Моё «нестановление», если можно так выразиться, прошло в три этапа.
Этап 1-ый. Школа.
Много ли вы знаете детей, которые любят ходить в школу, которым нравится учиться и у которых нет психотравм, приобретённых благодаря школе? Вопрос риторический.
Итак, школа. В школе было примерно следующее. Меня ненавидели 3 учительницы: учительница истории, учительница русского языка и литературы и учительница химии (привет-привет, мои дорогие Ирина Ивановна, Ирина Анатольевна и Люцина Петровна! Спасибо вам за то, что поучаствовали в закаливании моего характера!)
О причинах «войны»: все три недолюбливали меня, потому что я чересчур хорошо училась, и иногда (сама виновата?) спрашивала о том, чего они сами не знали (то ли я, в самом деле, много знала, то ли они знали маловато для того, чтобы учить), хорошо одевалась (совсем уж банально и глупо для взрослых женщин) и родители мои не бегали с пакетами, подобно родителям моих одноклассников (да, было и такое у нас в школе, и видела я это не раз).
Выражалась нелюбовь ко мне в следующих проявлениях: мне постоянно занижали оценки, говорили, что я плохо готовлюсь к урокам. В 11 классе, когда я в анкете написала, что собираюсь поступать на историко-филологический, учительница литературы сказала, что я не умею «формулировать свои высказывания» и вряд ли меня возьмут даже возле университета подметать, но при этом каждый год на все олимпиады и конкурсы почему-то она выставляла мою кандидатуру, не умеющую «формулировать свои высказывания», ага :)
Дальше всех пошла учительница истории.
На уроке она завела речь о том, что скоро всем нам предстоит стать студентами.
Следующая реплика была примерно такая:
- А вот ты (подошла ко мне) собралась идти на историко-филологический факультет и что будет дальше?
- Дальше я приду работать в школу, -ответила я.
- Вот именно. А здесь будет ещё старенькая Ирина Ивановна, которая тоже будет хотеть есть не просто хлеб, а хлеб с маслом, а ты будешь молодая и не захочешь ходить в валенках, а захочешь дорогие сапоги, и как же мы с тобой поделим часы, а?
Чёрт дёрнул меня за язык, но я не сдержалась:
- К тому моменту у Вас, вероятно, будет вставная челюсть и для Вас не будет особой разницы, с чем есть хлеб, - ответила я и
, очень вовремя прозвенел звонок на перемену. Она судя по всему не ожидала от меня подобного ответа и открыла рот. Враг получил отпор и был вынужден покинуть поле сражения!
Тогда, в школе, я думала, что после университета пойду в школу преподавать и не буду такой, как эти учителя. Но когда я вышла на практику, то ужаснулась.
Этап 2-ой. Практика. В университете у нас было три практики: на 2-м курсе, на 4-м и на 5-м.
2-й курс.
Практика была, прямо скажем смешной. Кто-то поехал в лагерь пионервожатым, кто-то в саамские деревни для сбора лингвистического материала, а кто-то остался в городе, чтобы обеспечить досуг школьникам, не выезжающим в отпуск.
Я относилась к третьей категории.
Мне достался отряд из 15 человек (одни мальчишки 16-17 лет), которые устроились на молодёжную биржу труда, и в мои обязанности входило следить за тем, чтобы они добросовестно убирали территорию двух улиц в центре города. Вот представьте себе картину: я, кнопка (метр с кепкой на коньках в прыжке), и 15 человек парней, которым ну ни фига не хочется убирать территорию добросовестно, а хочется получить поскорее деньги и бежать играть в футбол/приставки и проч.
Немного поразмыслив, я нашла выход: сказала ребятам, что чем быстрее они будут убирать территорию, тем раньше я их буду отпускать. Для этого пришлось договариваться с домоуправом, чтобы он не возражал. За купленный в соседнем магазине торт, «домоуправ - друг человека», любезно согласился отпускать моих подопечных сразу же, как только те уберут приписанную им территорию. Это была самая лёгкая практика из всех, единственная трудность её состояла в том, что необходимо было составить психологические портреты всех ребят и заполнить кучу документов. Но это пустяки. Нам, филологам, не привыкать исписывать кучу тетрадей.
4-й курс.
Здесь уже была самая настоящая практика. 1,5 месяца мы должны были преподавать в школе. Мне достался 6 класс. «А вот и мои уголовники!», - радостно произнесла Клара Адиятовна (классная руководительница), знакомя меня с классом. Ага, я была счастлива услышать такую характеристику. Оказалось, что несмотря на свой возраст (11-12 лет), два мальчика из класса стояли на учёте в милиции.
Но в очередной раз я убедилась в том, что нет плохих детей, есть люди, которые не могут найти к этим самым детям подход. Хотя мне его и искать особенно не пришлось, во-первых, я не умею сердиться/злиться, во-вторых, я могу быть строгой лишь наигранно, в-третьих, я пытаюсь объективно оценивать людей.
