Хочу поделиться одной из моих оцифровок - запись «незаезженного» и не хрестоматийного Блока в исполнении одного из лучших чтецов
Михаила ЦАРЕВА.
Исполнения Царева отличает совершенная красота слова, чистота интонации, редкостное «включение» в ритм, музыку стиха, его тональность, темп. Особенно актеру удавалась вот такая интимная лирика, камерная.
В программе - лирические произведения поэта:
"Она пришла с мороза"
"О подвигах, о доблестях, о славе"
"Превратила все в шутку сначала"
"Перед судом".
Особенно хочется обратить ваше внимание на исполнение последнего в программе стихотворения "ПЕРЕД СУДОМ". Интимное и социальное одновременно. Любовное и обличающее. Какие рисковые для того времени слова - страшная угроза нравственности, чуть ли не намек на эротику:
Что же ты потупилась, в смущеньи?
Погляди, как прежде, на меня!
Вот какой ты стала в униженьи,
В резком неподкупном свете дня...
А как проникновенно и удивительно целомудренно звучит это у Царева…
Это не обращение к суду, не обличение - это обращение к Единственной и Прекрасной. Причем это не пылкое признание юноши, не откровение любовника, не "оценка" мужчины.
Это обращение к Любимой, ставшей внутренним "Я" - обращение к себе.
Внутренний диалог души и сердца все познавшего, пережившего и испытавшего человека, и потому не нуждающегося во "внешней" актерской стороне, эффекте и аффекте.
Редкое утраченное мастерство чтения, звучания Слова.
Разумеется, восприятие у каждого субъективно. Кому-то понравится, кому-то не очень, кто-то вообще не воспримет. Но тому, кто рискнет осилить 7 минут звуковой поэзии - просьба послушайте всё, до конца!
Так уже не читают. Просто не умеют.
You can watch this video on www.livejournal.com