Сказочные острова и бесконечные морские просторы, строгая природа и аккуратные деревянные домики, выполненные в одной цветовой гамме… Кажется, что здесь описана картинка с открытки, но на Аландских островах мы видели это своими глазами.
Географический ликбез (географам и заядлым туристам можно пропустить): Аландские острова - архипелаг, зажатый между Ботническим и Финским заливами, между Финляндией и Швецией. Русских на Аландах крайне мало, а вот красоты природы - наоборот, чрезвычайно много. Все это говорит за то, что архипелаг - must do!
Здесь должна была быть
карта, но она не захотела вставляться.
Аланды в двух словах:
- Аланды - это 6 700 островов, из которых только 60 являются обитаемыми;
- На Аландах есть только один город - Мариенхамн - где проживает 11 000 жителей из 28 000, рассредоточенных на островах;
- Аланды относятся к Финляндии, но говорят здесь на шведском. Острова имеют свои флаг, почтовые марки, автомобильные номера и домен .ax;
- Но самое главное, что хочется сказать об Аландах - это непередаваемая атмосфера уюта, которой пронизаны все эти поросшие вереском острова.
А теперь о путешествии. Все началось внезапно: до конца отпуска оставалось несколько дней, поэтому мы взяли машину, загрузили туда велосипеды в количестве двух штук, и рванули в нашего любимого-нелюбимого соседа Финляндию.
Задумка была следующей: вдвоем (Саша и Поля) едем до Турку, там пока возможно едем на машине через паромные переправы. Находим «точку невозврата», где на машине дальнейший путь заказан. Там бросаем машину и пересаживаемся на велосипеды. И едем-едем-едем на них, на сколько хватит сил и островов.
Мы выехали из города-героя Ленинграда довольно поздно, видимо для того, чтобы постоять в неожиданных пробках. Но вскоре мы вырвались на просторы нашей родины, а затем и сменили их на просторы Финляндии. Относительно быстро мы миновали Хельсинки и Турку и тут начались чудеса. Может быть, это покажется чудесным только мне, но я раньше никогда не совершала таких паромных переправ. А выглядит это следующим образом: подъезжаем к краю суши и встаем в очередь, состоящую из автомобилей (благодаря таланту и продуманности водителя мы в очередях почти не стояли, так как бортовые часы показывали часов восемь утра, соответственно в Финляндии было еще раньше). К причалу подходит паром, открывает щит-дверь, после чего машины набиваются туда как селедки в бочку, глушат двигатель, и у водителя есть минут 5-10, чтобы отдохнуть, сходить в туалет или поразвлекаться иным способом. Затем паром причаливает к берегу в точке назначения и происходит все то же самое: створка открывается, машины, которые въехали на паром первыми, первыми же и выезжают. Переправа is done! Ни денег, ни билетов, ни удостоверений, что мы заядлые финны, нам не понадобилось для таких переправ. А было таких переправ несколько, пока мы не достигли острова Корпо.
Перед этим мы оставили свой след на островах Pargas/Parainen, Nagu/Nauvo и Korpo/Korppoo. Это уже не суша, а архипелаг Турку. Здесь еще смена ландшафтов и окружающего мира в целом не очень заметны, но уже с этих мест чувствуется необычная свежесть и просторы, наполненные водой, небом и небольшими островами. Если будет возможность и желание поединяться с природой, обязательно поезжайте на архипелаг.
На острове Корпо нас поджидала развилка. Далее мы могли продолжить бесплатное передвижение по архипелагу, но наша цель была иной - Аланды уже нетерпеливо поджидали нас! Но мы все равно проехались на следующий остров архипелага Хотскар/Houtskär/Houtskari, где рядом с остановкой парома обнаружилась отличная стоянка. Здесь мы решили бросить наш автомобиль на произвол судьбы, а сами перебрали багаж, пересели на велосипеды и двинулись на покорение новых территорий.
Пришло время сказать, что путешествующие по Аландам обычно выбирают один из двух маршрутов - Северный и Южный (который мы и выбрали). Их можно соединять, видоизменять и, вообще, поступать с ними, как захочется. Но будете вы зависеть от расписания парома и только от него.
