ЧТО НАМ СТОИТ ГРАД ПОСТРОИТЬ…

Feb 27, 2007 15:28

Несколько недель назад мы рассказывали вам о том, какие существуют снежные и ледяные отели в разных странах мира. Последние "вести с полей" доказывают, что наша страна ничем не хуже. "Да ну, - возразите вы. - Какие в нашей стране отели из снега, где их кто видел?" Так и есть, никто их не возводил и никто в них не останавливался и даже в глаза не видел. Но ведь никогда не поздно попробовать.

Идея построить из снега нечто большее, чем пара снеговиков и снежная крепость, возникла у нескольких занимающихся активным отдыхом ребят еще год назад. Они изучали литературу, искали единомышленников, но в тот год полевые работы так и не начались. А в нынешнем сезоне сами знаете, какая у нас зима. Но все же погода устоялась, отрицательная температура держится, и в начале февраля Алексей "Альгерд" и Владимир "QTK" отправились на вершину третьей по высоте горы в стране - Маяк (она же известна как гора Шаповалы, ибо стоит у одноименной деревни недалеко от Заславля). Мороз был на уровне 18-19 градусов, в назначенную точку ребята прибыли уже в полной темноте, в 8 вечера, и тут же принялись строить снежный эскимосский домик - иглу. До этого ни один из них не занимался строительством подобных сооружений, поэтому опираться приходилось лишь на теоретические знания, почерпнутые из туристских книжек и энциклопедий, да метод проб и ошибок. К двум часам ночи домик был почти завершен, и парни устроились в нем на ночлег. Наутро они были бодры и веселы, потому что прекрасно выспались, несмотря на холод снаружи и снежные кирпичи со всех сторон. Алексей и Владимир подумали: раз у них получилось, то и у остальных тоже должно получиться, и поэтому объявили о проведении первого минского иглу-фэста "Мартышкин дом". Через неделю, на том же самом месте.

Название мероприятия родилось как-то само собой. В ту ночь, когда они занимались строительством, и что-то где-то не получалось, один из них сказал: "Мартышкин труд какой-то". Однако строительство было завершено успешно. А крылатую фразу решили использовать. Иглу для Беларуси не характерны, точно так же, как и обезьянки. Но если зверьков этих все же разводят в наших цирках и зоопарках, то что мешает вывести свой "сорт" иглу? Если людям удастся построить такой снежный домик, значит, вовсе это не мартышкин труд, а работа, направленная на успех и созидание. Так и утвердили - "Мартышкин дом", а на логотипе нарисовали забавную мордочку обезьяны, строящей снежный домик-иглу. Несмотря на то, что раскрутка фестиваля продолжалась менее недели, а погода в субботу утром соответствовала пушкинскому "Мороз и солнце, день чудесный" (-14 градусов в тени), в 10 часов из электрички выгрузилось три десятка человек, желающих принять участие в фэсте. Двигаясь маршрутом Анусино-Векшицы-Шаповалы, они в один из моментов оказались в нескольких сотнях метров южнее истока Свислочи. Вода в том месте имеет ширину в локоть, а машины переезжают ее вброд. Водичка, несмотря на сильным мороз, не целиком упрятана под лед, и нам удалось зачерпнуть пару кружек и насладиться ее чистым морозным вкусом. На снежной глади горы волонтеров иглу-строительства уже встречали организаторы. Тут же находилась засыпанная снегом гора, в которой угадывалась иглу, построенная Алексеем и Владимиром неделю тому назад. Ее тут же объявили мемориальной иглу-музеем. Поскольку стояли последние дни Масленицы, то из рюкзаков на свет явились сковороды и полуфабрикаты, и не занятые в строительстве люди принялись печь блины на костре.

А уверенные в собственных силах строители подоставали ножовки и куски фанеры и отправились выбирать место для строительства. Из этих людей тоже никто никогда не строил домиков-иглу. Вообще, из всех четырех десятков участников (они продолжали пребывать, превратив мероприятие в междугороднее и даже международное: приехали гости из Бреста, Солигорска, Полоцка, Быхова, Борисова и даже из Москвы) никто, кроме самих организаторов, в подобном строительстве уличен не был. И спросить-то почти не у кого. А без толковых рекомендаций иглу построить очень и очень сложно. Сейчас объясним технику возведения иглу в идеальных эскимосских условиях.

