Как я писал, в Восточной Турции очень интересные музеи. В качестве иллюстрации - несколько снимков из первого посещённого мной музея.
Музей Вана находится в центральной части города, в одноимённом переулке недалеко от рынка и района недорогих гостиниц. Как и в других анатолийских музеях, его экспозиция состоит из двух основных частей: в помещении и на открытом воздухе.
Барельеф изображает
Тейшебу, урартского бога грома и войны, второго по значимости в пантеоне урартских богов. Табличка гласит:
"Общеизвестно, что каменные барельефы использовались для украшения стен, колонн и главных входов в здание. Один из наиболее известных и прекрасных примеров таких каменных барельефов носит название "Барельеф из Адильчеваза" и в настоящее время выставлен во дворе музея Вана. Барельеф изображает Тейшебу, стоящего на быке и поставившего правую ногу на голову быка, а левую - на его спину. На его голове изображён солнечный диск и головной убор цилиндрической формы с рогами по сторонам. Его туника и плащ, ниспадающий до колен, тщательно украшены геометрическими узорами и символами. С правой стороны можно увидеть эфес его меча. Тейшеба держит в левой руке чашу, а в правой - наконечник копья либо растение. За богом и перед ним расположены священные деревья. Барельеф был вырезан по меньшей мере на шести каменных блоках и имеет высоту 3.5 метра. Наиболее вероятно, что этот барельеф был размещён по соседству с точно таким же, и они стояли по обе стороны от монументального входа. Если мы исходим из того, что барельеф из Адильчеваза первоначально находился в крепости Кеф, он должен был быть создан во время правления Русы II (685-645 годы до н.э.), который, как известно, построил Кеф."
Если я правильно понимаю, то Кеф - это крепость, построенная Русой II в 670-х годах до н.э. на северном берегу озера Ван как культовый город урартского бога Халди взамен Мусасира, разрушенного ассирийским царём Саргоном II в 714 г. до н.э. Сейчас находится в 10 км от города Адильчеваз.
Обратите внимание на тонкую резьбу, украшающую всю поверхность камня.
Своими впечатлениями от близкой встречи с клинописью я уже делился вкратце. Всё-таки поразительно, что письменность когда-то понималась как высечение подобных узоров на базальтовых плитах. И это чувство лишь усиливается благодаря тому, что во дворе музея испещрённые письменами плиты стоят во множестве, на любой вкус.
Увидев эти кресты, я подумал, что вижу памятник раннехристианских времён, но подпись гласит: "Sarmag Stele. Menua period. 810-786 B.C." Менуа, напомню, был одним из царей Урарту.
В
статье Википедии про Менуа наткнулся на любопытный текст: "Урарту, в течение нескольких столетий почти беспрерывно воевавшее с Ассирией, впервые с момента своего образования смогло противостоять Ассирии на равных только при отце Менуа, Ишпуини. При Менуа отношения с Ассирией, возможно, вообще носили мирный характер - во всяком случае, не сохранилось данных о военных походах Менуа против Ассирии или о военных походах Ассирии против Урарту в этот период. Время правления Менуа пришлось на период правления ассирийской царицы Семирамиды (Шамирам, 805-783 гг. до н. э.), что, возможно, способствовало установлению мира."
Вдумайтесь, Семирамида, полулегендарная правительница, в которой соединяются и образы древних мифов, и черты ассирийской царицы Шаммурамат (Шамирам), хозяйка знаменитых висячих садов. Для жителей Урарту, вытесавших эти кресты и писавших этой клинописью, она была вполне обыденным явлением современности, правительницей сопредельной страны, как для нас, например, Лукашенко.
К слову, по одной из легенд Семирамида была родом из Дамаска.
Отдельную группу экспонатов музея составляют хачкары - армянские стелы с изображением креста. Чтобы их увидеть, приходится пройти в малозаметную узкую щель между задней стеной музея и забором.
Это камень с христианской символикой и надписями на сирийском языке.
Есть, конечно, и экспонаты, представляющие исламское искусство, среди них много очень интересных, но для меня в диковинку были памятники культуры армян и Урарту, и исламские шедевры как-то отошли на второй план.
* * *
Дальше - несколько фотографий из внутренних помещений музея. Разумеется, они не дают всестороннего представления о богатой коллекции этого очень интересного музея. Так, пара зарисовок.
Вот - настоящий
талант!
Иногда подписи ограничиваются констатацией довольно очевидных вещей.
Google предлагает такой вариант перевода: "Вышитые серебром сабо". Как-то мне не нравится французское слово "сабо" применительно к нашим турецким takunyalar, но я в этих женских штучках не разбираюсь, поэтому надеюсь на подсказку. Интересна эта обувь тем, что это типичная турецкая женская обувь минувших веков, сконструированная таким образом, чтобы прелестницы могли во всей красе показаться на заполненной грязью улице без всякого ущерба для своих нежных розовых пяток.
Судя по этим барельефам, раньше эти места были заселены весьма симпатичными людьми.
А вот и вся весёлая компания. Надпись на табличке, которая видна в центре снимка:
"Тринадцать каменных стел, не имевшие аналогов в Анатолии или на Ближнем Востоке, были найдены в месте их первоначального расположения в центре Хаккари, города в Юго-Восточной части Турции, в 1998 году. Изображения были вырезаны на вертикальной поверхности каменных плит высотой от 0.7 до 3.5 м. Плиты имеют только одну обработанную поверхность. Каждая плита несёт фронтальное изображение верхней части человеческого туловища. Ноги не изображены. Одиннадцать стел изображают обнажённых воинов с кинжалами, копьями и топорами - мужскими символами власти. Они всегда держат в руках сделанные из кожи сосуды для напитков. На двух стелах изображены женские фигуры без рук. Стелы могли быть созданы разными мастерами, использующими различную технику резьбы. Стили варьируются от барельефов до более простых линейных изображений. Они были созданы в период с XV до XI века до н.э. правителями Хаккари. Стелы с таким видом рельефа не были распространены на Ближнем Востоке в древности. Однако существует множество близких аналогов, создававшихся разными народами степей Евразии в промежутке между третьим тысячелетием до н.э. и XI веком н.э."
Полезные ссылки
Музей Вана на GoogleMap.