобы им воздавали почести...
Вера в бога введена безбожниками…

Источники:
1) Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии: Избранные произведения XVI - нач. XIX в. Мн., 1962. С. 285-286. Пер. с латыни
2) Historische und ausfuhrliche Relation, von dem Gefangnis und Tode Casimiri Liszynski Podsedek Brzeski, weyland eines Polnischen von Adel, welcher am 15 febr. i tz tlauffenden Jahres 1689 vor dem Koniglichen Senat auft dem Reichs-Tage zu Warschau. Gedruckt im Jahr 1689 (место издания не указано)"
3) Zrzódła do dziejów Polskich" (t. II. Wilno, 1844)
4) Gengeil J. Eversio Atheismi seu pro Deo contra Atheos libri duo. Brunsbergae, 1716. P. 17-18.
5) Adelung Johann Christoph. Geschichte der menschlichen Norrheit oder Lebensbeschreibungen berühmter Schwarzkunster, Goldmacher. Teufels banner ... 2 t. Leipzig, 1786.
6) "Манифест" доносчика Я.Бжоски и речь защитника на суде опуликованы в издании: Krzyżanowski A. Dawna Polska, cz. II. Warszawa, 1857.
7) Письмо папского нунция Кантельми к кардиналу Цибо от 2 марта 1689 г. в изд.: Relacye nuncyuszów apostolskich i innych osób o Polsce, t. II, Berlin - Poznań, 1864, II. (Стр. 507-509).

история, ужасы атеизма, Беларусь, христианство

Previous post Next post
Up