В Новосибирске накануне Дня Победы в Кировском районе были высажена аллея из 70 елей и установлен
закладной камень памятника труженикам тыла. А на другом берегу, в Дзержинском районе, в небольшом скверике напротив входа в 178 школу был открыт скромный памятник труженикам тыла. На ящике у токарного станка стоит мальчик, а рядом женщина - его наставница. Тысячи таких подростков и их наставников трудились на заводах эвакуированных в Новосибирск, превратившегося в годы войны в
кузницу Победы. Организаторы митинга, посвященного открытию трогательного памятника, решили, по-видимому, что ветеранам уже нечего сказать, поэтому было поручено прочесть речь и стихи молодому человеку с зычным голосом. Главное преимущество этой процедуры была ее краткость. В своей речи, посвященной труженикам тыла, молодой человек как-то сбивался на тружеников тыла, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Он не понимал, что в тылу жизнь была тоже очень тяжелой, а иногда и не менее опасной, чем на фронте. Главное же все-таки в том, что школьники будут каждый день видеть этот памятник, а некоторые задумаются о судьбе своих сверстников во время войны.
Я постараюсь вспомнить о некоторых ветеранах тыла.
В Институте теоретической и прикладной механики СО АН СССР долгие годы заведовала складом приборов замечательная женщина, добросовестная, внимательная Юлия Ивановна Рахматуллина. Каждый раз к 9 мая она с обидой вспоминала, что подвиг работников тыла в России никак не отмечается. Во время войны она работала линейным монтером, и ее посылали в степь на ремонт обрывов. Со слезами на глазах она через десятки лет не могла забыть, как 17-летней девчонкой она на когтях лазила на столбы, но каждый раз больше всего боялась встречи с волками - оружия у нее не быдо, да и ей оно бы не помогло.
Мама моя Евдокия Дмитриевна Ермолаева со своими сестрами-студентками Кирой и Раисой во время войны регулярно сдавали кровь. Неизвестно, скольким раненным бойцам эта донорская кровь спасли жизнь Но уже школьником я помню, как страдала мама от малокровия.
9 мая Анна Ивановна Степанова, приглашенная на трибуну военного парада в Новосибирске, вспоминала, что в 11 лет в 1941 году они с подругами по несколько дней впроголодь собирали в уральском лесу ягоды для фронта, а во второй половине войны их посылали на лесоповал.
Одна категория тружеников тыла оказалась забыта. В нечеловеческих условиях они валили лес, добывали уголь и золото, а после государство, даже не извинившись, сообщило им, что они вмести с тысячами расстрелянных, погибших от голода и болезней были осуждены незаконно. Об их трудовом вкладе в Победу никто не вспоминает. Зато их охранникам присвоен статус ветеранов Отечественной войны .Кстати, за годы войны ГУЛАГ - лагеря, тюрьмы и ссылка дали фронту
более одного миллиона бойцов и командиров.
Александр Рудницкий