«В ЗАЛЕ СУДА!
ТОЛЬКО ТРИ СПЕКТАКЛЯ!
ВСЕМИРНО ИЗВЕСТНЫЕ ТРАГИКИ
ДЭВИД ГАРРИК МЛАДШИЙ
ЭДМУНД КИН СТАРШИЙ!
Из лондонских и европейских театров в захватывающей трагедии «Королевский жираф, или Царственное совершенство»!!!
Вход 50 центов.»
М.Твен «Приключения Гекльберри Финна»
Была у нас в стране когда-то в ходу такая дурацкая шутка. Идиот - взрослый складывал фантик в виде конфеты и дарил ребенку. И потом дико ржал, глядя на смену выражения радостной надежды на жестокое разочарование на детской мордашке. А вспомнилось мне это милое развлечение в связи с посещением 17 ноября 2009 года шоу VAREKAI приезжего цирка Cirque Du Soleil.
Заранее всех хочу уведомить, что я вовсе не профессиональный критик, не отношусь к «цирковым» и не владею специфической терминологией. Просто хочу поделиться впечатлениями обычного обывателя с улицы, пришедшего поглазеть на широко разрекламированное зрелище и описывать все буду своими словами. Собственно, все началось с того, что в СМИ объявили, что очередным и последним космическим туристом будет Ги Лалиберте - клоун и владелец Cirque Du Soleil. Конечно, это вызвало повышенное внимание и интерес. Дальше - больше, пошла массированная рекламная атака: замелькали на экранах и плакатах фигуры людей в ярких, невероятных костюмах с экзотическим гримом, двух-трех секундные отрывки из номеров с актерами в замысловатых позах, валом пошли цифры невероятного успеха шоу во всем мире, тонны оборудования, миллионы восторженных почитателей. И наконец - о радость! Шоу приезжает в Москву!
Моя жена, очень разумная женщина, не падкая в общем-то на яркие приманки, скрупулезно учитывающая наши небогатые материальные ресурсы и умеющая отказываться в случае надобности от желанных, но неразумных трат, достаточно твердо сказала - пойдем, очень хочется посмотреть. И мы пошли, несмотря на довольно высокую цену билетов (нам они обошлись по 2300 р.). Хотелось увидеть что-то такое необычное, яркое, уникальное, чего больше нигде не увидишь. И фантик, в который все шоу упаковано, действительно выглядел замечательно - необычные декорации, яркие костюмы, невероятный грим, прекрасная музыка, чудно поставленный свет, экзотический реквизит… А вот начинка оказалась банальной пустышкой, за всем этим великолепием скрывается набор заурядных, по сути номеров, с трюками, которые можно увидеть в любом бродячем шапито.
Перед тем, как написать эту статью, я долго думал, какое слово будет ключевым, оно буквально вертелось на языке и, наконец, я вспомнил - читер (от англ. cheat - упрощать), так компьютерные геймеры называют тех игроков, которые играют в игры, выставляя наиболее простые условия - бессмертный герой альтер-эго, неиссякаемые ресурсы, бестолковые враги и пр. Так вот, Cirque Du Soleil, по моему глубокому убеждению - шоу читеров.
Если сравнить главные принципы, идеологию нашего отечественного цирка и Cirque Du Soleil становятся заметны два основных отличия:
Отечественный цирк
Cirque Du Soleil
Стратегическое отличие
В традиционный цирковой номер добавляется как можно больше усложняющих элементов, иногда на пределе человеческих возможностей - там, где принято делать 3 оборота, наши артисты стараются делать 4 - 5, привлекаются животные в качестве полноправных участников трюка, ограничиваются физические возможности артиста (типа завязывания глаз), увеличивается высота элементов реквизита, траектория полета артиста удлиняется и пр.
Из традиционного циркового номера убираются усложняющие элементы, но добавляется визуальная атрибутика - костюмы, грим, освещение, музыка и пр. В номер добавляются дополнительные персонажи, не участвующие непосредственно в исполнении трюков. Функции униформистов исполняют артисты, отработавшие свой номер.
Тактическое отличие
Трюк всегда выполняется до конца. При срыве трюка его повторяют, иногда несколько раз, пока он не будет выполнен чисто. Я сам был свидетелем, когда прыжок с подкидной доски в кресло, установленное на шесте - перше, артист выполнял четыре раза, пока не добился безукоризненного исполнения.
