Часть 1
Московским манкуртам пришла светлая идея - заложить новый парламентский центр на месте бывшей даче железного наркома Генриха Ягоды - объекта НКВД «Коммунарка». Там в конце 30-х годов были захоронены в траншеях около 14 тысяч расстрелянных. В число вполне заслуженно попали и исполнители этого преступления. «
Похоже, нами правят нелюди»,- сказал по поводу этих каннибальских планов Леонид Трус - почетный председатель новосибирского «Мемориала». И на этот вывод нельзя изменить, даже если эти нелюди передумают. Нормальным людям такая подлая мысль в голову не придет. Правда, Валентине Матвиенко удалось из переплюнуть, когда она
санкционировала организацию свалки для бытовых отходов на месте сплошь уложенном солдатским костями у Синявенских высот .
Но вернемся к нашим нелюдям, которые систематически изводят культуру в Новосибирске.
В середине 2009 г. известный Центр по борьбе с экстремизмом при Управлении МВД по НСО, покончив с организованной преступностью, решил заняться искоренением "неправильной" культуры среди творческой молодежи. Клипы и монстрации Артема Лоскутова вызывали у них обостренную неприязнь. Это позволито им обнаружить в багажнике своего автомобиля пакетик с 11 г. марихуаны - наркотик в крупном размере. (Обзор доводов обвинения с фамилиями героев операции приведен в блоге «
Долой полицейский произвол! Свободу Артему Лоскутову!»). Экспертизой было установлено, что наркотиков Лоскутов не употребляет и что на пакетике нет его отпечатков пальцев. Но судья Дзержинского районного суда г. Новосибирска Елена Девятайкина и в отсутствие доказательств вины обвиняемого приговорила Лоскутова к штрафу и ославила Новосибирск на всю страну и за ее пределами. Если главной заботой Центра «Э», обязанного искоренять экстремизм, а не бороться с наркотиками и за чистоту искусства, были пиар творчества Лоскутова и формирование еще у одного известного художника негативного отношения к власти, то его сотрудники вполне этого добились.
С мая 2004 г. главным дирижером Новосибирского государственного академического театра оперы и балета стал гениальный
[1] дирижер и обаятельный молодой человек, презирающий халтуру, Теодор Курентзис. За шесть лет благодаря его увлеченной деятельности Новосибирск превратился в мировой центр оперной и симфонической музыки. В 2004 г. на базе оргкестра НГАТОиБ он создал камерный оркестр Musica Aeterna Ensemble и камерный хор New Siberian Singers. Для участия в операх и концертах, которыми дирижировал Курентзис, стали приезжать выдающиеся исполнители. С 2006 г. новосибирцев радует своим искусством
Вероника Джиоева. Оркестр и театр под его руководством выезжал гастроли в Москву и в зарубежные страны. НГАТОиБ получил «Золотую маску» в 2005 г. за оперу Верди «Аида» и в 2007 г. за оперу Сергея Прокофьева «Золушка». В обоих случаях жюри особо отметило вклад дирижера. Триумфом можно считать совместную постановку Парижской Национальной оперы и НГАТОиБ оперы Верди «Дон Карлос», премьера которой с успехом прошла в 2009 г. в Париже
[2].
Сам он так объяснял
выбор Новосибирска:.«В Новосибирске огромные наивные пространства. Там творчески дышать легче, чем в Москве. Но главное - там люди другие. Они проще, добрее. С большим воодушевлением берутся за любое новаторств»
[3]. В западной (и в московской!) системе организации работы театров его не устраивает чрезвычайная занятость выдающихся артистов, не позволяющая им уделять необходимого иногда достаточно времени репитициям. Поэтому часто Курентзис предпочитает работать с молодыми артистами - они ему платят искренней любовью.
В 2010 г. в Новосибирской области администрация была преобразована в правительство и к власти пришел губернатор Василий Юрченко. Еще 2009 г. в
предновогоднем интервью Курентзис «вовсе был готов почувствовать себя счастливым с легким оттенком древнерусской, точнее, сибирской, а еще точнее, новосибирской тоски». Он планировал по новому организовать работу театра, приглашать знаменитых исполнителей, организовать симфонические концерты на воздухе, как это делается уже много лет в Австрии, Германии и Швейцарии. Его
интервью "Новой газете" еще 28 апреля 2010 г. было названо: "Теодор Курензис: у нас в Сибири - намоленное пространство единомышленников". Как же надо было плюнуть артисту в душу, чтобы в декабре он уволился и стал художественным рукодителем Пермского государственного театра оперы и балета им. П.И. Чайковского? Оказалось, что Правительству НСО его инновации не нужны, так как НГАТОиБ финансируется из федерального бюджета. Оно сосредоточилось в это время на финансирование самодеятельности на форуме «Интерра», по-видимому, более отвечающей вкусам и образованию губернатора и его единомышленники.
