Все собираюсь рассказать о странном российском новоделе - "кладбище" воинов, погибших в первую мировую войну. Почему странном? Судите сами.
Несколько лет назад на ровном, что называется, месте, довольно быстро был сляпан новый объект, именуемый
Минским братским военным кладбищем. Сама по себе идея воинского захоронения и памяти солдат благородная и заслуживает всяческих похвал, тем более что захоронены на нем были герои войны. Но ее воплощение оставляет желать лучшего (разумеется, это мое субъективное ИМХО).
Несколько странно видеть довольно большой кусок голой земли, огороженной черным забором, издали напоминающее не столько мемориал или кладбище, сколько могильник. Тем более что само кладбище было немного в другом месте.
Обычно в таких случаях ставят часовню либо стеллу, либо какой-нибудь другой памятный знак. Рядом, кстати, располагается ресторан, владельцы которого были очень "рады" увидеть у себя под окнами вместо бульвара могильник. Но это детали.
Так выглядела Сторожевская до застройки:
Проезжая мимо на автобусе 18 маршрута, довелось услышать негодующую, но занятную реплику одного из пассажиров - на кой православной часовне масонский крест? Ну и в самом деле - на кой?
Меня несколько озадачила другая архитектурная деталь - двуглавый орел-беркут... без короны. Символ чего? России без башни?
Сама часовня смотрится довольно эстетично, хотя вопреки распространенному мнению, кладбище не было исключительно православным. Два его участка - 4-й и 8-й - предназначались для погребения воинов-христиан других конфессий. На 8-м участке покоится 107 известных поименно нижних чинов римско-католического вероисповедания, на 4-м - 44 нижних чина евангелическо-лютеранского вероисповедания. Но кладбищенская монополия православия уже привычна и не вызывает особых эмоций.
Пожалуй, единственное, что оставило след - плиты с пофамильным списком похороненных бойцов - главным образом солдат пехотных, гренадерских и стрелковых полков Русской Императорской армии, ратников пеших дружин Государственного ополчения и новобранцев из этапных маршевых частей. Необъятное поле для поисковиков и тех, кто ищет сведения о судьбе своих прадедов. Если кто заинтересуется - выложу пофамильно.
Это только одна плита, всего их четыре.
В общем, подводя итог, хочется еще раз поклониться памяти павших.
Сказать спасибо за попытку ее увековечивания.
Но так бы хотелось, чтобы делали это не для галочки, как сейчас модно говорить, - "осваивая выделенные средства". Память - она достойна бережного отношения...