про никотиновую зависимость

May 11, 2011 10:38

Вся пропаганда против курения, которая мне попадалась - это полная чушь. Авторы книжек для подростков, желая оградить их от неверного шага, рисуют совершенно апокалиптические картины; они были бы устрашающими, если бы не были так вопиюще неправдоподобны. Подросткам обещают, что они к двадцати пяти годам станут старыми и уродливыми, к сорока умрут от инфаркта, что они все время будут плеваться как верблюды, и что ни один некурящий, да и курящий мальчик никогда не станет с ними целоваться. На самом деле, разумеется, наблюдения за окружающим миром показывают, что ничего подобного не происходит.

В курении нет ничего особенно страшного, кроме единственного пункта: это дополнительная степень несвободы. Именно это важно, и именно это обычно остается за кадром, потому что пропаганду против курения сочиняют некурящие люди.

Человек, который начал курить, довольно быстро попадает в никотиновую зависимость. Это означает, что у него появляется дополнительная витальная потребность. Кроме того, что человеку и так приходится регулярно есть, пить, спать и ходить в туалет, ему ещё и приходится регулярно курить, и страдания от недостатка этого ресурса, хотя и не смертельны, но воспринимаются панически и доставляют массу неудобств.

Ощущения курильщика, лишенного дозы, настолько неприятны, что сигарета становится главной потребностью, ради которой можно пренебречь всем, чем угодно. Сила воли, конечно, страшная вещь, но для силы воли нужен мозг, а он довольно быстро отключается, точнее, в нем бьется только одна потребность: покурить, и гори все остальное синим пламенем.

Ну например, у вас есть любимая бабушка, и в никотин-насыщенном состоянии вы считаете, что лучше бы ей не знать, что вы курите, потому что она расстроится. Эти соображения имеют для вас силу примерно первый час общения. Во второй час вы страдаете молча. На третьем часу общения ваш мозг вопиет адским воплем, что никакие бабушки на свете не имеют значения, когда происходит такой пиздец, а на четвертом часу вы все-таки закуриваете и чувствуете себя счастливейшим из смертных; через две минуты успокоившийся мозг устыдится перед бабушкой.

Или вас позвали работать в какую-нибудь крутую организацию, и бросили там делать тестовое задание - в комнате, откуда можно выйти, только если у вас есть электронная карточка. В первый час вы вполне бодро работаете, во второй работаете кое-как, а в третий уже не можете работать вообще, потому что мысли путаются, руки над клавиатурой дрожат, одно слово от другого не отличить и вместе их не связать никак. На четвертый час, прикинув, что такая электронная карточка у вас появится хорошо если через две недели, вы весьма сумбурно, но решительно прощаетесь с работодателем навсегда, сообщив, что вам надоела интернет-журналистика. Выйдя на улицу и наконец закурив, вы понимаете, что интернет-журналистика, конечно, отстой по сравнению с телеком, но все-таки стоило заранее купить никотиновый пластырь.

Или еще бывают длинные письменные экзамены - на которых вы сдадите работу через полтора часа, нарешав задач примерно на тройку, потому что университет фигня по сравнению с сигаретой. Или еще аэропорты бывают, это вообще непрекращающееся и непереносимое страдание, и служба безопасности будет час задавать вам неожиданные вопросы, потому что у вас такой напряженный и несчастный вид, как будто бы вы твердо намерены выколоть пилоту глаз заколочкой. И всякий опытный курильщик, раза четыре пострадав, начинает избегать таких ситуаций, и ни в какую Америку никогда не полетит (с ума сошли - восемь часов без сигареты?), и с некурящими друзьями никуда ходить не будет (они-то могут провести три часа в глубине Эрмитажа, а я-то как это перенесу?), и выбор места работы и места для жизни будет у курильщика существенно уже, чем у обычного человека, потому что он ограничен принципиальным критерием - возможностью курения.

Курить не столько вредно (ну, повышается вероятность рака легких, и то не до ста процентов) и не столько неэстетично (это просто на любителя, многим даже некурящим людям нравится дым) - сколько просто очень неудобно. Лишняя заморочь. А бросить я лично даже и не пытаюсь: я прекрасно понимаю, что это благородное намерение проживет в моей голове не более двух часов.

UPD. Меня тут все осудили за фразу "курить не столько вредно..."
Вредно, конечно. Скорее всего, курящий человек умрет раньше и неприятнее, чем не курящий.
Я имею в виду, что этот аспект представляется мне вполне бесполезным для пропаганды, потому что смерть будет когда-то, а сигарету хочется сейчас.

smoking cessation

Previous post Next post
Up