Мой Владикавказ
У врат сурового Дарьяла,
Собой венчая весь Кавказ,
Лежит, глядя́ на мир устало,
Любимый мой Владикавказ.
Округи дивные картины
По-прежнему пленяют глаз,
О них премудрые поэты
Ведут извечно добрый сказ.
Как верный страж в обличье строгом,
Стоит Столовая гора.
Её мои отцы Мят-ламом
[1]Прозвали в давние века.
С горы священные молебны
Сходили благостью тогда.
И там, в святилище Мят-Сели
[2],
Тушоли
[3] всем была добра.
Лишь гулкий вой ночами звонко
Здесь нарушал людской покой.
Так буйный Терек, как бы громко,
Напоминал свой нрав такой.
Вот так, природа и стихия
Извечно здесь вели свой спор.
Мои отцы, судьбой балуя,
Пришли сюда с окрестных гор.
Трудом стихию усмиряя,
Ведя с природой разговор,
Прожили тут они, не зная,
Каков судьбы им приговор.
Цвели в округе их селенья,
И было всё тут от души.
Но всё же злостные веленья
Настигли их в такой глуши.
Из весей северных, далёких
Пришёл такой царя указ,
Чтоб на дворах сиих, ингушских,
Заложен был Владикавказ
[4].
Так был указ царя исполнен,
Но вместо верных им друзей,
Пришёл казак не дружбой полнен
В дома, селенья ингушей
[5].
И я измучен горькой долей,
О том душа моя скорбит -
Как был не раз имперской волей
Ограблен тут и тут побит.
Меня кидали в злые дали,
Гоняли весь двадцатый век;
Томили так, что смог едва ли
Спастись и жить, как человек.
С тех пор прошло немало вёсен,
И Терек много вод унёс.
Но снова, вдруг, решили в осень
Нас разлучить в тумане грёз.
Я снова недругом гонимый,
Брожу вдали от мест родных,
Твоих кварталов вид родимый
Всегда живёт в мечтах моих.
Но верю, будем вновь мы вместе -
Я навсегда вернусь к тебе!
Ведь было так не раз и раньше
Угодно бить меня судьбе.
Неважно, кто хозяин ныне -
Казак лихой иль осетин.
Всё это временно, поверь мне, -
И я тебе такой же сын.
Но я не полон жажды мщенья, -
Пусть Бог рассудит, как нам быть,
И пусть за все те преступленья
Он выбирает, как решить.
А я ж добром на зло отвечу,
И буду рад хоть с кем дружить,
Я даже кров готов в придачу
С врагом, но бывшим, поделить.
Горжусь тобой, мой город славный,
Ведь много есть в стенах твоих
Того, что дал народ мой древний:
И кровь, и пот, и сил своих.
Я верю, будем снова, также,
Мы жить, заботясь о тебе.
Ведь я - ингуш, а это, всё же,
Немалый знак в твоей судьбе!
Январь 2012 г.
[1] Мят-лам (инг. - Маьт-лоам) - ингушское название Столовой горы.
[2] Мят-Сели (Маьт-Села) - древнее языческое святилище ингушей на горе Маьт-лоам над Владикавказом.
[3] Тушоли - одна из главных языческих богинь у ингушей в прошлом. Богиня плодородия. Деревянный идол в форме женского лица, олицетворяющий богиню Тушоли, размещался в святилище Маьт-Села, где и устраивались религиозные праздники в её честь. В последствии, в советский период, находился в Грозном, Краеведческом музее, и уничтожен при бомбежке музея в 1990-х годах. У ингушей птица удод считается священной, тотемной, и её называют Тушола котам (птица или курица Тушоли).
[4] г. Владикавказ, изначально как русская крепость, заложен в 1784 г. близ ингушского поселения Заур-ков (ЗIовр-коу), о чём говорят и исторические свидетельства. В 1860 г. преобразован в губернский город.
[5] В 1865-67 гг. решением русской администрации, большинство ингушских поселений вокруг Владикавказа и на Сунженской равнине ликвидировано, а население их изгнано - кого в горы, кого в Турцию, а кого ещё куда… Их селения преобразованы в станицы, а все основные равнинные ингушские земли переданы поселённым на них казакам, создав, таким образом, Казачьи кордонные линии. Сами ингуши оказались вынуждены свои же земли арендовать у казаков за большую плату.