В вопросе паромов нужно помнить о двух вещах: его расписание (связано с сезонами) и его цена. Когда мы ехали из Питера в сторону Турку, мы догадывались об этих моментах, но полное осознание всей ситуации пришло к нам уже на причале. Здесь мы пристали к мальчику, осуществлявшему продажу билетов, и не отпустили его, пока не выяснили все мелочи.
Итак, существует несколько сезонов, в период которых паромы ходят с разной частотой:
- Высокий сезон: 17 июля - 4 августа. Паромы ходят несколько раз в день, и передвигаться между островами очень легко. Правда, и людей, и машин в этот период чуть больше. Если вы передвигаетесь пешком, то можно без опаски приходить к отравлению парома: место найдется! Для машины придется бронировать место, так как есть вероятность, что не хватит места, если вы подъедете в порядке живой очереди. Нам очень повезло: по своему незнанию мы и в душе не чаяли, что есть какие-то сезоны.. Точнее это было бы логично предположить, если бы кто-то совершил бы это усилие и подумал бы о такой возможности. Благосклонность звезд нас не покинула и мы завершили свой трип ровно в день завершения высокого сезона, когда добраться из пункта А в пункт Б не составляет большого труда.
- 1 мая - 16 июля и 5 августа - 30 сентября паромы начинают ходить реже. Но и билеты на них стоят дешевле. Этот сезон больше всего любят рыбаки. Местные говорят, что в это время рыбалка всегда удачна и многие едут туда, чтобы заняться этим грешным делом.
- Зима начинается 1 октября до 30 апреля. Паромы ходят очень редко. Необходимо тщательно планировать свое путешествие, чтобы не застрять случайно на острове на неделю.
Что касается цен, то для пешехода паромы бесплатны. Для велосипедистов удовольствие будет стоить пять евро в высокий сезон. В качестве билета вы получите бумажный браслетик, который надевается на велосипедный руль и действует в течение всего сезона. Для автомобилей цена на такую туристическую поездку составит около 100 евро. Больше информации о ценах и прочих лукавых вещах на
сайте аландского транспорта.
Впопыхах мы приобрели билетики и поместили себя и велосипеды на паром. Оплату можно производить прямо на месте: мальчик, который отвечал на все наши вопросы, бодро принял у меня банковскую карту и провел оплату через портативный терминал. Велосипеды на этом пароме крепятся на палубе, где стоят и машины, а пассажиры вольны выбраться на верхние палубы, где лицо обдувается ветерком и можно угоститься в закусочной. Совет: берите бутерброды с собой, потому что в кафешке еда, как в театре, - дорогая и глупая.
До этого «паромного перехода», длительности поездок на пароме между островами Турку составляла не более 10-15 минут. Сейчас же нас ждал взрослый переход в несколько часов. За это время паром был обследован от и до, а также была прочитана значительная часть книги и были высмотрены все элементы пейзажа, которые наконец-таки начали меняться. Острова перестали быть такими зелено-волосатыми, а приобрели северную скалистую сдержанность и изыск.
Далее пересадка Galty на Kokar. Здесь мы побездельничали буквально минут 20: и никуда не отлучится, и сидеть довольно утомительно после нескольких часов парома. Но мы не унывали, а единялись с местной «архитектурой» - разглядывали традиционные красно-коричневые домики с белыми наличниками - и природой - красными камнями и вереском, который здесь заполонил все.
Вскоре пришел наш следующий паром и забрал нас этого крошечного, как нам тогда казалось, острова. Это мы чуть позже узнали, что в россыпи Аландов есть населенные острова и меньшим размером и количеством людей. Паром пошел в сторону центрального скопления больших островов с остановками на островах поменьше. Так мы прибыли на Lumparland.
Пока мы плыли, мы выбрали кемпинг
Svinö Stugby Ab, куда и направились сразу по прибытию. Хотелось уже поставить палатку, впиться зубами в кусок мяса после дневной голодовки и расслабиться. Желаемого мы, конечно, не получили, но обо всем по порядку.
Сколько вы знаете велосипедных дорожек в Петербурге? Совсем приблизительные цифры, которые отложились у меня в голове говорят, что на 5 миллионов петербуржцев предлагается цельных 2 велодорожки. На 30 тысяч жителей Аланд велосипедные дорожки проложены практически по всем островам. Там, где нет специальных дорожек, такая широкая обочина, что по ней можно не только спокойно ехать, но и ползти, плестись и даже иногда отбивать чечетку. Автомобили, и так не особо частые на островах, объезжают велосипедиста на обочине не просто, чтобы его не задеть, но перестраиваясь на соседний ряд (противоположную полосу обычно). Ездить там одно удовольствие. Минусов нет!
