Мой пенсионный парадокс или дилемма узника трудовой тюрьмы

Jun 19, 2018 10:00


Скорее всего, вы удивитесь и посчитаете, что у меня не все дома или что я - тролль на побегушках у злобного правительства, предавшего простой народ. Что ж, мне не привыкать и я всё же рискну соригинальничать. На фоне почти всеобщего возмущения покушением на святыню пенсионного возраста и сбора подписей против реформы заявляю во весь голос: я за! Да, именно так: я, почти нищий человек из рабочего класса, выступаю ЗА повышение возраста. Вам кажется это странным, неестественным, парадоксальным? Не спешите делать поспешные выводы! Давайте разберёмся в этой странной, на первый взгляд, ситуации.

Напомню, наступление на пенсионные права трудящихся в России началось не вчера, а ещё в 2015 году, когда был введён в действие новый порядок начисления пенсий в соответствии с индивидуальным пенсионным коэффициентом (ИПК), представляющим собой сумму условных баллов, начисляемых в зависимости от стажа и зарплаты. Для получения права на начисление страховой пенсии необходимо не только достичь определённого возраста (60/55 лет), но также иметь не менее 15 лет стажа и не менее 30 баллов ИПК. Поэтапное увеличение требований к стажу и баллам предполагалось растянуть на десятилетие. Определённое количество баллов полагалось «профессиональным безработным» (стоящим на учёте службы занятости) и «профессиональным рожалкам» (за «декрет», отпуск по УзР и т.д.). Наиболее же существенным моментом той реформы стало фактическое лишение пенсий огромной части реально работающего населения. Бездетные рабочие и служащие с низким доходом, а также «самозанятые» и получающие «серую» зарплату, прекарии (работающие неполный день, с большими перерывами фрикционной безработицы и т.д.) оказываются полностью лишёнными права на получение страховой (трудовой) пенсии, так как при официальной зарплате, ненамного превышающей МРОТ и/или неполной занятости, они не смогут накопить необходимые 30 баллов (причём порог этот государство могло повышать и в будущем). По настоящему тяжёлым оказывалось положение тех кому сейчас за 40, кто имел очень низкую заработную плату в предыдущие годы, а в 1990-е и начале 2000-х работал, получая серую зарплату (даже сегодня это где-то каждый третий работающий). Так как моя зарплата очень низка, а работа десятилетиями нигде не учитывалась, оказывалось, что пенсия мне больше не полагалась вовсе! И если для меня это был настоящий шок, то общество тогда отреагировало исключительно сдержанно. Удивительно! Даже записные радетели за права трудящихся из числа левых активистов в тот период молчали. Обсуждали эту тему тогда в основном государственные и правые СМИ. Абсолютное большинство бедняков, судя по моим разговорам с ними, и сейчас не понимает балльную систему. Нет, люди, конечно, осознают, что достойной пенсии им не видать как своих ушей. Но надежда на хоть какую-то поддержку государства в старости ещё остаётся у многих, и поверить в то, что оно их просто кинет, более того, уже кинуло им крайне сложно. Им сложно разобраться в казуистике думских крючкотворцев, понять, что за хитрые циферки будут вмиг лишать их права на трудовую пенсию, на которую они работали десятилетиями но, видите ли, не доработали десятой доли какого-то балла.

Многие россияне уже несколько лет назад начали серьёзно менять свои жизненные стратегии. Беднота, судя по всему, давно уже рассчитывает не столько на пенсии, сколько на детей. Постоянно слышу, как женщины даже в нашем крупном городе советуют друг другу: «не будь дурой, инвестируй в ребёнка». А на селе просто тупо и молча плодят нищету и живут на нищенские пособия. Им и инвестировать нечего. Видимо, надеются на то, что такая же нищета в будущем будет так же рожать и поддерживать родителей за счёт детских пособий и маткапиталов. Публика побогаче в основном вкладывается в квартиры. До недавнего времени на тему повышения возраста народ говорил очень неохотно, видимо, надеясь на авось и не желая расстраиваться раньше времени. Повышение пенсионного возраста, разумеется, крайне непопулярно, но общее мнение таково, что рано или поздно это всё равно случится. По-настоящему всегда возмущались только высококвалифицированные рабочие с заводов (которых осталось очень мало, в основном это те, что работают на оборонку). 95% пролетариата сейчас - это сфера услуг с высокой текучестью кадров, большой фрикционной безработицей, полным отсутствием профсоюзов и т.д. Зарплаты низкие, женщины работают меньше, чем сидят в декретах и отпусках  (привет патриархальным традиционалистам).