Как-то, философствуя, Курентзис сказал: «Ты на этом свете - такая очень маленькая точечка». Но цену себе маэстро знает, а главное, он почувствовал, что дышать в Новосибирске стало тяжело. Руководство НГАТОиБ вполне осозновало масштаб потери и пыталось предложить какие-то компромиссные варианты. Не сомневаюсь, что губернатор Юрченко не нашел возможности встретится с главным дирижером столичного оперного театра. В результате, после подписания им контракт с пермским оперным театром, Новосибирск потерял 80 музыкантов - его единомышленников из организованных им оркестра и хора.
Подробнее с фантастическим перечнем успехов маэстро каждый может ознакомиться в
Википедии или на сайте
ПТОиБ им. П.И. Чайковского.
А получать «Золотую маску» у Курентиса, похоже, превратилось в привычку.
В 2011 г. он получил ее за исполнение в Большом театре оперы Альбана Берга «Воццек». Губернатор Олег Чиркунов поставил перед руководством ПГТОиБ ИМ П.И. Чайковского амбициозную задачу - к 2016 г. превратить Пермь в культурную столицу Европы. Нет сомнения, что вместе Курентзисом они с этой задачей справятся. Пожелаем им успехов! Новосибирцы всегда с благодарностью и гордостью будут вспоминать все, что успел сделать маэстро в нашем городе! Но они остались у разбитого корыта: вместо Теодора Курензиса мы имеем Правительство НСО во главе с губернатором Василием Юрченко, которые даже не в состоянии понять, что все они, вместе взятые, не стоят гениального дирижера. Судя по его деятельности в сфере культуры, наш губернатор поставил противоположную задачу истребить в культуре все "неоднозначные явления". В этой пустыне со своими единомышленниками ему будет все понятно и вполне комфортно.
Заканчивая эту часть заметим, что губернатор не обязан (и даже не может!) обладать специальными познаниями в музыке, живописи, кино… Не обязан он даже увлекаться каким-то видом искусства. Но культурный уровень крупного администратора, а тем более возглавляющего Новосибирскую область, должен позволять ему точно осознавать уровень своей некомпетентности и уметь принимать решения на основании консультаций с заслуживающих доверия профессионалами, а не пользуясь сплетнями о неоднозначных мнениях завистников или советов ретроградов, не имеющих отношения к искусству.
Александр Рудницкий.
[1] Ссылаюсь на оценку его учителя -
выдающегося педагога Ильи Мусина, у которого учился и Арнольд Кац. Он считал, что среди его замечательных учеников было два чрезвычайно талантливых дирижера - Валерий Гергиев и Юрий Темирканов, но только один гениальный - Теодор Курентзис.
Некоторые специалисты а Правительстве НСО наивно ссылаются на неоднозначные оценки творчества Курентзиса его коллегами. Но музыкант, являющийся постоянным приглашенным дирижером Государственного академического Большого театра России, чей абонемент «Дирижирует Теодор Курентзис» с бешенным успехом распространялся Московской филармонией и позволяющий себе отказаться от приглашения в Ла-Скалу, обязан иметь своих сальери. Так устроено искусство!
Но я никогда не забуду с каким благоговением рассказывал о работе под руководством Курентзиса артист хора НАГТОиБ покойный уже Алексей Донченко, окончивший ФМШ и физфак НГУ. «Как нам повезло, что у нас появился такой режиссер!»- как-то не сдержался он после концерта маэстро.
[2] Это был подарок новосибирцам от Бога, но мы его не заслужили, и губернатор Юрченко это доказал.
[3] Курентзис - не первый, кто высоко оценил русский характер. Отец Джорджа Сороса, побывав в России в качестве военнопленного во время Первой мировой войны, всю жизнь потом тепло вспоминал русских.