Алексеизм

Nov 23, 2007 18:01

На форуме Кураева как то раз зашел разговор по поводу того, можно ли придумать более-менее оригинальную религию (которая не выглядела бы калькой уже существующей), или же достигнут предел человеческой фантазии, и возможны лишь разные вариации на одни и те же темы. Я сочинил религию. Разумеется, провести аналогии с реальными религиями можно, но именно что аналогии: отличия слишком велики, чтобы Алексеизм можно было бы считать "переделкой" какой бы то ни было религии. Или я просто таковых не знаю?

Очень удобно ссылаться в дискуссиях с верующими на Алексеизм: Летающий Макаронный Монстр уже слегка надоел, да и проработка пастафарианства куда поверхностней, чем Алексеизма.

В общем, приступим.



АЛЕКСЕИЗМ.

1. Является глубокой модификацией пантеизма, превращающей его в религию.
2. Термины, используемые в тексте (Айлфир, мернайл) представляют собой произвольные наборы букв с целью избежать излишних ассоциаций.
3. Такие термины, как Единый Разум (ЕР), Единый Доразум (ЕД) и Единый Постразум (ЕП), столь же произвольны: мне стало лень придумывать слова. Разумеется, при написании священных книг Алексеизма следует придумать им иное название.

Основные идеи и представления.

Мир состоит из Вселенной и Единого Разума (ЕР). Они неотделимы друг от друга, и их можно считать аналогией тела и психики соответственно. Т.е. такое деление довольно условно, и ни в коем случае нельзя воспринимать Вселенную и ЕР как некие "параллельные миры": мир един и неделим.

Чисто теоретически, мир может:
а) Существовать в одном из двух стационарных состояний: Единый Доразум (ЕД) и Единый Постразум (ЕП). При этом первое из них является несовершенным, а второе - совершенным.
б) Существовать в нестационарном состоянии: в наблюдаемом нами виде. В таком случае он представлен Вселенной с Единым Разумом (ЕР).
в) Не существовать вообще. В таком случае он может быть выражен в виде Вселенной, в которой нет живых существ (однако обратное неверно: если Вселенная есть, а живых существ в ней нет, то это вполне может быть ситуацией из п. б). Вселенную без ЕР можно сравнить с трупом человека.

Стационарные состояния характеризуются отсутствием времени (а потому и разговор об их длительности не имеет смысла), нестационарные - его наличием. (Не придирайтесь к тому, что в физике понятие "стационарное состояние" иное: я не смог подобрать другого названия).

Изначально мир существовал в виде ЕД. В результате стремления ЕД достичь совершенного стационарного состояния в виде ЕП произошло Самосотворение: ЕД переродился в ЕР и Вселенную. Но данное состояние явл. нестационарным и не может длиться вечно: результатом будет или ЕП, или гибель ЕР. От чего или от кого зависит результат?

От нас с Вами: точнее, ото всех разумных существ во Вселенной. Дело в том, что ЕР не способен самопроизвольно превратиться в ЕП: только косвенным путем, через разумных существ, живущих во Вселенной, т.е., разумеется, также являющихся частью мира, но особой частью.

Если сравнивать Великое Перерождение (превращение ЕР в ЕП) со строительством здания, то легко заметить, что нам требуются ресурсы двух видов: стройматериалы и труд строителей. "Стройматериалами" явл-ся Айлфир, который вырабатывается всеми живыми существами (можно назвать его энергией, однако он не имеет никакого отношения к энергии в понимании физики). А "строителями" явл. алексеисты. Разумеется, как и все живые существа, люди (в т.ч. и алексеисты) тоже производят Айлфир, однако для Великого Перерождения алексеисты используют весь Айлфир, кем бы он ни был создан. Кстати, неорганическая материя тоже производит Айлфир, но ее вклад ничтожно мал: одна-единственная бактерия превосходит десятки и даже сотни звезд-гигантов.

Как же влияют другие люди? Либо нейтрально, либо негативно: возвращаясь к аналогии со стройкой, первые просто смотрят, а вторые - еще и разворовывают стройматериал, пока рядом нет строителей. Речь идет о чудесах - нарушениях законов природы за счет нецелевого исп-я Айлфир (по сути, творить чудеса - это как топить печку тысячедолларовыми купюрами: можно, но неразумно. За эти деньги лучше сделать нормальное отопление). Истинная вера действительно может двигать горы: вот только Айлфир, ушедший на эти чудеса, уже не пойдет на Великое Перерождение. В итоге из-за маловажных вещей можно потерять все: мир погибнет вместо того, чтобы Переродиться. Т.е. в этом плане противниками Алексеизма явл., напр., верующие тех религий, в которых возможны чудеса, а также всякие колдуны-оккультисты и т.п. Все люди, не верящие в чудеса, в т.ч. атеисты, с т.зр. Алексеизма явл. нейтральными: пусть они и не помогают в Перерождении мира, но и не мешают ему.