Эскимосы не имеют под рукой и под ногой никакого другого строительного материала, кроме снега. Снег там у них, в Гренландии и других местах крайнего Севера, совсем не такой, как у нас. Сильные морозы, близость океана, постоянные мощные ветры создают твердый наст. Причем наст этот - не тоненькая ледяная корочка, как многие думают, а толстый слой спрессованного (но не мокрого) снега. Несмотря на то, что снег этот плотный, он в несколько раз легче льда - то есть, там имеется множество воздуха. Вооруженный одним лишь острым длинным ножом, эскимос может построить снежный домик для себя и своей небольшой семьи буквально за час. Долгое время полярные путешественники не могли научиться строить иглу, и, возможно, в порыве отчаяния приписали способность их возводить так называемому "снежному таланту" эскимосов. Канадец Вильямур Стефансон первым перенял науку и описал методы постройки снежного домика только в 1914 году. Правда, сам он по своей же книжке смог построить иглу лишь несколько лет спустя. А сама книга не давала четких рекомендаций и обязательных условий, при которых домик из снежных плит не будет рушиться. Сейчас эти несколько базовых правил всем известны и помогают полярникам обрести приют в пургу где-нибудь далеко за Полярным Кругом.

Затеяв строительство домика, нужно обязательно придать ему форму полусферы. Для этого прямоугольные снежные плиты необходимо устанавливать под наклоном. Выпиливаем из наста кирпич размерами примерно 60х40х20 сантиметров (можно и больше - до 90х60х40 см, но он в таком случае будет очень тяжел и один человек с трудом подымет такой блок) и устанавливаем его на ребро верхней стороной ("корочкой" наста) внутрь окружности - жилплощади иглу. Когда первый ряд замкнулся в кольцо, пилой срезаем его так, чтобы образовалась спираль, - это позволит нам в дальнейшем выкладывать кирпичи виток за витком (не забывая наклонять блоки вовнутрь) и постепенно замкнуть свод. Плиты каждого последующего ряда устанавливаются не всей поверхностью длинного торца и даже не его ребром, а только двумя угловыми точками на концах ребра нижней стороны. Соседние плиты стыкуются друг с другом и вовсе одной точкой - у верхних граней. Наконец, чтобы домик не рухнул еще в момент строительства, необходимо намеренно оставлять щели между кирпичами - как вертикальные, так и горизонтальные. Они все будут "раскрываться" от внутренней стороны иглу к наружной, а вертикальные в придачу еще и расходиться сверху вниз. Если в точности следовать этим канонам, то каждый новый кирпич будет держаться самостоятельно, опираясь на соседние лишь тремя точками. Не беда, что домик выйдет весь со щелями - потом их очень просто затереть снегом. Главное - не делать этого еще до завершения строительства, а после не вбивать снег клиньями, а потихонечку его туда втирать. Яркое солнце на пару с морозом "спаяет" стык снаружи, а примус или несколько свечей сделают то же самое изнутри: подтаивая, снег образует корочку, которая только повышает прочность всей постройки. На иглу могут забраться несколько человек без боязни ее разрушить, а эскимосы говорят о том, что, бывает, и белый медведь на домик залазит.

Почему-то люди думают, что в таком снежном жилище будет очень холодно: мол, на улице и так мороз, а вы еще и снегом обложились - совсем холодильник какой-то. Уверяю: они неправы. Возможно, читатели будут ошарашены, узнав, что перепад температур внутри иглу и снаружи может достигать 90 градусов. Допустим, "за окном" минус пятьдесят - тогда внутри можно без проблем нагреть воздух до +40. Но ведь она же растает! - воскликните вы. Да, это логично: снег тает уже при нуле градусов, а мы вон решили жаркое лето устроить внутри снежного шатра. У внутренней поверхности свода снег кирпича имеет околонулевую температуру. Но он не тает, потому что мороз с наружи пробивает толщу снега и "держит" форму блока. А что, если комната нагревается быстрее, чем мороз остужает внутреннюю поверхность кирпича? Естественно, снежная стенка начинает подтаивать, но происходит это не моментально, а постепенно. Стена намокает и за счет этого быстрее пропускает наружный холод, тем самым компенсируя действие горелки, установленной внутри иглу. А мороз, легче, чем прежде, проникая сквозь толщу блока, укрепляет его. Получается, что иглу сама противостоит собственной гибели от перегрева. При желании внутри иглу можно даже баню устроить! Но, безусловно, такая схема действует лишь при отрицательных наружных температурах. А в нашем случае морозу было около 15 градусов, так что все рассчитывали на успешную "сдачу объектов" и комфортное проживание в иглу.

Вершина горы Маяк покрыта лесом, а склоны - одним лишь снегом, снег этот доходит почти до горизонта и создает впечатление чуть ли не бескрайней безлесной тундры. Участники фэста разделились на команды и пошли в это поле - выбирать место для строительства и для закладки карьера. Очень скоро все убедились, что белорусские реалии сильно отличаются от эскимосских. Первое, с чем столкнулись строители - неравномерная толщина снега. Оказывается, этот склон горы имеет стратегическое сельскохозяйственное назначение: его распахивают и чем-то засевают. Сейчас же под снегом мы то и дело натыкались на колдобины, провалы, горочки и канавки. Нам же снег нужен был толстый, чтоб нарезать нормальные кирпичи. А пила то и дело натыкалась на окаменевший грунт. Не всем и не с первого раза удалось отыскать нормальное место карьера. Наша команда поначалу довольствовалась не очень толстыми кирпичами, за что впоследствии и поплатилась. Вторая отличительная белорусская реалия - совсем не такой, как на севере, снег. Про наст можно и не говорить - его у нас почти не было. Приходилось разгребать толстый верхний слой пушистого снега и добираться до слежавшегося слоя. Очень выручал обычный кусок фанеры, но и его было недостаточно: твердость наста приходилось определять на ощупь, голыми пальцами. После этого вырезали кирпич и несли его к месту строительства - порой несколько десятков метров.