Сованный трюк не повторяется, артисты переходят к следующему, типа «для вас и так сойдет»
А теперь обо всем по порядку, хочется пройтись по каждому номеру, благо (или зло?) их в шоу чуть больше, чем пальцев на руках. Сравнивать, естественно, я буду с тем, что мне доводилось видеть на аренах наших, родных цирков. И подчеркиваю, речь идет о 17 ноября, может, в другие дни все выглядело по-другому. Да, и если кто - ни будь собирается пойти на представление, обязательно почитайте на сайте Cirque Du Soleil (
www.cds.ru) раздел «Персонажи» - может это несколько облегчит ваше восприятие шоу. Все аннотации, на которые я буду ссылаться, и названия номеров размещены на том же сайте.
По сути, само представление поставлено в известном еще со времен цирка Чинизелли жанре спектакля - пантомимы (в нашей художественной литературе прославлен один из таких спектаклей, поставленный по мотивам «Тараса Бульбы»), в который вкраплены цирковые номера.
Итак, увертюра. Хотя слово "варекай", давшее имя спектаклю взято, якобы, из языка цыган, но в музыке отчетливо доминируют мотивы «Хаве Нагила». Артисты в невероятных костюмах ползают по сцене большей частью на четвереньках. Особенно меня вдохновил один, изображавший, по-видимому, пуделя. Именно тем, что я точно мог бы делать то же самое, только более вдохновенно - прыгал бы на других персонажей, задирал бы ножку под шестами декорации... Все вставки - пантомимы исполняются в том же духе, я их просто опускаю. С неба спускается Икар и исполняет первый номер.
ПОЛЕТ ИКАРА
В нашем цирке этот номер исполняет артист на вертикальном канате. Обычно, это девушка, в Cirque Du Soleil - мальчик, но набор трюков тот же - «флажок», падение с разворачиванием каната и прочий стандартный набор. Отличие только в том, что в Cirque Du Soleil используется сетка, которая либо сворачивается в жгут, либо разворачивается в полотнище. Зацепившись за сетку всеми четырьмя конечностями, артист может передохнуть, чем активно и пользуется, изображая эффектную паузу, чего на канате себе позволить невозможно. Трюк - апофеоз - гимнастический «крест» с опорой на подмышки (см. фото). Спортсмены - гимнасты выполняют это на кольцах с опорой на кисти рук, как говорится, почувствуйте разницу. То-то удивились бы судьи, попробуй кто-нибудь из спортсменов изобразить то же самое на соревнованиях! Далее я буду писать о номерах не по порядку исполнения - я его просто не запомнил.
ВОЗДУШНОЕ КОЛЬЦО
Про этот номер ничего не могу сказать - его просто не показывали. Ни объяснений, не извинений не последовало - не было и точка. Как говорил лучший друг все циркачей: «Нет номера - нет проблемы». О том, что брать деньги за зрелище, которого не будет (излюбленный прием авторов - исполнителей бессмертного «Королевского Жирафа») непорядочно, в тех краях, где проживает Ги Лалиберте по-видимому не знают.
ВОЗДУШНЫЕ РЕМНИ
Два мужика летают над ареной, держась за ременную петлю. Летают очень искусно - не сталкиваясь. Время от времени подлетают друг к другу и… (не я придумал, взято с сайта Cirque Du Soleil) «словно сливаются воедино, и так, становясь единым целым». Секс-меньшинства в зале неистовствуют. Я - заскорузлый гетеросексуал, мне не понравилось. Аналогов в нашем цирке я не знаю. Но если сравнить с традиционным цирковым номером «Воздушный полет», исполняемым всегда мужчиной и женщиной, то наш полет на порядок интереснее, сложнее и зрелищнее.
