День 98 - Про Дойче Бан, экономию и доверие

Dec 06, 2010 16:33

Два года назад я как-то писал про случай, произошедший с Дойче Бан, когда контроллер заставил поздним вечером сойти с поезда девочку-безбилетницу.
Сегодня я расскажу про другую особенность немецких железных дорог - доверие к пассажирам. Данный пост будет особо полезен любителям халявы, остальным читателям он будет интересен в плане понимания особенностей немецкого мироустройства.



.
Поскольку я не являюсь тут студентом, а практикантом, то проездной студенческий билет мне не положен.
А этот студенческий очень волшебная штука - по нему можно ездить по всей федеральной земле (а это 4 часа от края до края, включая такие крупные города как Ганновер, Бремен, Гамбург) на региональных поездах, а также на всех автобусах, трамваях и метро.
И людей, у кого есть разного рода проездные, достаточно много - это и школьники, и студенты, и пенсионеры. У кого нет специального проездного для городского транспорта, можно купить месячный абонемент.

Все эти проездные и абонементы приводят к тому, что стоимость обычного разового билета достаточно высокая - 1-2 евро по городу. Или, к примеру, чтобы скататься из Ольденбурга в Эмден, за час пути я должен заплатить 18 евро (порядка 700 рублей).
При этом, если я в тот же день поеду обратно, мне выгоднее взять специальный федеральный билет Niedersachsen-Ticket-Single, по которому я могу ездить один на региональных поездах целый день за 24 евро (или за 27 евро впятером).
.

К чему я собственно веду - по статистике в 50% случаев мне удавалось проехать бесплатно. Сэкономил за три месяца порядка 50-80 евро. Как это делается? Для начала - я не покупаю билет в автомате на вокзале, а дальше возможно несколько типичных ситуаций:

1) Случается, что контролеры вообще не ходят, или в спешке пробегают вагон не глядя. Считаем, что очень повезло.

2) Билет в самом поезде тоже можно купить, для этого надо прикинуться шлангом иностранцем и говорить слова "не понимаю", "занято", "пожалуйста, билет". Стоит на 2 евро дороже. Не повезло.

3) Если поездка на короткие дистанции (до часу), очень помогает тактика пересадки - на промежуточных станциях выходим, переходим по перрону в другую часть поезда, заходим в вагон, раскладываем вещи, шумно сморкаемся, пыхтим и пукаем напоминаем о свеом присутствии. Соответственно, когда приходит контроллер, покупаем билет уже с промежуточной станции. Зачем тогда шуметь? Чтобы в случае чего соседи могли подтвердить.

4) Включаем плеер, вставляем наушники, закрываем глаза и типа спим. Могут и не спросить - только честный человек может спать в поезде.

5) Если ехать совсем недалеко - от 15 минут до получаса, то можно не спеша бродить из вагона в вагон в поисках свободного места у окна, несколько раз посидеть в туалете, постоять у дверей, позвонить по телефону. Если по пути встречается контроллер, мило улыбаемся и проходим мимо.

6) Совсем шикарная возможность бесплатно ездить в Бремен - всегда битком набитые вагоны, иногда даже просят выйти и подождать следующего поезда из-за перегрузки состава. В такой ситуации контроллеру просто невозможно пройти и проверить билеты.

7) Если едем с группой студентов, при проверке билетов все предъявляют свои студенческие карточки, начинаем рыться в кармане в поисках бумажника и повторяем фразу "аух, аух" (тоже, тоже). Иногда можно просто кивнуть и улыбнуться. Чаще всего контроллеру некогда ждать, и он уходит дальше.

8) Если собираетесь оставаться здесь больше чем на месяц - лучше купить скидочную карту на 25% на все билеты. Стоит 57 евро на год. Соответственно, можно использовать все вышеперечисленные методы, но при неудаче купить билет со скидкой.
Именно к такому выводу пришел я, покатавшись месяц без билетов, или покупая в поезде. К тому же к человеку с такой картой больше доверия - это значит человек ездит часто, и соответственно не должен обманывать.