Все люди и др. живые существа после смерти становятся частью ЕР, не теряя при этом своей индивидуальности (пожалуй, как ипостаси христианского Бога). В этом состоянии все понимают истинность Алексеизма, но уже поздно: на судьбу мира можно влиять, лишь будучи живым. После смерти можно быть лишь наблюдателем. Можно ли достичь столь же ясного понимания мира, будучи живым? Можно: и такие люди называются мернайлами (аналогия - бодхисаттвы). Например, им был основатель Алексеизма (угадайте кто :)).

Вернемся к аналогии со стройкой. Помните мои слова о том, что "разворовывание стройматериалов" идет лишь тогда, когда рядом нет "строителей"? Это к тому, что в присутствии алексеистов чудеса невозможны: и если великий чудотворец еще может пересилить обычного алексеиста, то присутствие мернайла действует непреодолимо. Тот, кто может двигать горы движением бровей, не шевельнет и песчинки, если рядом есть мернайл. Так что разоблачение чудотворцев - важное занятие для каждого алексеиста: это подрывает веру в чудеса и, следовательно, количество чудес. Т.е. Айлфир уже не тратится на них, а исп-ся по назначению.

Дополнение:

1) В Алексеизме есть и храмы, и ритуалы: это религия, а не философия или нечто типа "Нью-Эйдж".
2) Морально-этические принципы Алексеизма я здесь не описывал, но они будут довольно стандартны: на основе "золотого правила", а точнее - его "продвинутой модификации" в виде категорического императива Канта с добавлением концепции прав человека. Сделаю важное замечание: для алексеистов категорически запрещено участие в религиозных войнах или иное насильственное насаждение Алексеизма. Это один из наиболее худших поступков с морально-этической точки зрения. Только и исключительно мирным путем. В священных книгах будет неоднократно подчеркнуто, что никакого переносного толкования здесь быть не может: только прямое дословное.
3) Непосредственное участие алексеиста в Перерождении мира происходит во время религиозных ритуалов, однако его "сила" определяется тем, насколько его поведение соответствует морально-этическим нормам. Т.е. чем более праведную жизнь ведет алексеист, тем больше его вклад в Перерождение. Аморальный же человек может хоть полжизни провести в алексеистских храмах: его вклад все равно будет ничтожным.

Достоинства Алексеизма:

1) В вопросе о происхождении и существовании мира он отвечает на вопрос "ПОЧЕМУ?", однако не посягает на вопрос "КАК?": т.е. нет ни малейших предпосылок к конфликту с наукой.
2) И Переродиться, и окончательно погибнуть могут только все люди одновременно: а значит, нет оснований ненавидеть кого-либо (т.е. нет такого варианта, что праведники получают после смерти пряник, а грешники - кнут: судьба всех людей неразрывно связана). В итоге морально-этическое поведение алексеистов не имеет корыстного оттенка и соответствует в данном случае поведению атеистов. Т.е. делаешь добро, чтобы было хорошо всем людям, а отнюдь не только ради личного благополучия.
3) Отлично "утоляет экзистенциальный голод" - дает смысл существования, да еще какой! Во многих ли религиях люди могут повлиять не только на свою загробную жизнь, но на судьбу всего мира?! Мне не известно ни одной.
4) С одной стороны, заставляет активно конкурировать с другими религиями (ведь из-за них все труды по Перерождению мира могут оказаться бесполезными), а с другой - не позволяет вести эту борьбу насильственными методами. Такой запрет абсолютно категоричен и не подлежит отмене.
5) Заставляет активно действовать и в светском понимании: ведь чем лучше человечеству, тем больше шансов у мира избежать гибели и Переродиться. Т.к. чем больше алексеистов, тем лучше, то это повод для увеличения рождаемости. Однако не до бесконечности: ведь если людей слишком много, то падает уровень и жизни, а следовательно, возрастает популярность др. религий. Так что в вымирающих странах (как Россия) алексеизм способствует увеличению рождаемости, в перенаселенных - ее сокращению. Т.е. он помогает в решении обеих видов демографических проблем.
6) Как продолжение п.5, алексеизм стимулирует своих последователей заниматься наукой: ведь это незаменимое средство как для увеличения численности человечества, так и для роста уровня жизни.
7) Аналогичное касается и космической экспансии: чем больше безжизненных миров станет местом жительства людей, тем лучше.
8) Отлично приспособлен к существованию в секулярном обществе, и, более того, способствует его формированию (клерикализм не пройдет!). Борьба (ненасильственная) с др. религиями явл. очень важной, а с атеизмом алексеизм конкурировать вполне способен: как и атеизм, он не может противоречить научной картине мира, однако, в отличие от него, дает превосходное средство от "экзистенциального голода". Единственный минус - как и любая религия, "режется" бритвой Оккама. Однако не все люди настолько рациональны, чтобы это стало помехой. В любом случае, с т.зр. алексеизма лучше, если не-алексеисты являются неверующими: ведь они не будут расходовать Айлфир.

.

я, религия

Previous post Next post
Up