КЛОУНАДА
Откровенно рассчитано на тех, про кого у нас в народе говорят «Смешно дураку, что уши на боку». Клоунов двое - толстуха с жирными ляжками в мини-юбке, которую она время от времени задирает, чтобы показать трусы и красавец-мужчина джентльменистого вида. Самая забойная шутка - когда с него неожиданно падают панталоны. Тем, кто помнит Никулина, Попова, Вяткина, Енгибарова, Карандаша, в этот момент хочется плакать. Но зрители смеются. Во втором отделении у них еще одна реприза, подражание известному номеру Олега Попова с лучом прожектора. Можете смело обвинить меня в отсутствии юмора - я не обижусь. Скорее, буду гордиться тем, что ТАКОГО юмора я не понимаю. В общем - издевательство над жанром.
ГРУЗИНСКИЙ ТАНЕЦ
Не могу удержаться от цитирования анонса с сайта Cirque Du Soleil: «Идея этого номера связана с длительной борьбой за независимость народа Грузии, который веками сражался с многочисленными захватчиками. Движения танцоров напоминают о сражениях грузинских воинов с армиями, приходившими, чтобы завоевать их землю.» Для тех, кто слаб в истории, напомню, что после подписания Георгиевского Трактата 330 лет тому назад, за независимость Грузии воевала всегда Россия. Так что, по-видимому, «движения танцоров» напоминают об августе 2008 года. Теперь, собственно о движениях. Хочется дать Ги Лалиберте добрый совет: «Ги, дорогой, ткни наугад пальцем в карту Грузии, поезжай туда, куда он попадет, и найми тамошний самодеятельный ансамбль песни и пляски в полном составе. Выиграешь, генацвале, и в цене, и в качестве». В не столь уж отдаленное время ни один торжественный концерт без грузинских танцев не обходился, так что как это должно выглядеть, доподлинно известно. Обычно, танцы исполняются достаточно большим коллективом, в Cirque Du Soleil основных танцоров - трое (о вспомогательных - речь ниже). Если я правильно это называю, отдельная фигура танца называется «па». Так вот, танцоры Cirque Du Soleil исполняют примерно 10-15% тех па, что находятся в боевом арсенале среднестатистического самодеятельного ансамбля грузинского районного дома культуры. Причем то, что они показывают, правильнее было бы называть «полупа» или «четвертьпа». Например есть такая фигура - артист вращается на коленях вокруг своей оси, одновременно делая круг по сцене. Хороший танцор делает, таким образом, полный круг из 20-30 вращений. Читерам из Cirque Du Soleil больше четырех оборотов не потянуть. Это, кстати отчетливо видно на трейлере (видеоролике), выложенном на сайте. Из читерской атрибутики стоит упомянуть и мощные, как у скейтбордистов, защитные накладки на коленях. Настоящие грузинские танцоры выступали всегда без накладок. В середине номера неожиданно появляется группа поддержки - артисты с боевыми шестами - «бо». Они выполняют перевороты с опорой на бо из арсенала кунг-фу (тоже видно на трейлере, если присмотреться). К сожалению, в отличие от гастролирующих повсеместно монахов Шаолиня, эти ребята не лупят друг друга шестами по головам и яйцам. Из-за этого впечатление от грузинских танцев несколько смазывается - остается чувство, что тебе чего - то недодали. И вообще, показывать такие номера в стране, которая еще недавно была с Грузией единым целым - смешно.
ЭКВИЛИБР
Пластический этюд на коротких шестах с опорными площадками. Качество исполнения, с точки зрения дилетанта, - безукоризненное. Наш муниципалитет, когда устраивает по праздникам концерты для ветеранов, нанимает труппу артистов. Среди них есть одна премилая девчушка, работающая в том же жанре. По долгу службы мне приходится иногда на концертах присутствовать, и я могу сказать с полной ответственностью - у нашей девочки получается не так здорово. Кстати, один из немногих номеров Cirque Du Soleil который никак нельзя упрекнуть в упрощенчестве по сравнению с традиционным исполнением. Единственный недостаток - без этого номера не обходится ни одно эстрадно - цирковое представление в нашей стране. Нет уникальности, ради которой стоило бы идти на представление. Кстати, основатель этого циркового жанра, Ольховский, исполнял номер на телескопической штанге, поднятой высоко над ареной и с опорой только на одну руку. Вторую он потерял на войне.