9) Ну и в городском транспорте, когда остановки достаточно частые, важно стоять ближе к дверям, смотреть по сторонам и быть готовым ретироваться. Кстати в автобусах бесплатно проехать у меня получилось всего раз (вообще в автобусах билеты покупаются/предъявляются сразу у водителя на входе) - когда руки были заняты коробкой с покупками, мы заходили большой компанией студентов, и я просто сказал "тоже".

10) Сценарий для дельцов (я никогда им не пользовался) - покупается федеральный билет на пятерых и у этого же автомата ищутся попутчики. Выгода налицо.

11) Также в городском транспорте можно купить один билет и не компостируя ездить целый день. При встрече проверки опять прикидываться туристом и говорить про "мну первый неделя здеся и не знай ваш обычай". Пожурят, но отпустят.

Наверное, кто-то сможет придумать и другие способы, но при этом всегда надо помнить одну важную вещь - за бесплатный проезд штраф 40 евро. НО! Если вовремя покаяться, то цена вопроса равна цене билета.
А в целом, экономить таким образом есть смысл только студентам и туристам, для которых лишняя десятка тоже деньги. При местном уровне зарплат в несколько тысяч евро стоимость билетов не такая уж и большая, а при частых поездках помогают скидочные карты и специальные предложения.
Соответственно при длинных поездках все эти способы тоже теряют свою магическую силу.

Вся система построена на доверии к гражданам, и на ответственности самих граждан. Считается, что гражданин понимает свою обязанность оплатить проезд и делает это. А все туристы, напуганные объявлениями про штраф в 40 евро, сразу бегут и покупают проездные.

Еще пара примеров.
В трамваях и метро (Бремен, Кельн, Мюнхен, Берлин) я никогда (!!) не видел контроллеров, хотя поговаривают, что они бывают ("в том году у меня другана на 40 евро оштрафовали, после этого он всегда покупает билет"). При этом люди исправно покупают и компостируют билетики.

Китайцы жутко боятся попасться. Когда в Берлине нам надо было проехать всего две остановки на метро (три минуты), они 10 минут сначала разбирались с автоматом и покупали по одному билету. Когда в обратную дорогу их все же уговорили проехать бесплатно, они сидели с такими напряженными лицами, что и без контроллера было понятно - "зайцы". При этом, когда на выходе из вагона они увидели полицию, стоило труда увести их от душевного порыва пойти и признаться в преступлении.

В Голландии проехать зайцем в городском транспорте практически невозможно. Турникеты там стоят не только на входе станций, но и на выходе. При чем сопровождаются парой крепких секьюрити (чтобы "паровозиком" не проскочили). Также турникеты стоят на самом входе/выходе в трамвай, так что пару остановочек проехать не получится. Из этой ситуации опять можно выкрутиться, купив один билет и как всегда включив дурочку на контроле. Возможно, но нерентабельно.

Попался мне один полумаргинальный полупьяный попутчик лет 20, который на станции клянчил мелочь на билет, и увязался со мной в вагон за то, что я дал ему евро мелочью. Этот парень за час пути все время озирался по сторонам в ожидании контроллера и готовности оплатить свой проезд. Когда же пришло время ему выходить, очень сокрушался и даже вернул мне мои деньги обратно. Еще более мелкой мелочью.

Честность и доверие - вот основа немецкого быта!

П.С. Да, и если кто-то соберется упрекать меня в аморальности - все вышеописанное это своеобразный "лайф-хак", сбор опыта или адреналина, кому как больше нравится. Я понимаю, что оплачивать проезд надо, и делаю это. Но иногда осознанно или нет удается немного сэкономить. Кстати, скидочная карта 25% у меня есть.

Германия, дневник

Previous post Next post
Up