Борис ЛИВАНОВ - эскизороли

May 27, 2014 09:15

Продолжим актерскую тему?
Давайте вспомним замечательную династию Ливановых.
Династия - потому что и родители Бориса (дед и бабка Василия) Ливановых тоже были актерами.

Б. Ливанов играл много во МХАТе, не обижен был и кино - "выигрышные" заглавные роли в "Дубровском", "Варяге", Минине и Пожарском", просто блистательная роль Потёмкина в "Адмирале Ушакове" и мн.др. Однако, как это у нас заведено - сегодня  крайне редко вспоминают об этом ярком актере, "человечище".

Масштабный, яркий и дерзкий. Взрывной и остроумный, порой самоуверенно-влюбленный и вечно сомневающийся, думающий и постоянно ищущий, талантливый художник.

Вглядитесь в его эскизы к ролям! Молниеносно создаваемые, они сразу создают ощущение ОБРАЗА - не столько внешней стороны - костюма, грима, сколько внутреннего наполнения, ОБРАЗА роли, человека - то, что почти утрачено сегодняшней актерской школой. Это не говоря уже о воплощении...

Трудно судить, но мне почему-то кажется, что и роли он создавал - как шаржи - махом, решая главное, отталкиваясь от контура, и лишь потом, в процессе "обрастая" деталями и мелочами - "по-станиславсокму". (К слову сказать, Мейерхольд противоставлял свою "систему" "станиславской", объявляя главным принцип "от противного" - вначале детали роли (костюм, грим, походка) - а уж потом - ОБРАЗ. Дедукция и индукция, в общем... Но мы отвлеклись.

Вернемся к ролям, на одной из которых задержимся чуть-чуть дольше.

Швандя - "Любовь Яровая" К. Тренева, 1936
По мнению современников, это была одна из самых ярких ролей, несомненная удача актера, хотя он... боялся ее играть. И виновником был... Малый театр.

Вот что сам актер писал об этой постановке:

"Однажды В.И (Немирович-Данченко) объявляет нам, что театр должен ставить "Любовь Яровую". Мы  были крайне смущены. "Любовь Яровая" К. Тренева - один из лучших спектаклей Малого театра на революционную тему... В Малом театре это было народное представление... В. Пашенная, А. Сашин-Никольский, С. Кузнецов, Е. Гоголева - все были блистательны. Даже затрудняюсь назвать кого-нибудь, кто играл плохо. Положительно никто. Когда же в списке исполнителей я прочел свою фамилию, да еще на роль Шванди, то, естественно, и совсем перепугался. Предстояло состязаться с самим С. Кузнецовым... Да разве это мыслимо!"

Думается, насчет перепугу Б. Ливанов скромно пококетничал, создав один из самых ярких своих театральных образов:



И еще - роли... Их эскизы и воплощения:

Емельян Черноземный - "Квадратура круга" В. Катаева, 1928



Бондезен - "У врат царства" К. Гамсуна, 1927



Кимбаев - "Страх" А. Афиногенова, 1931



Кавалер ди Риппафрата - "Хозяйка гостиницы" К. Гольдони, 1933



Ноздрев. "Мертвые души" Н. Гоголя, 1938



Соленый - "Три сестры" А. Чехова, 1940



Забелин - "Кремлевские куранты" Н. Погодина, 1956



Митя Карамазов - "Братья Карамазовы" Ф. Достоевского, 1960



Егор Булычов - "Егор Булычов и другие" А.М. Горького, 1963



Ну что, не захотелось глянуть фильмотеку актера?
Посмотрите, не пожалеете...

(с) фото взяты: Борис Ливанов. Сборник

культура, МХАТ, живопись, актёры

Previous post Next post
Up