Отчёт о результатах круглого стола

Mar 28, 2012 01:27


27 марта в помещении Фонда маршала Александра Ивановича Покрышкина состоялся круглый стол "Об увековечивании памяти жерты террора в Новосибирске и о национальном примирении".

Всего в круглом столе  приняли участие 27 человек: члены общественных организаций,  преподаватели вузов, представители Новосибирской епархии РПЦ, евангелической лютеранской церкви, руководители музеев, жители Новосирска и журналисты. В качестве наблюдателей на круглом столе присутствовали представители собственника здания, Правительства НСО, Мэрии г. Новосибирска.

Оргкомитет круглого стола благодарит Правительство НСО за содействие в представлении места для поведения встречи и за помощь в размножении раздаточных материалов, а также Фонд маршала А.И. Покрышкина за предоставленное помещение.

Благодарю Алексея Мананникова и Александра Окольского за содействие в организации круглого стола.

Вечером телезрителям были представлены репортажи о состоявшейся встрече  в новостных программых новосибирских телекомпаний СТС  и 49-канал.

Ниже приведены текст рекомендаций круглого стола, дополнительной справки оргкомитета по результатам обсуждений, ссылки на телерепортажи и комментарии  к репортажам.


РЕКОМЕНДАЦИИ
круглого стола 27 марта 2012 г.

27 марта 2012 года                                                                                                            г. Новосибирск

Заслушав и обсудив сообщения и предоставленные оргкомитетом материалы участники круглого стола считают, что снос здания бывшей Новосибирской следственно-пересыльной тюрьмы №1 недопустим. Это здание является одним из немногих оставшихся материальных свидетельств трагедии нашего народа, и поэтому снос его будет надругательством над памятью о жертвах террора и оскорблением чувств живущих в Новосибирске их родственников и близких.

Предложения по установлению памятного знака или мемориальной доски на месте этого здания представляются участникам круглого стола не соответствующими масштабу трагедии - сотни тысяч невиновных людей прошли через пытки и издевательства тюрьме, а более 50 тысяч ее узников были приговорены к расстрелу (точные цифры не известны).

Часть участников круглого стола, признавая, что претензии к эстетическому облику этого здания имеют основания, участники круглого стола поддерживают идею объявления конкурса (российского или международного)  по созданию архитектурного памятника  жертвам террора, центральным элементом которого станет это здание. Другие считают, что здание само по себе имеет историческую и архитектурную ценность и должно быть сохранено и отреставрировано.

В обоих вариантах целесообразно в этом здании организовать музейный комплекс и исследовательский центр документации. Причем масштаб этих учреждений должен соответствовать центральной роли Новосибирска в  Сибири.

Участники круглого стола:
  • просят Правительство Новосибирской области начать процедуру присвоения зданию тюрьмы статуса объекта культурного наследия, а территории Нарымского сквера его охранной зоны; 
  • считают необходимым затребовать от руководства областных управлений ФСБ и МВД предоставления официальной информацию, проводились ли захоронения приговоренных к высшей мере наказания и раненых, скончавшихся в госпиталях, на территории Нарымского сквера;
  • рекомендуют Правительству Новосибирской области для координации работы с общественными организациями создать Новосибирский областной совет по увековечиванию памяти жертв тоталитарного режима и национальному примирению и организовать при Правительстве Новосибирской области рабочую группу историков и архивистов с участием представителей МВД и ФСБ на постоянной основе с финансированием ее деятельности из средств бюджета области для регулярного издания "Книги памяти о жертвах политических репрессий в Новосибирской области".
  • просят "Клуб Александра Галича" оказать содействие в организации виртуального музея Новосибирской следственно-пересыльной тюрьмы №1.


Председатель оргкомитета             А.Л.Рудницкий

СПРАВКА
  1. При подготовке круглого стола было собрано 765 подписей  граждан(из них 146 граждан г.Бердска), поддержавших требование о присвоении зданию тюрьмы статуса объекта культурного наследия и Нарымскому скверу статуса охранной зоны при нем.
  2. В электронной информационной системе «Демократор» коллективное обращение граждан к губернатору В.А. Юрченко о сохранении здания тюрьмы и организации в нем Музея тюремной системы и жертв террора подписали 68 пользователей, а обращение по поводу присвоения Нарымскому скверу статуса охранной зоны объекта культурного наследия - 45 пользователей.
  3. Исторического значения здания бывшей следственно-пересыльной тюрьмы никто из заинтересованных лиц не отрицает, в том числе, ни власти, ни его владельцы.
  4. При подготовке круглого стола выяснилось, что директор Новосибирского государственного краеведческого музея А.В. Шаповалов в 2011 г. обращался в Мэрию с просьбой передать здание тюрьмы краеведческому музею для создания соответствующей экспозиций. Ему было отказано из-за отсутствия средств на реставрацию здания.
  5. Епархии РПЦ обращалась в Правительство НСО с просьбой предоставить епархии здания тюрьмы для организации в нем музея и церковных социальных служб. Епархии было отказано, так как здание уже выставлено на торги. Иерей Владимир Добринов заявил, что епархия готова сотрудничать с «Мемориалом» и другими общественными организациями в деле сохранения здания как памятника культуры и организации в нем музея.  
  6. Статус объекта культурного наследия присваевается независимо от состояния этого объекта (например, Парфенон) и от формы собственности.
  7. Собственник здания может потребовать от Правительства замены на эквивалентный участок земли либо стать, если у него есть такая возможность, открыть новую эпоху, когда частный собственник объекта культурного наследия использует его в целях развития культуры родного города.   
  8. Подготовка выпусков Книги памяти жертв политических репрессий Новосибирской области не формализована и продвигается недопустимо медленно - с 2002 года издано всего два выпуска и один по крестьянству вне программы. Примером нам может служить завидная ситуация в Омске и в Красноярске.


