Любое совпадение случайность и неправда. По некоторым причинам имена действующих лиц изменены. Теперь можно приступать. По просьбам трудящихся.
Началось с того, что, обучаясь на историко-филологическом факультете, я поступила на ещё один факультет. В результате чего, мне довелось побывать в роли психоаналитика. Один из преподавателей дал на выбор: либо сдавать экзамен, либо провести эксперимент. Всё это задокументировать и сдать в определённый срок. Через знакомую знакомой нашлась такая особа. Она и сама думала обратиться к какому-нибудь психологу за советом, ей объяснили, что у меня практика и я могу с ней встретиться.
Мы договорились по телефону о встрече у неё дома.
Первой мыслью было, что я, вероятно, ошиблась, но обещанно открытая входная дверь и выскочившая хозяйка исключали ошибку. Существо было одето в свитер и короткие клетчатые брюки. И даже самый скверный геометр вряд ли бы смог назвать линии её ног прямыми. Второй мыслью было: «Бедная женщина, как тяжело быть гибридом швабры и колючей проволоки».
Но была в ней и какая-то изюминка, только скрытая под целым набором фобий, психотравм и комплексов. В целом же от неё исходило напряжение гонимого существа и ужасное желание понравиться. Видно было и по тому, как она перебирала дешёвые бусики на шее, поправляла короткие волосы (не спешите меня ненавидеть за такое подробно_циничное описание, когда дочитаете до конца, то поймёте, почему я с таким рвением описываю эту даму) и кусала ногти. Представьте себе только на минутку взрослую женщину с таким поведением. Печально, в самом деле. На её лице за пару минут, что я топталась в прихожей, отразились все оттенки удивления и нервозности. Поняв, что передо мной не просто набор фобий и комплексов, но и попросту нерешительный человек, я взяла инициативу в свои лапы и спросила, куда «мне собственно проходить или мы здесь будем беседовать?»
Существо как-то сильно изменилось в лице, улыбнулось, потом испугалось, занервничало и понеслось по квартире походкой солдата, опаздывающего из увольнения. А нестись было куда. Квартира у этой особы, Ирины Сергеевны, была прямо-таки огромная (трёхкомнатная, площадью 130 кв.м.), доставшаяся ей в наследство от мужа после развода, вот этому факту я удивилась. И эти 130 квадратных метров не видели тряпки и пылесоса, наверное, с момента развода (около 6 лет). Было у существа двое детей, которые учились в другом городе, а потому я была избавлена от их веселящего общества: девочка-колобок (булки-булки-булки на завтраки-обеды-ужины) и мальчик из разряда «купи-продай».
Итак, если кратенько, то: у женщины был комплекс неполноценности, умело привитый ей заботливой матерью, которая неустанно повторяла, что дочь её неумёха, раздолбайка и вообще несчастная страхолюдина (не в том смысле, что страхует людей). Затем Ирина Сергеевна вышла замуж за человека, такого же добродушного и мягкосердечного, как её мать. Этот добродушный человек успел сделать двоих детей, наставить рогов со всеми подругами жены и развестись. Подруг с тех пор у женщины не было. Да, кстати работала она вахтёршей. На работе придерживалась принципа: «Ну и что, что об меня ноги вытирают, зато тихо всё, спокойно…»
Но! Жила она не одна. Каким-то образом, познакомилась с мужчиной, с которым жила почти полгода. Мужчину в тот приход я не увидела, но Ирина Сергеевна называла его исключительно по имени-отчеству, отчего я решила, что кавалер её ровесник египетских пирамид. В общем, мы договорились с ней о следующем моём визите и я отправилась домой.
- Ну, как? - спросил дома муж.
- Как. Никак. Комплексы сплошные, к тому же она сама скоро мхом покроется вместе с квартирой. И дедок у неё какой-то в кавалерах, скоро на части рассыплется.
- Ну, ты можешь отказаться.
- Могу. Но хочется ей помочь. Только я ещё не придумала как, - сказала я и принялась усиленно придумывать план.
Через день произошла наша вторая встреча.
Моя подопечная даже перестала дёргаться. Как только я зашла, она радостно сказала:
- А я вас сейчас познакомлю с Павлом Ивановичем!