Видимо, учителя относились к ним иначе. Но результаты были налицо: мои шестиклашки стали усиленно заниматься, и результаты у них соответственно стали выше. И мне было очень приятно, когда меня все ученики поздравили с 8 марта. Я понимала, что это было сделано не с целью ко мне «подмазаться», а просто потому что им хотелось меня поздравить. Их учительница русского языка сильно приревновала к этому факту и до самого окончания практики выговаривала мне за то, что меня ученики выделили.
Самое главное я поняла позже. Невозможно одному человеку изменить всю систему образования. А она прогнила и это факт. Как только заметили, что мои ученики стали учиться и стремиться к знаниям, тут у меня и начались проблемы. Выражалось это в следующем: "Ну чего ты с ними возишься, отчитала программу и хватит. Нечего им всякие факты выискивать, будет интересно - сами поищут"(но дети-то спрашивают, что же я им гавкну в ответ: "Отвали!", да у них на всю жизнь пропадёт желание читать), "Зачем ты ему поставила 4? Он же на учёте в милиции стоит!" (да, а если такие как вы, будут его с детства этим попрекать, то он когда вырастет не мне, а вам по голове двинет и с вас снимет норковую шубу, дорогая Светлана Фёдоровна), "У неё папа в мэрии работает, ну и что, что 3 ошибки? Закрой глаза - поставь 5 и извинись". Нет, это вообще, адекватный человек?
Меня так воспитали, что чистая совесть важнее всего. Поэтому на поводу у учителей я не пошла. А, кстати, интересный такой факт: классная руководительница моего 6 класса была 1934 г рождения, а учительница русского языка - 1937 г.р. И они до сих пор работают, представляете? Но не от любви к детям, а оттого, что учитель высшей категории получает 18 т.р., а на пенсии они будут получать 6 т.р. Вот вам и вся арифметика, а детей этих они просто ненавидят. Но тем не менее, практика эта у меня отбила всю охоту идти в школу. Да и нервы были на пределе, когда тебя постоянно отчитывают за то, что ставишь справедливую оценку, оценку за знания, а не за должность папы или поведение в классе.
5-ый курс.
Практика проходила в закрытой гимназии для детей состоятельных родителей. Здесь мне достался 11 класс, состоящий полностью из представителей различных субкультур (проявлялось это внешне, в поведении, в речи). Ученики обожали своего учителя русского языка и литературы, это был весьма необычный преподаватель. Либеральный и строгий в то же время, серьёзный и постоянно смешащий весь класс. Но случилась одна неприятность. В первый день практики он познакомил меня с классом, состоящим по большей части из девочек (что-то среднее между Собчак и Хилтон) и мальчиков-металлистов/панков и проч. В классе было всего 10 человек. А что вы хотите, закрытая школа. Итак, неприятность произошла на следующий день. Я пришла в школу, преподавать должна была только через неделю, но Виктор Петрович не пришёл. Позже мы с ужасом узнали, что его избили в подъезде собственного дома за то, что он вступился за старушку.
Класс его обожал, и меня принял в штыки. Но я делала вид, что не замечаю этого и, несмотря на их выходки старалась оценивать адекватно. В итоге, «мои дети» поняли, что я не собираюсь вести себя как учителя в параллельных классах, и мы подружились-таки. Я даже на рок-фестиваль с ними съездила :)
Они стали добросовестно готовиться к урокам и читать эту занудную на самом деле программу.
Но этот учитель всё же был исключением из правил, в основном в школах люди, которые ненавидят детей и всё, что их заботит это как бы взять себе побольше часов с тем, чтобы получить побольше денег.
Этап 3-ий. Устройство на работу.
Я обошла около 70 школ/гимназий и ни-че-го. Мест не было. На самом-то деле, они были. Спасибо большое одному-единственному честному директору, который мне откровенно сказал: «Я бы с удовольствием взял Вас в школу и ставка как раз освободилась, но поймите меня, учителя уже между собой поделили часы и если я сейчас приду и сообщу, что эти часы они не получат, то меня просто на части разорвут. Вам никто этого не скажет, а я сам проходил через то, что долго не мог устроиться в школу и не понимал, почему это происходит. Не отчаивайтесь».
И всё-таки 1, 5 месяца мне довелось проработать в школе на замене, пока из декрета не вышла учительница. Работа моя была зеркальным отражением практики на 4-м курсе в 6-ом классе, ага.
Так я не стала учительницей.
Мораль сей басни такова: не влезай в систему образования - убъёт!
Перспективы развития: меня на самом деле пугает будущее образования. Молодых учителей в школу берут неохотно, да и старые учителя так же неохотно освобождают места. С моего выпуска только два человека утсроились в школу. Те же, кто нашёл работу в иной сфере, в школу уже не пойдут. И рано или поздно наступит момент, когда старое учительсвое поколение вымрет, а молодое плюнет на школу и уже не будет рассматривать её как возможную работу.
Такие вот невесёлые мысли.
*продолжение следует