Не всего, конечно. Рассказы, так, пожалуй, все. А пьесы только - "Вишневый сад" (очень давно,в школе, помню плохо) и "Чайку". Потихоньку буду восполнять.
А глубина веры? -------------- Ну, можно мерять в гундяевых или чаплиных. 100 чаплинов - праведник. Один гундяев - почти святой. Сто гундяевых - равноапостольский)
Спасибо за поднятые вопросы. Изучая их, я пришла к выводу, что оба: Пушкин и Чехов - жили во времена раскола между церковным и светским. Обоим "не везло" на общение с церковными людьми. Известна переписка Пушкина с митр. Московским Филаретом, А Чехов ближе к концу жизни подружился с еп. Михаилом (Грибановским), читал его книгу "Над Евангелием", носил во внутреннем кармане сюртука его фотографию и говорил, что если бы таких людей, как еп. Михаил, было бы в церкви много, жизнь была бы другой. Мировоззрение Пушкина меняется с начала 30-х гг. Чехов в последние годы своей жизни увлекся философией. В их произведениях есть веяние Св. Духа. В Писании есть такое понятие - ищущие. Для меня они были ищущими всерьез.
Спасибо за комментарий! Мне кажется, они оба не были не религиозны, не сильно атеистичны и записывать их в тот или иной лагерь - глупо с обеих сторон.
Но мне кажется, они не были ищущими. Скорее - обретающими. Тем более что Чехов был врач, а врач того времени - как правило, скептик. Пушкин, по-моему, просто не нуждался во внешней форме (религия, политика и т.п.). Поэтому и декабристы его оставили за своим обществом - они это понимали. Он был выше. "С Гомером ты беседовал один". А Пушкин также - "С Богом беседовал один". Или с Духом. Как-то так.
Прошу прощения за слово "ищущий". Это я взяла у апостола Павла, в контексте - ищущий Бога. А тот, кто ищет, что-то обретает, а что-то теряет. По-моему, мы здесь смотрим одинаково:)) Согласна и про Дух.
Да, я понимаю смысл "ищущий". Но мне кажется, что они - не искали. В таком смысле. Во всяком случае, Пушкин. Он и так был в боге. В Духе. Не знаю, как это сформулировать)
Про Чехова боюсь сказать - плохо знаю его творчество, не очень себе его представляю.
О религиозности Чеховаphysfak_69November 5 2013, 06:47:04 UTC
А, может, и не Пушкин написал "Сказку о попе..."? Атеисты приписали?>>> Добавлю: Из темного леса навстречу ему идет ВДОХНОВЕННЫЙ КУДЕСНИК покорный ПЕРУНУ старик одному заветов грядущего вестник. и далее:"Волхвы не боятся могучих владык И КНЯЖЕСКИЙ ДАР ИМ НЕ НУЖЕН" Цитирую по памяти, может где и ошибся. Такое написать, не чтя веру и волхвов древних предков , невозможно. мы честных граждан позабавим и у позорного столба кишкой ПОСЛЕДНЕГО ПОПА ЦАРЯ последнего удавим. Очень церковно и "православнуто".
Re: О религиозности ЧеховаvlhartNovember 5 2013, 12:05:31 UTC
>Такое написать, не чтя веру и волхвов древних предков , невозможно.
Поэт... Вдохновился...
Еще Высоцкий...
Хотя и: "Как тут подбегают седые волхвы, К тому же дыша перегаром".
Но вывод-то: "Олег бы послушал -- еще б один щит Прибил на вратах Цареграда".
А насчет "честных граждан" -- чур меня! Сейчас набегут "литературоведы в штатском" доказывать, что не Пушкин это писал. Как и не Лермонтов -- "Немытую Россию".
Re: О религиозности Чеховаphysfak_69November 5 2013, 12:17:48 UTC
А насчет "честных граждан" -- чур меня! Сейчас набегут "литературоведы в штатском" доказывать, что не Пушкин это писал. Как и не Лермонтов -- "Немытую Россию". Я бы сказал "литературоведы кто с сутаной под штатском, кто с кипой за пазухой". А Высоцкий большой фулюган был.
Да, заглянул по ссылке: забавно! Там ещё "диалог с атеистом" весьма примечательный. Какого же атеиста глупого представили! хотел было высказаться, да не ставится коментарий.
Comments 34
(The comment has been removed)
Рассказы, так, пожалуй, все. А пьесы только - "Вишневый сад" (очень давно,в школе, помню плохо) и "Чайку". Потихоньку буду восполнять.
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Вот только почему-то Пушкину в этом пункте НИКТО не верил особенно. В его время.
Ни царь, ни Бенкендорф, ни "дворянские обыватели", так сказать...
...Кстати, а что вообще значит - "ГЛУБОКО верующий"? Глубина океана мерится эхолотом. А глубина веры?
Reply
--------------
Ну, можно мерять в гундяевых или чаплиных.
100 чаплинов - праведник. Один гундяев - почти святой. Сто гундяевых - равноапостольский)
Reply
Reply
Мне кажется, они оба не были не религиозны, не сильно атеистичны и записывать их в тот или иной лагерь - глупо с обеих сторон.
Но мне кажется, они не были ищущими. Скорее - обретающими.
Тем более что Чехов был врач, а врач того времени - как правило, скептик. Пушкин, по-моему, просто не нуждался во внешней форме (религия, политика и т.п.). Поэтому и декабристы его оставили за своим обществом - они это понимали. Он был выше. "С Гомером ты беседовал один". А Пушкин также - "С Богом беседовал один". Или с Духом. Как-то так.
Reply
Reply
Про Чехова боюсь сказать - плохо знаю его творчество, не очень себе его представляю.
Reply
Reply
Добавлю: Из темного леса навстречу ему
идет ВДОХНОВЕННЫЙ КУДЕСНИК
покорный ПЕРУНУ старик одному
заветов грядущего вестник.
и далее:"Волхвы не боятся могучих владык
И КНЯЖЕСКИЙ ДАР ИМ НЕ НУЖЕН"
Цитирую по памяти, может где и ошибся.
Такое написать, не чтя веру и волхвов древних предков , невозможно.
мы честных граждан позабавим
и у позорного столба
кишкой ПОСЛЕДНЕГО ПОПА
ЦАРЯ последнего удавим.
Очень церковно и "православнуто".
Reply
Поэт... Вдохновился...
Еще Высоцкий...
Хотя и:
"Как тут подбегают седые волхвы,
К тому же дыша перегаром".
Но вывод-то:
"Олег бы послушал -- еще б один щит
Прибил на вратах Цареграда".
А насчет "честных граждан" -- чур меня! Сейчас набегут "литературоведы в штатском" доказывать, что не Пушкин это писал. Как и не Лермонтов -- "Немытую Россию".
Reply
Я бы сказал "литературоведы кто с сутаной под штатском, кто с кипой за пазухой".
А Высоцкий большой фулюган был.
Reply
Reply
Leave a comment