Изучение и обсуждение социологических, экономических и культурологических тем может производиться исходя из одной из двух методологических позиций: "социологического реализма" и "социологического номинализма".
Согласно социологическому реализму общество в целом, равно как и отдельные социальные институты, выступают в качестве самостоятельных
(
Read more... )
Reply
Мне кажется, тут вы попались в некую ловушку, не сумев распознать переход от научных, доказуемых концепций к философским, чисто спекулятивным. В данном случае противопоставление реальный-абстрактный - мне кажется, в этом контексте оно не имеет никакого смысла, наподобие противопоставления "духовный" и "бездуховный".
Reply
Более высокие, чем индивид, уровни можно декомпозировать. Верно? Верно. Значит, они являются абстракциями.
А можно ли декомпозировать желания и решения индивида?
Можно... путем упрощения! Т.е. БОЛЬШЕГО абстрагирования!
Одна психологическая школа декомпозирует одним образом, другая - другим, третья - третьим... вопрос удобства и простоты, не более.
А декомпозиция от групп к индивиду УМЕНЬШАЕТ степень абстрагирования. И является объективной: если расписать подробный хронометраж для каждого человека из группы, станет ясно, кто какое решение принял (были б телепаты - то же самое и с желаниями было б). Данные выводы не будут зависеть от того, к какой психологической школе относится исследователь.
Reply
Reply
Я потом Вам отвечу. Если забуду - Вы к этому сообщению еще комментарий оставьте, чтобы мне на почту уведомление пришло. Я завтра утром постараюсь ответить и так. Если не смогу - то либо послезавтра к вечеру, либо послепослезавтра. Постараюсь не забыть!
Reply
Reply
Возьмем фразу "В квартире много дорогой мебели".
Понятие "мебель" является абстрактным. Нельзя взять и потрогать "просто мебель": это всегда будет КОНКРЕТНЫЙ стол, стул, шкаф, тумбочка и т.д. и т.п.
Откуда же получается "мебель"?
Получается она, если провести абстрагирование от индивидуальных особенностей данных реальных предметов и объединить их в единую группу.
Точно также - и с обществом.
---------
Люди существуют реально в том плане, что Вы можете подойти к каждому и потрогать. :)))
Ну худой конец - померить приборчиком.
Но "элементы личности" такого существования не имеют. Это вспомогательные гипотезы, которые могут быть использованы в процессе объяснения в рамках какой-либо психологической школы: вне рамок учения данной школы они не имеют смысла. А желания и решения людей - имеют.
Reply
Если рассуждать по той же схеме, то можно получить вот что:
"
Возьмем фразу "В квартире стоит дорогой стол".
Понятие "стол" является абстрактным. Нельзя взять и потрогать "просто стол": это всегда будет либо КОНКРЕТНАЯ ножка, либо столешница (горизонтальная плоскость).
Откуда же получается "столи"?
Получается он, если провести абстрагирование от индивидуальных особенностей данных реальных предметов и объединить их в единую группу.
"
;)
Мерлин, не ведитесь на философскуй байду, они вас плохому научат :)))
Reply
Только абстрагирование на разных уровнях идет по различным параметрам.
Если мы обсуждаем, кто может иметь желания и принимать решения, то, вопреки популярным заблуждениям, это могут только люди: никакие социальные группы на это не способы. Конечно, и человека можно разложить на части, но потеряются системные свойства "иметь желания" и "принимать решения". Воду в кружке можно делить вплоть до молекулы. Молекулу тоже можно разделить - но это уже будет не вода.
Reply
Не способны потому, что не способны никогда? Или есть аргументы получше? ;)
[ Конечно, и человека можно разложить на части, но потеряются системные свойства "иметь желания" и "принимать решения". ]
Что это - отступление? Но вы же вроде бы признали, что выражения типа "мне моя лень не позволяет" - имеют смысл?
Reply
Потому что все решения, принятые от лица группы, приняты конкретными людьми. В предельном случае - всеми, входящими в нее. Ну а где же содержатся желания группы, даже представить не могу!
/// Но вы же вроде бы признали, что выражения типа "мне моя лень не позволяет" - имеют смысл? ///
Имеют смысл В РАМКАХ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.
Это вспомогательная гипотеза, и не более того. Сторонник другой психологической школы с ней не согласится, а выдвинет свои гипотезы. Объективно рассудить их нельзя.
А вот разбить общественное решение на совокупность индивидуальных можно объективно: так, что даже самый непримиримый оппонент будет скрипеть зубами, но оспорить не сможет.
Правда, для этого надо всех членов группы круглосуточно снимать на видеокамеру. Но это техническая проблема, а не принципиальная.
Reply
Reply
Абстрагирование идет ПО ОПРЕДЕЛЕННОМУ ПРИЗНАКУ.
В данном случае мы используем признаки "иметь желания" и "принимать решения".
Независимо от человека данные свойства существовать не могут. Ни "выше", ни "ниже".
Ну а то, что ПО ДРУГИМ ПРИЗНАКАМ человека тоже можно рассматривать как абстракцию, никакого значения не имеет.
Reply
Это вариант сепульки. Абсракция определяется через неабсракцию - действительность, существование само по себе. Что-то типа: сепулька - это то что не может не быть не сепулькой. Как-то таГ. Надо бы определение допилить до рабочего состояния.
Reply
( ... )
Reply
А это не наводит вас на очевидную мысль, что это слово в русском языке просто не значит ничего? :)
Reply
Leave a comment