Уже через час после начала фэста склон был изрезан множеством проходов и пестрел квадратными и прямоугольными вырубками. Места хорошего наста тщательно оберегались, прокладка новых дорожек была запрещена, а по уже существующим впору было регулировать движение: люди с блоками туда-сюда снуют, пытаются разминуться на узком проходе и при этом не повредить чей-нибудь карьер. Уходя в поисках подходящего слоя снега все дальше и дальше, возвращаться с кирпичами приходилось потом по очень извилистой и даже ломаной траектории. Но не стоит думать, что этот так называемый хороший снег идеален для строительства иглу. Хоть блоки и выпиливались, но они были все же очень рыхлыми и непрочными, не каждый кирпич прибывал целым к месту строительства. Устанавливать их классическим эскимосским методом - на ребро - оказалось делом неблагодарным: максимум удавалось выложить два витка спирали, дальше они начинали разрушаться под собственной тяжестью.

Решение, которое могло исправить эту ситуацию, пришло к нам слишком поздно. А суть решения вот в чем: выложив один слой блоков, надо оставить его как есть и в течение минут 30-40 к нему не прикасаться. Тогда яркое солнце и мороз их укрепят, как надо, и можно будет дальше класть блоки. А пока солнце и мороз делают свое дело, надо заготовить новых кирпичей и точно так же выложить их сушиться на солнышке. Но времени у нас все же был не вагон: в пять уже темнело, а витков надобно сделать около десятка. Семь-восемь часов - минимум, на который можно рассчитывать при таком методе строительстве. Поняв, что традиционными методами в белорусских реалиях не добьешься успеха, мы законсервировали свою стройку, объявили ее памятником архитектуры XII века и с пилами наперевес отправились помогать другим участникам. Некоторые из них, не читавшие даже специальной литературы, строили как разумели. Кое у кого получалась не сводчатая конструкция, а башня типа донжон (наподобие Каменецкой вежи); кое-кто решил построить домик с прямоугольными стенами, но потом попал в тупик, когда пришлось делать крышу; а кто-то для наглядности установил палатку и возводил иглу вокруг нее - чтобы не мудрствовать лукаво с размерами.

Лучше и быстрее всех получалось построить домик у Саши и Ромы. Они - профессиональные строители из Солигорска (даже привезли с собой специальную пилу для силикатных блоков) - клали кирпичи плашмя, срезали верхнюю грань для придания ей наклона внутрь и тут же замазывали щели снегом, чтобы на солнце и морозе конструкция "схватилась" основательно. К вечеру их иглу была уже готова, а ребята оказались замурованными изнутри. Но легким движением пилы они сделали низкий лаз из жилища и выбрались наружу - посмотреть, как их постройка выглядит со стороны. За такие успехи в строительстве, а заодно и восхваляя родной город этих "каменщиков", всю нашу площадку, весь снежный городок единодушно назвали Иглугорском. Организаторы фэста также работали успешно и возвели свой домик - он более других был похож не на конус, а на правильную полусферу.

В целом, из восьми затеянных построек правильно завершить удалось три, еще у двух свод был перекрыт не снежными плитами, а фанерой и тентом. После праздничного ужина с блинами и квасом строители приняли на себя роль приемной комиссии, взяли спальные мешки и отправились на живые испытания домиков - на ночлег. Утром, довольные и отоспавшиеся, они вылезли со словами "Уфф, как же там жарко внутри!" и отправились купаться в снегу. Первый Иглу-Фэст закончился, чтобы через год снова собрать снежных строителей-любителей и доказать, что возведение иглу - дело выполнимое и, вопреки названию мероприятия, мартышкиным трудом не являющееся.

Фото здесь: https://my.mail.ru/mail/alexleatch/photo/Igloo-Fest

Другие отчеты:
http://valatcuga-by.livejournal.com/831.html
http://shpuntyk.livejournal.com/8300.html
http://sheider.livejournal.com/6306.html
http://pashunja.livejournal.com/903.html
http://yours-ruth.livejournal.com/37121.html?thread=157953#t157953
http://forum.poehali.net/index.php?board=8;action=display;threadid=6920
Previous post Next post
Up