Подъезжая к выбранному кемпингу, мы
а) увидели огромное количество народа в кемпинге;
б) мы не увидели хозяина кемпинга.
Без особой надежды мы позвонили владельцу, номер которого был указан на ресепшине, и узнали, что всю площадь под палатки заняли шведские бойскауты. Но если нас не смутит шум, который они производят, то мы можем поселиться в маленьком деревянном домике (обычно такой домик называется cabin) за ту же цену, что стоит и палатка.
Шум нас ни разу не смущал, а вот домик с электричеством рядом с кухней очень даже прельщал. Поэтому мы вселились туда и остались даже не на одну ночь, как планировали, а больше. Бойскауты нас не тревожили. С некоторыми даже пытались общаться. Правда, очень мало из юных шведов знают английский, но зато я вволю потрепалась с их воспитателями, а на следующий день и с медбратом, который обрабатывал мне ранки, которые я заполучила упав с велосипеда на каменную крошку.
Правда, не все мои ранки покорились шведскому медбрату, поэтому мы поехали в больницу. Она находится в единственном городе Аландских островов - Мариенхамне. Проблема заключалась в том, что город находился в 20 километрах, а из транспорта у нас были велосипеды. С другой стороны, мы все равно собирались в город, поэтому отправились в дорогу верхом на наших «конях».
Мариенхамн - очень красивый и уютный город. Здесь все продумано и сделано для людей. Я даже стала мечтать о том, что хорошо бы здесь найти какого-нибудь родственника, чтобы ездить к нему на каникулы. Кстати, купить землю здесь с бухты-барахты нельзя, необходимо иметь основания, да и стоит она здесь высоко. Окупается это все высочайшей безопасностью (не говоря уже обо всяких убийствах и иже с ними, мы обратили внимание на то, что НИКТО не пристегивает велосипед) и миловидностью. Кстати, чтобы почесать пузико русофилов, можно вспомнить, что название города переводится как «Гавань Марии», назван в честь жены императора Александра Второго.
Дорога в Мариенхамн запомнилась не только хорошим асфальтом и тем, что я была немного разбита, но и огромным количеством пейзанских сценок, которые мы запечатлевали изо всех сил.
Сверка с календарем показывала, что совсем скоро необходимо появиться на работе. Времени катастрофически не хватало на то, чтобы появиться еще и на севере островов. Это было очень обидно, потому что на севере Аландов даже есть какие-то достопримечательности, на которые стоит взглянуть. Но их скрепя сердце я отложила на следующую поездку. И живу теперь с верой в нее!
Так что мы легли на обратный курс. Для ночевки мы остановились на маленьком островке Соттунга/Sottunga. На пароме мы вычитали, что кемпинг там наличествует, поэтому тешили себя надеждой, что наконец-то воспользуемся палаткой, которая до этого момента мертвым якорем болталась у нас на шеях. Прибыв на место назначения, мы не увидели ничего, что хотя бы отдаленно напоминало кемпинг. Но где наша ни пропадала! Добытый «язык» объяснил нам, что та земля, на которой мы в данный момент находимся и является кемпингом. Просто он бесплатный. Вот такие иностранцы - странные люди:) У нас это называется природа, речка, лес, а здесь сразу надо прикрепить ярлык «кемпинга». Ладно, ничего против не имею. Против я имела только то, что в этом месте, как и в остальной части Финляндии, нельзя разжигать костер. Так что остались мы на подножно-бутербродном корму, легли пораньше спать, чтобы на следующий день совершить марш-бросок домой.
Что мы и сделали! Повторили в обратной последовательности наш путь туда: паром-один, паром-два, машина и сборка велосипедом, паромы на архипелаге Турку и едем в Родину-мать.
Вместо концовки хочется добавить, что в рыбной мекке мы не поймали ни одной рыбки, овцы или коня. Из окружающей фауны никто не пострадал, кроме меня, рассадившейся на камушках, а потом наевшейся несъедобных ягод.
Выживший и довольный спецкор Поля Сергеева и фотокор Саша К.