Оригинал взят у
vosmaja_marta в
12 незаслуженно забытых дворовых игрОригинал взят у
p_i_f в
12 незаслуженно забытых дворовых игр Вот и пришла долгожданная пора школьных каникул. Современные дети вряд ли знают, что такое летом проснуться, умыться, на бегу что-то перекусить и бежать стремглав во двор. На смену этому счастью, увы, пришли всевозможные гаджеты, которые только создают иллюзию реальной жизни. То ли дело когда-то: мы даже боялись заходить в квартиру попить воды, чтобы родители не загнали нас домой. А наше традиционное «Мамочка, пожалуйста, еще пять минуточек!» обычно продолжалось не один час... Что ни говори, а ведь раньше дворовая социализация со всеми ее прелестями и особенностями была на достаточно высоком уровне.
Резиночки
Это, пожалуй, одна из любимых типично девичьих игр. Главный и единственный атрибут этой забавы - бельевая резинка (сначала использовалась классическая белая, чуть позже на рынках появились вариации кислотных оттенков). Оптимальное количество игроков - 3, реже - 4 (тогда играют парами). Каждая участница должна выполнить специальные прыжковые комбинации на разной высоте - от щиколоток до шеи. Как только она ошибается - меняется с другой участницей и ждет своей очереди. Позиция резиночки «пожопэ», «только не прыгай с мячиками!», «пусть капуста выручит» - эти теперь непонятные перлы были знакомы всем девочкам тех времен...
Бутылочка
Такая забава считалась чуть ли не запрещенной и зачастую проводилась подальше от родительских глаз, ведь она способствовала раскрепощению тогдашней молодежи. Все участники садятся в круг (стараясь соблюдать очередность мальчик-девочка). Главный атрибут - бутылочка (из-под кефира, ситро, у «старшаков» прокатывал вариант и с бутылочкой из-под пива). Один из игроков вращает пустую бутылочку в центре и потом должен поцеловать того, на кого показало горлышко. В губы или щечку - участники игры договаривались в конкретной ситуации. Более того, в каждом дворе были свои тонкости и особенности игры. Чего греха таить, часто в бутылочку играли и на раздевание, но это уже, как говорится, совсем другая история...
Колечко-колечко
Все игроки садятся в ряд, выбирается один ведущий, который держит в кулаке или крепко сжатых ладонях колечко. Участвующие складывают ладони лодочкой. Тот, кто ведет, поочередно обходит каждого участника со словами: «Я ношу свое колечко и кому-то его подарю» (напомним, что в каждом дворе вариации уличного фольклора могли отличаться). Далее ведущий проговаривает такие слова: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!», во время которых тот, кто стал «властелином кольца», должен мигом встать и убежать, при этом другие участники пытаются задержать его.
Квач
Наверное, нет такого человека, который бы не слышал об этой легендарной игре. Эта игра - чемпион по названиям, а также по количеству сыгранных раз. Главный принцип игры: выбирается один ведущий, который должен поймать (дотронуться, попасть мячом) убегающую на все четыре стороны ребятню. При этом дети любили дразнить ведущего словами «Квачик-квачик, дай калачик». Существовали всевозможные вариации квача, которые усложняли задачу играющим: деревянный, железный, пластмассовый (нужно было дотронуться до определенных предметов), «выше ноги от земли» (если ты вылазишь на что-то выше уровня асфальта - квач не может тебя достать), сифа - когда бросались друг в друга чем-то нетяжелым (чаще всего пластиковой бутылкой). Часто эту игру называли догонялки, пятнашки, салки - в каждой местности были свои варианты. Однако как бы ни называли эту игру, она всегда заканчивалась одинаково: мокрые, потные, но безумно счастливые мы возвращались домой и крепко спали, с нетерпением ожидая завтрашней дозы уличного адреналина.
Классики
Сейчас на асфальте во дворах редко встретишь какие-то надписи или рисунки - дети больше предпочитают рубиться в компьютерные игры и висеть в социальных сетях. А вот раньше свободное место во дворе на асфальте еще стоило поискать: всё было вдоль и поперек расчерчено классиками. Рисовали их или мелками (белыми, цветными), или куском кирпича. Классики - это клеточки с цифрами в определенной последовательности. Каждый из участников старается попасть камушком в клетку и допрыгать до нее на одной ноге, затем таким же способом нужно было вернуться обратно. Огромный плюс игры в классики - неограниченное количество участников.
Жмурки (прятки)
Выбирается один ведущий. Он идет в угол или просто прижимается лицом к стене, начинает громко считать, а другие дети в это время разбегаются врассыпную и пытаются спрятаться в укромных местечках. Когда ведущий приступает к поискам игроков после заветной фразы «Раз, два, три, четыре, пять - я иду искать!», его задача не только найти человека, но и добежать до уговоренного места и дотронуться до стены быстрее игрока со словами «Тра-та-та за... (имя)». Тот, кого нашли первым, жмурит дальше, а кого последним - считается победителем в этом заходе.