ИКАРИЙСКИЕ ИГРЫ
Демонстрируется 2 разновидности номера - продольное и поперечное вращение партнера на ногах и пластический этюд на ногах партнера. При срыве трюка артисты переходят к следующему. Надо сказать, что в нашем цирке кроме того добавляют еще и игру с различными предметами - бочками, цилиндрами, мячами и пр. и иногда включают в номер животных (медведей). В результате в наших цирках все выглядит гораздо разнообразнее и зрелищнее.
ЖОНГЛИРОВАНИЕ
Жонглер хороший, есть и оригинальные трюки - жонглирование ртом мячиками для пинг - понга и шляпами, летающими как бумеранги. Неудавшиеся трюки не повторяются.
СКОЛЬЗКАЯ ПОВЕРХНОСТЬ
На сцене расстилается специальная ткань из очень скользкого материала. Часть артистов в очень ярких костюмах ездят по ней на различных частях тела, часть - строит пирамиды в стиле 30-х годов («Пирамида - стройсь» - «Пирамида - рушсь»). Очень пестро и скучно. В нашем цирке аналогов не имеет, и надеюсь, никогда не будет иметь. Отличный номер для ресторанного варьете, но при чем здесь цирк - не понятно.
СОЛО НА ХОДУЛЯХ
Вообще-то артист выступает не на ходулях, а на костылях. Исполняет три трюка: стойку на руках, попеременные и одновременные махи ногами. Тоже самое движение делают спортсмены - гимнасты при исполнении вольных упражнений, но только ноги у них не висят вниз, т.к. опираются они непосредственно руками в пол. Даже авторам спектакля было ясно, что все это на полноценный цирковой номер не тянет. Поэтому они решили использовать наполнитель - по сцене праздно болтается куча персонажей в разноцветных костюмах. Так жуликоватый повар в затрапезной столовке нещадно заправляет салат «Оливье» вареной картошкой для придания ему веса и объема. Интрига номера в том, что создается впечатление, что кто-нибудь из статистов зацепит ногой костыль и артист грохнется на сцену. Аж сердце замирает. Но в нашем случае все, слава Богу, обошлось. Любой гимнаст - перворазрядник легко повторит номер после получаса тренировки.
ТРОЙНАЯ ТРАПЕЦИЯ
Четыре девушки с хорошими фигурками попеременно висят на общей трапеции то вверх, то вниз головой. Самый сложный трюк - две девушки висят вниз головой, цепляясь за трапецию коленным суставом, и держат на весу цирковым захватом двух других девушек. Все вместе мне, лично напомнило сюжет из Animal Planet, рассказывающий о нелегкой судьбе африканских ленивцев. Немного доработав снаряд, можно было бы заставить его медленно вращаться с тем, чтобы зрители имели равные возможности созерцания этого номера. Но трапеция неподвижна, так что я все видел только в профиль, возможно, это помешало мне оценить действо по достоинству. Сравнивать увиденное с традиционным номером нашего цирка «Гимнаст на трапеции», где обычно выполняется стойка на голове на перекладине раскачивающегося снаряда - бессмысленно. Никому же не приходит в голову сопоставлять технику ребятишек, гоняющих мяч во дворе, с игрой Бразильской сборной. А хороших фигурок у нас летом и в метро полным - полно. Выходит, и смотреть тут особенно не на что. Если прочитать анонс номера на сайте, выходит, что «головокружительная высота» где-то 3-4 метра.
ВОДЯНЫЕ МЕТЕОРЫ
Номер заимствован из китайского цирка. Три акробата - лилипута крутят веревки с чашами - противовесами на концах. Время от времени они их подбрасывают и, пока их снаряды летают, кувыркаются и делают сальто. Работают ребята лихо, задорно, смотреть на них интересно. Отличие от первоисточника в том, что при выполнении этого номера китайцы ловят веревки так, что они продолжают вращаться, а у артистов Cirque Du Soleil закручиваются вокруг тела и их каждый раз приходится раскручивать заново. И еще. Я не уверен, давно уже был в китайском цирке, но у меня осталось смутное воспоминание, что главная фишка номера - в чаши должна наливаться вода, которая по окончании номера должна там остаться. Иначе откуда такое название? Но в Cirque Du Soleil чаши пустые. Впрочем, оно и к лучшему, иначе представляете, каково было бы зрителям, сидящим в первых рядах?