В коридоре возник Павел Иванович. Шёл он вальяжно, с надменным видом человека, познавшего жизнь во всех её проявлениях. Что я могу сказать? Я его почти таким себе и представляла, только несколько старше, лет этак на 30. Павлу Ивановичу было 23, а Ирине Сергеевне 56. Знаете, эдакие Надежда Бабкина и Гор местного розлива. Я не ханжа, лишь бы были счастливы. Но Павлик вёл себя со своей возлюбленной как с тряпкой. Грубо перебивал её, не обращал внимания, когда она что-то спрашивала. Мог бесцеремонно зайти во время нашей беседы в комнату, естественно, что женщина замыкалась в себе.
Он: - Я тут посижу, послушаю.
Она: - Да, да, конечно. Павел Иванович, садитесь.
Я: - Молодой человек, вы нам мешаете.
Он: - У Ирочки от меня тайн нет.
А Ирочка сидит как тюфяк и молчит. Естественно, что продолжать разговор не имеет смысла.
Уходя, говорю:
- Вот удивительно, у вас в квартире 130 кв.м., а как только начинается наш сеанс, все жильцы собираются на одних и тех же 15 м. Странно, правда? - и смотрю на Павла, блин, Ивановича. Я, кстати, за всю свою жизнь не видела таких надменных типов.
В следующий свой визит я говорю Ирине Сергеевне, что мне необходимо поговорить с Павлом Ивановичем тет-а-тет. В ходе разговора я пытаюсь вывести его на откровенность и понять его дальнейшие замыслы. Выясняю. Сам Павлик служит по контракту на корабле, а жить ему в общежитие вряд ли хочется, вот он и закадрил старушку. Очень удобно: домой приходит, когда хочет, на стороне есть другая девушка, деньги на квартиру и еду не тратит. В общем, альфонс, каких ещё поискать. Также он рассказывает, что подумывает жениться на моей подопечной с тем, чтобы потом отсудить часть квартиры. Само собой, что это не так выглядело: я спросила, а глупый Павлик стал отвечать на мои вопросы и рыть себе яму. Всё просто, гипноз бывает трёх видов: внушение наяву, обычный (во сне) и наведённый.
Почему я не бросила всё на полпути? Потому что характер у меня такой. Если я за что-то берусь, то выполняю. Иногда получается коряво. Но не об этом…
Дома уже разговариваю с мужем и спрашиваю:
- Вот, к примеру, у нас есть крокодил, он совершенно добрый, вежливый, но он крокодил, а нам его нужно превратить, ну не знаю, в газель что ли. С чего начать?
- Ты какую-то ерунду придумала, честное слово.
Но я так просто не сдаюсь. Беру лист бумаги и начинаю составлять список из трёх колонок: «имеем», «требуется», «наши действия».
Позаимствовала у мамы телефон её косметички. Отыскала телефон своей портнихи. И отправилась к подопечной. Она сидит и страдает, поссорились с Павликом. И он ночевать не приходит уже два дня. Обозрела я её, как папа Карло обозревал полено, прежде чем выстругать из него Буратино и объясняю, что комплексы её надо искоренять, что их ей привили, а она от них сама избавляться не хочет.
Дальше Остапа понесло: «Вы такая интересная женщина, и так себя запустили, а в квартире у вас что творится? Что депрессия? Депрессия - это разновидность лени! Никаких саможалений, хватит. Надо жить, а то и вспомнить будет нечего!»
В общем, отчитала я её, годящуюся мне почти в бабушки по первое число. Она слушала, молчала, а потом как разревелась и все всхлипывала, что боится одиночества и так хоть у неё Павлик есть, лучше пусть приходящий Павлик, чем никого. Эта фраза про одиночество сплошь и рядом встречается, люди из страха остаться одним, зачастую живут с теми, кого в глубине души ненавидят.
А дальше было так:
Дама была ужасно худой и утешала себя тем, что: «Ну, понимаете, вешалку-то хоть как-то задрапировать можно, а вот есть такие фигурные женщины, что их и не знаешь чем прикрыть…»
- Ешьте торты, булки, пирожки, всё сладкое, жирное и мучное! На ночь! - сказала я. А, кстати, помогло, немножко в весе она прибавила. Однажды Ирина Сергеевна рассказала, что когда-то ходила на бальные танцы. Само собой, я её на них и отправила. Должны же быть у человека положительные эмоции и общение.
Потом я потащила её в косметический салон. Вот вы спросите на фига мне это было надо? Во-первых, меня попросили помочь, я дала согласие, во-вторых, случай был запущенный, в самом деле, и одним психоанализом обойтись было сложно. В-третьих, мне было интересно! В-четвёртых, экзамен, ага :) В общем, мой крокодильчик после салона стал даже очень привлекательным. Её жуткий цвет волос изменили на карамельный (решение мастера), сделали стрижку с косыми линиями. И вот что удивительно, глядя на нее, трудно было поверить что ей уже 56.