Джинн
Все игроки садятся в ряд, ведущий стоит с мячом. Он подходит к каждому игроку с одинаковым набором вопросов «Как тебя зовут», «Сколько тебе лет», «Где ты работаешь» и так далее, при этом предлагая самые невероятные варианты. Участник должен отбрасывать мяч до тех пор, пока не услышит желаемое. Главная задача - быть внимательным и словить мяч тогда, когда ведущий бросил его со словами «Джинн». Тогда детишки сами придумывают себе ответы на вопросы. Многие всё-таки пропускали мяч со словом «Джинн», и тогда им приходилось быть Вонючками Задротными, которые живут на свалке. Поверь, ребятня смеялась с этих шуток аж до колик в животе!
Казаки-разбойники
Все участники игры делятся на две команды: «разбойники» убегают и прячутся, а «казаки» отправляются на их поиски. Когда «разбойники» совершают попытку бегства, то оставляют стрелочки на асфальте (земле, деревьях, стенах домов, в подъездах), цель которых - максимально запутать команду «казаков». Также убегающие могут оставлять догоняющим специальные записки с заданиями в самых неожиданных местах (под камнями, в щелях скамеек, в дуплах деревьев). «Казаки» выигрывают только тогда, когда узнают секретное слово (заранее придуманное убегающими) или находят всех «разбойников». Помню, у нас во дворе никто не хотел догонять, все мечтали быть «разбойниками» и убегать. А ведь что-то в этом есть!
Вышибалы / Выбивалы
Двое игроков - «вышибал» становятся по разные стороны «баррикад», а между ними находятся все остальные игроки. Задача ведущих - выбить мячом всех до единого (понятное дело, игроки всеми силами пытаются увильнуть от мяча). Когда в центре остается один участник, он должен увернуться от «атаки с двух сторон» столько раз, сколько ему лет. Что скажешь, иногда «вышибалы» были действительно безжалостными и лупили по игрокам так, что мама не горюй!
Цепи кованые
В эту игру можно играть только тогда, когда есть как минимум 6 участников. Все желающие разделяются на две команды и становятся друг напротив друга, при этом берутся за руки, образуя своеобразную «цепь». Между командами расстояние приблизительно 7-10 метров. Первая команда начинает игру кличем: «Цепи-цепи кованые, разбейте нас». На это противник отвечает единогласно: «Кем?». Команда, начавшая состязание, должна посоветоваться и решить, кем же будет разбита их цепь. Тот, чье имя назвали, разбегается что есть мочи и пытается разбить руки игроков вражеской команды. Если это происходит - он забирает себе одного из участников, если нет - становится заложником команды противника. Проигрывает та команда, где в конечном итоге остался один игрок. Мне кажется, что наши вопли слышали тогда все жители близлежащих домов: от новорожденных до глуховатых бабушек и дедушек.
Море волнуется раз
«Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три... Морская фигура, на месте замри!» Пока ведущий говорит это магическое заклинание, все участники бегают-прыгают-веселятся-орут. На последнем слове все замирают как попало и пытаются не шевелиться, а ведущий старается взглядом уловить того, кто всё же начал двигаться. Также известен вариант, когда ведущий на время «включает» фигуры, а те должны показать загаданный предмет или существо. Выигрывает тот, кто проявит наибольшее мастерство в демонстрации фигуры.
Светофор
Мелками или кусочком кирпича рисуется две условные линии, между которыми находятся все участники. Ведущий становится спиной к игрокам, называет любой цвет и быстро поворачивается к ним лицом. Если в одежде или на аксессуарах участников суперзабавы есть такой цвет, ему горит «зеленый» и он свободно проходит от одного пункта к другому. Но если такого цвета нет, тебе придется перебежать так, чтобы тебя не поймал «светофор». Помню, какие у нас были дебаты по этому поводу а-ля: «Это не салатовый, а лимонный!», и их точно слышал весь двор. Кстати, существовала еще и вариация этой игры - «музыкальный светофор». Ведущий в уме проговаривал алфавит, а участники должны были сказать «стоп». На какой букве он остановился, на такую и нужно было вспомнить песню. Ох, сколько новых хитов мы выдумывали тогда, чтобы только пробежать без препятствий...
Да, это было воистину захватывающее время! К сожалению, многие дети сейчас даже не догадываются о таком способе времяпровождения, а очень зря. Обязательно покажи своему ребенку эти игры: они веселые и интересные, а о пользе пребывания на свежем воздухе я и вовсе молчу.