РУССКИЕ КАЧЕЛИ
Гвоздь программы. Единственный по-настоящему захватывающий номер во всем шоу «Varekai», заставляющий зрительское сердце замирать от восторга, смешанного со страхом за артистов, как и положено на настоящем цирковом представлении. Исполнение виртуозное, не придерешься. Исполняются прыжки с качелей на руки партнеров и на наклонное полотнище (этот трюк знаком зрителям по фильму «Водный мир» в исполнении Кевина Костнера или его каскадера). Но самое эффектное - это одновременные встречные прыжки с качелей на качели. Грандиозное зрелище! К сожалению, и этот номер не обошелся без небольшого читерства. В нашем цирке прием артиста после прыжка с качелей осуществляется на уровне арены, он летит по длинной траектории и приземляется в самой нижней точке параболы, описываемой его телом, с наибольшей скоростью и ускорением. Артисты Cirque Du Soleil принимают партнера на выдвинутом из сцены подиуме высотой около 2 м (см. фото). В результате, траектория полета получается в два раза короче и приземляется артист в ее наивысшей точке, где скорость и ускорение близки к нулю. Но, повторяю, это - настоящий цирковой номер, достойный Большого Цирка.
Суммируя сказанное, хочу сказать, что все шоу в целом с натяжкой сгодилось бы в качестве варьете для приличного ресторана. Только пришлось бы добавить в него смазливую певичку и чечёточника. Мы с женой с трудом подавили желание уйти после первого отделения. Да и ушли бы, если бы не цена билетов. К настоящему цирку суммарно увиденное имеет весьма и весьма косвенное отношение, особенно с точки зрения критерия «Стоимость - эффективность». Наш, например, отечественный цирк не мыслим без дрессированных животных. Даже бродячие труппы имеют какую ни на есть животинку - от собачек до верблюдов. Конечно, содержание их дело хлопотное и накладное. Поэтому в читерском Cirque Du Soleil и речи о животных не идет. А разве быват настоящий цирк без дрессуры? Повторюсь, на меня он произвел впечатление пустышки в яркой обертке. С другой стороны, для тех, кто считает комиксы литературой, а гамбургеры - едой и Cirque Du Soleil вполне сойдет за цирк. Впрочем, такое уникальное явление как Cirque Du Soleil заслуживает своего оригинального названия. Мне кажется «Эрзац - цирк» будет в самый раз. Да, если вас, как и меня прельстит в трейлере, размещенном на сайте, кинотрюк с поджогом человека (всегда, знаете ли, хотел узнать, как это делается), знайте, что в самом представлении вы ничего подобного не увидите.
Жалко, сезон закончился. Очень хотелось бы сходить в какой-нибудь наш бродячий шапито, сравнить впечатления. На Вернадского или к Никулину идти сравнивать бессмысленно, итак ясно, в чью пользу будет счёт.
P.S. Великий американский писатель Марк Твен ровнёхонько 125 лет назад описал, как выглядел эмбрион, из которого, собственно и вырос впоследствии Cirque Du Soleil. Для тех, кто не смотрел кино про Гекльберри Финна, цитирую:
«Когда у всех зрителей глаза разгорелись от любопытства, герцог поднял занавес, и король выбежал из-за кулис на четвереньках, совсем голый; он был весь кругом размалеван разноцветными полосами и сверкал, как радуга. Ну, обо всем остальном и говорить не стоит- сущая чепуха, а все-таки очень было смешно. Публика чуть не надорвалась от смеха; а когда король кончил прыгать и ускакал за кулисы, зрители хлопали, кричали, хохотали и бесновались до тех пор, пока он не вернулся и не проделал всю комедию снова, да и после того его заставили повторить все сначала. Тут и корова не удержалась бы от смеха, глядя, какие штуки откалывает наш старый дурак.
Потом герцог опустил занавес, раскланялся перед публикой и объявил, что эта замечательная трагедия будет исполнена только еще два раза, по случаю неотложных гастролей в Лондоне, где все билеты на предстоящие спектакли в театре «Друри-Лейн» уже запроданы; потом опять раскланялся и сказал, что если почтеннейшая публика нашла представление занятным и поучительным, то ее покорнейше просят рекомендовать своим знакомым, чтобы и они пошли посмотреть.»
Название сего эпохального шоу и вынесено в заголовок статьи.