На этом лёгкости закончились.
Знали бы вы, как же было трудно вытряхнуть эту даму из её старых вещей. Я объясняла ей, что короткие брюки с её колесиками, ногами то есть, не смотрятся, любимые пуховые серые кофты, старят её и в них вообще, разве что только хоронить можно.
- А мне так нравится, и стильно очень. И дёшево. И вообще по килограммам продают, - тут я понимаю, что чего-то не то, и спрашиваю, - Вы не в сэконд-хэнде ли одеваетесь?
Она кивает в знак согласия, и начинает мне рассказывать, какие там попадаются удивительные эксклюзивные вещи…объяснять, что при этом она выглядит, как самоходная вешалка достаточно трудно.
Мдя…Потащила я её в ателье, где благополучно заказали ей платье нежного кофейного цвета в крупный белый горох в стиле 60-х. Ирина Сергеевна даже расплакалась, увидев в зеркале вместо забитой старой клячи привлекательную особу. А я в свою очередь отправила даму на курсы кройки и шитья. Сами посудите, что ей ещё делать с графиком работы сутки через трое?
Квартиру она с пинками, что называется, тоже стала убирать. Единственное, что я так и не смогла, так это привить даме любовь к кухне. Готовила она отвратительно, прямо скажу.
Однажды я пришла к ней, а на пороге возник Павлик, обнимает мою дуренцию и говорит: «Мы с Ирочкой решили пожениться». А она радуется и мне наедине говорит, что даже подумать не могла, что такой прынц её в жёны возьмёт. Ага, квартиру и её в довесок.
Прихожу я домой и обидно мне так, старалась, старалась, а мозги так и не вправила.
- Что же с ней делать? Такого комплекса неполноценности и заниженной самооценки, я ещё не встречала ни у кого. Она поверила в то, что этот Павлик её любит. Завалит она мне весб эксперимент, - говорю я вечером мужу.
- Что, что. Загипнотизировать, - отвечает он.
- А это мысль! - отвечаю я.
В последнюю нашу встречу я предлагаю снять её психологические блоки (балда! Сразу надо было это сделать и помахать даме лапой). Во время сеанса говорю ей, что она очень интересная женщина, что ей нужен человек, который будет её любить, что она должна любить себя и не позволять другим на ней ездить. Она заполнила анкету, которую я должна прикрепить к своим документам в качестве подтверждения своей работы, и мы расстались.
Ну да ладно, самое интересное открытие меня ожидало, когда мы созвонились. Спрашиваю у неё, как самочувствие, какие мысли. Желаю счастья в будущей семейной жизни.
- Фм…Павел Иванович. Я большего заслуживаю. Зачем он мне. Я как-то всю свою жизнь переосмыслила. Я хочу замуж за полковника не меньше. Хотя можно и за генерала, - самоуверенно говорит трубка.
Я открываю рот и не знаю, что и ответить. Но главное сделано - человек перестал быть тряпкой. Поверил в себя, что называется.
Больше она мне не позвонила. Но и моя цель была достигнута в виде автоматически сданного экзамена.
В ноябре прошлого года, мы всей семьёй отмечали в ресторане мамин день рождения, разговаривали, шутили и, тут я обратила внимание на одну компанию. Сидели две женщины и трое мужчин. Одна всё время шутила, часто выходила на танцпол. Стройная, с модной стрижкой, в эффектном платье. Я с трудом узнала в ней старую знакомую. Она увидела меня и помахала мне рукой. Потом подошла, поздоровалась с нами и попросила уделить ей несколько минут. Мы вышли в холл. Ирина Сергеевна рассказала, что рассталась с Павликом, и поехала отдыхать в Турцию. В группе был, внимание! Полковник. Ни разу до этого не женатый. Он влюбился в неё и сделал ей сходу предложение. Немного подумав, она согласилась.
- И что вы такое сделали со мной, сама не понимаю, но я стала другим человеком! - произнесла Ирина Сергеевна на прощание.
- Вот видишь, а ведь всё могло бы быть совсем по-другому, - сказала я мужу, когда мы возвращались из ресторана.
-Эксперементатор, блин. Хорошо, что ей после твоего сеанса не пришло в голову стать женой Леонардо ди Каприо или Тома Круза, - скептически отреагировала моя вторая половина.
На том и закончились мои психологические опыты. Кто знает, в другой раз может попасться и не такой интересный экземпляр, ага :)