И вот сейчас правительство объявляет о новой реформе, понять которую, в отличие от предыдущей, легко, а принять трудно. Тем более, что практически все 18 лет «общественного договора» с Путиным мораторий на повышение возраста выхода на пенсию считался самым главным табу, нарушить которое кумир миллионов не посмеет ни при каких условиях. Несмотря на традиционную летнюю апатию населения и отвлекающий его внимание футбольный чемпионат, реакция простых людей в этот раз оказалась намного сильнее. О пенсионной реформе вдруг заговорили буквально все.  Проснулись левые активисты. Миллионы ватников, ещё недавно проголосовавшие за обожаемого гаранта стабильности по привычке пытаются объяснить всё кознями Запада, пакостями пятой колонны и происками коварных вражин-сислибов, окопавшихся в правительстве. Но, так или иначе, большинство, кажется, до сих пор верит, что Его Президентское Величество вспомнит о нижайших своих подданных, даст знатного пенделя инициатору реформы и вернёт всё взад.

Лично моя позиция с самого начала новой реформы была - умеренно «за», хотя бы ради протрезвления «ваты». Ибо с моей низкой зарплатой и балльной системой мне на возраст должно быть наплевать. Мне трудовая пенсия, начисляемая по текущей методе, вообще не светит. А после того, как стало известно об увязке с этой реформой отмены балльной системы, я тем более буду за повышение возраста - ведь без БС я хотя бы приобрету некоторый шанс. О том, что доживу до 63-65 лет, я почти не сомневаюсь, т.к. хронических болезней пока нет, а все старшие родственники прожили серьёзно так больше 80 лет. И работать мне всё равно придётся. Как видите, я поступаю в соответствии с реальными интересами. Себя и класса - массового малообеспеченного пролетариата. (Меня удручает, что абсолютное большинство бедных до сих пор не понимает, что от БС они теряют несравнимо больше, чем от повышения возраста). Если же президент «вступится за простой народ» и отменит (либо смягчит) эту реформу, то балльная система наверняка останется, я проиграю, а бедняки возблагодарят Добрейшего и про БС опять забудут. А кто же выиграет? Правильно, тоже пролетариат, только более обеспеченный.

Итак, оказывается, что в этой странной ситуации как бы два разных пролетариата - богатый и бедный - поставлены перед выбором предать коллег и выиграть сомнительный приз. В одном случае это нищенская пенсия бедняков за счёт трудовой аристократии, в другом - никак не гарантированная врéменная отсрочка более обеспеченным за счёт лишения бедных трудяг даже чисто формальной страховой пенсии. Компромиссное же решение невыгодно обеим сторонам. Это напоминает классическую «дилемму заключённого» из теории игр. Поступающий рационально игрок в такой ситуации всегда должен выбирать предательство. Таким образом, с точки зрения теории игр, ставшей настоящим фундаментом современной праволиберальной экономики, я поступлю правильно, именно поддержав повышение пенсионного возраста. Но в то же время я прекрасно понимаю, что лучшее решение в такой ситуации в реальном мире - вообще не играть в заведомо проигрышные азартные игры с капиталистическими шулерами и, объединившись, победить, наконец, всех тех мерзких подонков, которые ставят нас перед столь бесчеловечным выбором.

капитализм, пенсионная реформа, пенсии, политика

Previous post Next post
Up