Председатель оргкомитета             А.Л.Рудницкий

Новостные сюжеты  о пересыльной тюрьме на СТС и 49 канале





Комментарии к сюжетам о здании пересыльной тюрьмы
на СТС и на 49 КАНАЛЕ.

Исторического значения здания бывшей следственно-пересыльной тюрьмы никто из заинтересованных лиц не отрицает, в том числе, ни власти, ни его владельцы. На его судьбу значительное влияние может оказать  общественное мнение. Поэтому мы особенно благодарны за показанные в тот же вечер объективные репортажи о круглом столе журналистам Марии Гарифуллиной (СТС) и Александру Могилину (49 канал), не скрывавшим своей обеспокоенности проблемой. Тем более важно, что к этой теме они обратились по собственной инициативе.

Однако, некоторые второстепенные, но важные оценки авторов репортажей требуют уточнений.

Снос здания, в том числе и крыши, начался 10 февраля, но по просьбе общественников после их встречи с членами правительства 23 февраля и с представителями собственника 24 февраля он приостановлен. У нас нет сведений, что это обещание владельцами здания нарушается.

Как видно из рекомендаций круглого стола, считая, что снос здания недопустим, предлагают изучить два варианта - или его полную реставрацию, или использование в качестве основного элемента в составе архитектурного памятника жертвам террора.

Мария Гарифуллина утверждает, что «трудно представить, что власть или собственник приостановят снос здания тюрьмы». Но снос пока приостановлен.

Когда я обращался к кандидатам в президенты и заявлял митинг протеста на 27 февраля, я был абсолютно уверен в этом, тем более, что «КоммерсантЪ» летом 2011 г. не смог разыскать собственника - в Новосибирске девять фирм имеют одинаковое название ООО «СтройТоргСервис» и ни одна из них не подтвердила, что выиграла конкурс на покупку здания. Поэтому у меня была одна цель - публично заявить о вандализме.

Но после 24 февраля моя оценка возможности цивилизованного решения этой проблемы возросла настолько (5 - 10 %), что я решил вместе с коллегами посвятить месяц организации круглого стола.

После круглого стола мой оптимизм резко вырос на порядок. Тем более, что у нас появился еще один влиятельный сторонник - Новосибирская епархия РПЦ.

Неточная оценка роли в круглом столе представителей собственника - Павла Савина, Правительства НСО - Виктора Зеленцова и Мэрии г. Новосибирска - Натальи Манцуровой - связана с недопониманием жанра встречи. Главная и единственная цель круглого стола - сформулировать от имени  общественности предложения по судьбе здания тюрьмы. Эти предложения будут изучены лицами, представители которых были приглашены на круглый стол в качестве наблюдателей, и только после этого могут быть приняты какие-то решения.  Говорить сегодня о будущих решениях было неуместно и даже легкомысленно.

И наконец, круглый стол - это первый шаг на сложном пути согласования интересов новосибирцев, владельцев здания и властей. На этом этапе считать, что мы находимся на разных сторонах баррикады не никаких оснований. Да и баррикады пока не видно.

Предполагать что ответ «Мемориалу» начальника управления по охране объектов культурного наследия в Новосибирской области Александра Кошелева - ответ, по мнению, участников круглого стола крайне непрофессиональный - соответствует позиции в данном вопросе Правительства НСО. Нет никаких оснований.

Ещё одно обстоятельство позволяет надеяться на успех, и я об этом говорил на круглом столе. Сегодняшние владельцы здания и примыкающей территории - наши земляки. Это не московские варяги, готовые ради барыша без каких-либо моральных колебаний застроить последний зеленый уголок в Железнодорожном районе - Нарымский сквер, и не финансовые пираты, решившие с помощью предательства в рядах Президиума СО РАН, искалечить достояние мировой культуры - новосибирский Академгородок, превратив его толи в спальный район, толи в жалкое подобие Лас-Вегаса.  Наоборот, они строили свой бизнес в Новосибирске и многим хорошо известны в Академгородке задолго до того как вообще занялись бизнесом.  Кроме того на первой встрече с ними 24 февраля выяснилось, что и из четырех ее участников, у троих - близкие пострадали от репрессий.

Так что имеются глубокие основания для взаимопонимания.

.Александр Рудницкий,
28 марта 2012 г.
Previous post Next post
Up