Площадь Топхане и "падающую башню" крепости Карим-хана легко узнают все, кто был в Ширазе.
Знакомство с жителями Шираза начнём с малышни.
Молодой джентльмен-котолюб. Судя по галстуку, фотография сделана в 30-е годы, когда Реза-шах приступил к насаждению в Иране западных обычаев.
У кого жирный кот, а у кого - чётки. Хороший мальчик.
Три слагаемых простого счастья: красавица, кальян и самовар. К слову, самовар на фарси так и будет - самовар. Самовары были завезены в Иран русскими казаками и до сих пор производятся и широко применяются.
Тему красавиц я здесь развивать не буду, а интересующимся напомню, что персидским дамам была посвящена
отдельная публикация.
Раис-ол-Улама ведёт пятничную молитвенную церемонию. Фотография сделана приблизительно в 1911 г.
Интересная фотография: 1937 год, официальная церемония в ознаменование введённого Резой-шахом запрета на публичное ношение женщинами чадры или хиджаба. Как известно, внедрение запрета не обошлось без насилия со стороны властей и без душевных страданий многих жителей Ирана, которым пришлось психологически переламывать себя для подчинения этому закону.
Запрет просуществовал до Исламской революции 1979 года, когда женщин снова обязали покрывать голову. Сейчас за этим следит специальная исламская полиция, а фрондирующая молодёжь вызывающе ограничивается самыми символическими косынками.
Мне попадалось два варианта подписи под этой фотографией. Первый: "Мансур-сане", второй: "Британский доктор ведёт приём жителей Шираза". Они не взаимоисключающие, но есть у меня сомнения, что доктор такой уж британский: лицом он больше похож на уроженца Среднего Востока. Хотя форма, вроде бы, британская.
На этой фотографии губернатор Шираза Абдул-Хуссейн Фарманфарма снят с иностранцами-жителями Шираза, 1918 год. На фотографии неспроста можно видеть много мужчин в британской военной форме, включая некоего индуса (или пакистанца) в чалме и френче. В начале ХХ века, в то время, как на севере Ирана хозяйничала Российская Империя, на юге, где расположен Шираз, всем заправляли англичане.
На этой фотографии 1917 года изображены британцы-жители Шираза. Кроме военных в Ширазе находились дипломаты, инженеры, предприниматели, другие представители великой империи, до гибели которой оставалось меньше полувека.
Вот британский торговец осуществляет оптовые закупки в Ширазе. По горделивой позе этого щуплого бритта сразу понятно, кто здесь белый человек.
Всем красавцам красавец.
Свадьба каджарской эпохи. Жених сидит в углу. По раскрытому саквояжу со свёрнутыми бумагами можно предположить, что осуществляются какие-то формальности. Было бы интересно, если кто-то, разбирающийся в традициях тех времён, смог бы более подробно прокомменировать происходящее.
Где свадьба, там и увеселения. Эта и несколько следующих фотографий посвящены развлечениям рубежа XIX и XX веков. На этой фотографии изображены музыканты и танцоры.
А это еврейские музыканты. Фотография сделана примерно в 1900 году.
Акробаты выступают в доме Масуд-ол-Доле. Обратите внимание на множество женщин, выбравшихся на покатую крышу, чтобы следить за выступлением.
Силач играючи обращается со всякими устрашающе выглядящими металлическими штуками. Хотя, похоже, и ему далеко до героя следующей фотографии.
Эта роскошная фотография силачей-гимнастов довольно известна, но мне, к сожалению, не удалось найти ни достоверного указания на дату, ни комментария. Заслуживают внимания булавы - мил, - которые используются в качестве спортивных снарядов в зурхане, иранской традиционной спортивной системе, включающей в себя и гимнастику, и борьбу, и акробатику, и атлетизм.
Известное дело, где плясуны, там и жулики. На фотографии - закованные в цепи преступники.
Тоже любопытная фотография, сделанная в полицейском участке. Торжествующая толпа окружила еврея, пойманного за нелегальную торговлю алкоголем. Все очень довольны, а еврей не рад.
И неудивительно - участь преступника печальна. На этом снимке изображены приготовления к казни путём расстрела из пушки. Я был очень удивлён, увидев эту фотографию среди фотографий Шираза: мне казалось, что применение этой жестокой казни ограничилось периодом подавления сипайского восстания в Индии. Именно тогда она была придумана англичанами и, со свойственной палачам лиричностью, названа дьявольским ветром.
Помню ещё в детстве на какой-то лекции рассказывали, что ужас этой казни для индусов заключался не только собственно в смерти, но и в невозможности последующего перерождения, поскольку тело разрывало на куски. Иранцы далеки от индуистских представлений о перерождении, но, похоже, это не помешало им взять на вооружение это выдающееся достижение западной палаческой мысли.
Вот так когда-то выглядели дальнобойщики.
Британские индийские части проходят парадом по улице Занд, 1912 год.
Построение персидской армии. Пока из всего прочитанного по истории Ирана у меня складывается впечатление, что в каджарскую эпоху персидская армия представляла собой самое бестолковое и неэффективное сборище усатых дядек с ружьями и саблями.
Первый санаторий Шираза. Снимок сделан примерно в 1931 году.
А это бездомные, для которых упомянутый выше губернатор Абдул-Хуссейн Фарманфарма построил приют. По-видимому, фотография призвана продемонстрировать, как много людей стали счастливыми благодаря этому доброму делу.
Мне же эта толпа обездоленных напомнила прочитанную как-то историю о временах Ага-Мухаммеда, первого представителя династии Каджаров, который занял трон в 1796 году. При Ага-Мухаммеде, который вёл довольно жёсткую политику, распространённым видом наказания было выкалывание глаз, которое применялось иногда за мельчайшие провинности. Вследствие этого страна полнилась побирающимися слепцами, волей-неволей несущими весть о строгости нового правителя. Меня в своё время впечатлила эта маленькая зарисовка былых времён.
К числу главных достопримечательностей Шираза относятся мавзолеи выдающихся уроженцев города - Хифиза и Саади. На снимке мавзолей Саади.
На фотографии человек, оказавший огромное влияние на историю и судьбу Ирана - военный министр Персии Реза-хан, бывший командир казачьей дивизии и будущий шахиншах и основатель династии Пехлеви. Фотограф запечатлел его в Ширазе, куда Реза-хан прибыл в 1924 году для подавления восстания шейха Хазала. До низложения Ахмад-шаха Каджара и провозглашения Реза-хана шахиншахом осталось около одного года.
Примечательно, что новому шахиншаху пришлось столкнуться с такими же проблемами, что и молодой Советской России всего несколькими годами ранее: по периметру Персии стали вспыхивать восстания, поднимаемые вождями приграничных племён и поддерживаемые бывшими колонизаторами. Как и Советская Россия, новый шахский режим преуспел в наведении порядка, утопив, при необходимости, восстания в крови.
Мечеть и мавзолей Шах Черах в 1901 году, главная в Ширазе шиитская святыня и место паломничества шиитов. Я его историю практически не знаю, поэтому ограничусь
ссылкой на Wiki.
Забавный вид улицы Занд около 1931 года. Первые автомобили, последние годы ношения чадры.