May 07, 2012 18:28
Говорит Насир Албани, комментируя слова имама ат-Тахави: «Все верующие - "друзья" Аллаха, и благороднейшие из них перед Аллахом - те, кто наиболее послушен и лучше всего следует Корану»:
قلت : فيه إشارة لطيفة إلى الرد على متعصب المذاهب الذين يؤثرون اتباع المذهب على اتباع الكتاب والسنة ذلك لأنه لا تلازم بين اتباع المذاهب واتباع القرآن فإن المذاهب مختلفة والقرآن لا اختلاف فيه كما قال تعالى فيه : ( ولو كان من عند غير الله لوجدوا فيه اختلافا كثيرا ) [ النساء : 82 ] فالمسلم كلما كان أتبع للقرآن كان أكرم عند الله تعالى وكلما ازداد تقليدا ازداد بعدا
«В этих словах содержится тонкое указание на опровержение фанатичных последователей "мазхабов", которые предпочитают следование "мазхабaм" следованию Корану и Сунне. Ибо нет связи между следованием за "мазхабом" и следованием Курану. Ведь "мазхабы" разнообразны в своих мнениях и противоречиях, тогда как в Коране нет никаких противоречий. Как сказал об этом Всевышний: «...и если бы он (Куран) был не от Аллаха, то нашли бы они в нем множество противоречий...» (сура ан-Ниса, 82-й аят).
(Отсюда) всякий раз, когда муслим, являет наибольшее следование Корану, будет он перед Аллахом Всевышним наиболее благородным и благодетельным. И, напротив, если будет все больше увеличивать "таклиид" свой (слепое следование ученым-муджтахидам), увеличит свою отдаленность от Всевышнего Аллаха...».
[Аль-Албани, «Шарх аль-Акыда ат-Тахавийя», стр. 25]
Из данного текста можно вычленить основной постулат безмазхабного албанизма, заключающийся в следующих словах: "Ибо нет связи между следованием за "мазхабом" и следованием Курану".
Можно, однако, задать следующий вопрос: а имеется ли связь между следованием Албани, ибн Баазу, Ибн Усеймину и следованием Корану?
И напоследок приведу слова одного из авторитетных ученых прошлого относящегося к мазхабу имама Ахмада ибн Ханбаля, Ибн Куддамы аль-Макдиси по теме таклида (слепого следования) за муджтахидом.
Сказал имам ханбалитов Ибн Куддама аль-Макдиси (541-620 х/1146-1223 м) в своей книге «Равзат ан-назир»:
وأما التقليد في الفروع فهو جائز إجماعاً فكانت الحجة فيه الإجماع ولأن المجتهد في الفروع إما مصيب وإما مخطىء مثاب غير مأثوم بخلاف ما ذكرناه فلهذا جاز التقليد فيها ، بل وجب على العامي ذلك وذهب بعض القدرية إلى أن العامة يلزمهم النظر في الدليل في الفروع أيضاً ، وهو باطل بإجماع الصحابة
«Что касается таклида (слепого следования за муджтахидом) в вопросах фикха, то это является дозволенным по единогласному мнению ученых (иджмаъ). Доводом этому служит единогласное мнение ученых потому что муджтахид в (вопросах) фикха, будь он прав или ошибся получает вознаграждение и не записывается грех (за ошибку) в отличии от того, что мы упомянули. И поэтому дозволено делать таклид в нём (фикхе), более того это является обязательным простолюдину (амми). Некоторые кадариты утверждали, что на простолюдине также лежит обязанность искать довод (далиль) в фикхе, однако это является ложным по единогласному мнению сподвижников».
[«Равзат ан-назир ва джаннат аль-Муназир», 2/451]
Албани,
Ибн Куддама,
мазхабы,
таклиды