Порой бывает очень интересно проследить историю не какого-нибудь древнего города, богатого монастыря, знатной фамилии или мощного замка, а вроде бы ничем не примечательной деревни. И вдруг оказывается, что деревня не такая уж тихая и незаметная. Названия таких поселений бывают связаны с громкими историческими событиями, могущественными личностями и загадочными тайнами. Про польскую деревушку Танненберг почти никто из наших соотечественников и не знает, а ведь на поле между ней и соседним Грюнвальдом разыгралась известная битва. Деревня Радомля в Дрибинском районе Могилёвщины - совсем небольшое поселение, а ведь когда-то это была "столица" племени радимичей. Деревня Миловиды на "Екатерининском тракте" (трасса Р43 "Звенчатка-Кричев-Бобруйск-Ивацевичи") отметилась сражением во время восстания К.Калиновского. Деревню Бабиновичи (теперь Лиозненский район) посещал поэт А.С.Пушкин. А поле между деревнями Шо и Ивесь в Глубокском районе, оказывается, и вовсе географический центр Европы! Едва ли не каждая деревня на нашей земле беларусской имеет свою интересную историю. У кого-то история погромче да поинтересней, у кого-то - скромнее. А вот деревня Рабунь, что в Вилейском районе, известна тем, что однажды... переехала. Давайте-ка съездим туда и разберёмся, что к чему.
Деревня Рабунь стоит на северном берегу Вилейского водохранилища, что и обусловливает большой поток туристов, приезжающих туда на отдых: в паре километров на запад от деревни есть уютный песчаный пляж с пологим берегом и красивый сосновый лес, на востоке - деревня Сосенка, где проходят ежегодные чемпионаты по рыбной ловле, а также известный реабилитационно-оздоровительный центр "Надежда-XXI век".
Поселение начинается с названия. Название "Рабунь" происходит от... Собственно, нету однозначной версии значения этого слова. Есть несколько легенд. Согласно одной из них, в середине 18 века в этих местах находился женский монастырь "Мнишек". Обитель была богатая, некоторые монашки даже держали прислужниц, которые назывались "рабынями". Вся земля (72 гектара) находилась в распоряжении верховного монаха, который заставлял обрабатывать её крепостных крестьян. Кроме того, поп за отправление обрядов вынуждал отрабатывать по 10 дней барщины и приносить пожертвования. Вечно так продолжаться не могло, и вскоре вспыхнул бунт. Большинство служителей культа убежало в Вильно, а на отвоёванных монастырских землях поселились те самые парабки и "рабыни", что избавились от гнёта. Отсюда и пошло название - Рабунь. Сначала жители деревни назывались "рабовники", а потом уже "рабунцы". Согласно другой легенде, во время крепостного права тут была вольная деревня, никому не принадлежавшая. И прислали сюда трёх монашек, которым поручили управлять деревней. Монашки поселились в монастыре, который был построен ещё задолго до их прибытия (сейчас на этом месте дом рабунца Ивана Хромца). Монашки ввели строгие повинности, заставляли родителей работать за себя и за несовершеннолетних детей. А когда в 1861 году крепостное право отменили и монашек отозвали в Вильно (этим обстоятельством две легенды похожи), остались "рабы" - 42 хозяйства. Та часть деревни, которая сейчас называется "Лобаново", получила своё название от лобанов - сильных, выносливых, настойчивых людей.
Предания пытаются связать возникновение деревни с монашками и крепостным правом, с 18-19 столетиями. Однако архивные данные, собранные деревенским учителем Петром Дорофеевичем, доказывают, что поселение здесь существовало намного раньше. Давайте обратимся к фактам.
1552г.: имение Рябынское - собственность князя Стефана Андреевича Збарожского.
1558г.: имением Рабунь владеет всё тот же князь Стефан Андреевич Канибал Збарожский, воевода Витебский.
1567г.: в переписи войска упоминается имение Рабунь - собственность князя Ст.А.Збарожского, на этот раз воеводы Трокского.
1579г.: имение Рабунь - собственность Настасьи Михайловны, княжны Мстиславской, Стефановой Корибутовича Збарожской. Она купила имение у своего пасынка, князя Петра Стефановича Збарожского.
1616г.: имение Рабунь - собственность виленского женского бернардинского монастыря Св. Михаила.
1765г.: женскому бернардинскому монастырю принадлежит имение Рабунь (51 двор,299 жителей) и окрестные деревни.
1794г.: Рабунь - имение князя Франтишка Сапеги, генерала артиллерии ВКЛ.
1798г.: в Рабунской униатской калебании - 21 крестьянская душа (12 муж. и 9 жен.).
1800г.: имение принадлежит князю Александру Сапеге, канцлеру; в селе Рабунь насчитывается 41 двор и 307 человек.
1841г.: село перешло во владение царской казны.
1846, 1857 гг.: имение казённое, старейшина сельской громады - Юрий Силиванович.
1886г.: Рабунь -центр волости. 51 двор, 542 жителя. Церковь, каплица, волостная управа, народное училище, водяная мельница, питейный дом.
Как видно, и эти исторические цифры не проливают свет на происхождение названия. А в топонимическом словаре В.А.Жучкевича на этот счёт говорится так: "В основе, вероятно, беларусское слово со значением "насилие", "грабёж". Обстоятельства возникновения названия неизвестны".
Видимо, народная молва не зря такое пристальное внимание уделяет монашкам: стоит признать, религия сыграла большую роль в жизни деревни. Ещё в 1646 году работники Виленского Свято-михайловского бернардинского монастыря (настоятельницей которого была Ефросиния Сапега) построили в имении Рабунь деревянную униатскую Свято-Успенскую церковь. Парафию рабунской церкви составляли жители самого имения и крестьяне окрестных деревень Слобода, Холопы, Коченки, Нестёрки, Кловси, Нивки, Выголовичи, Углы, Цинцевичи, Баровца. И монастырь здесь впоследствии был. Но, как неоднократно было на нашей земле, российские государи насильно переводили наших людей в православную веру. Это вызывало сопротивления, беспорядки. Так произошло и в Рабуни, и тогда власти разрушили монастырь. Крестьяне построили униатскую церковь, но и её быстро сровняли с землёй, а на погосте - прицерковном кладбище - построили деревянную каплицу. Поп видел, что дерево, из которого она возведена, очень качественное, и вскоре построил себе из него сарай (позже его приспособили под школьные мастерские). А ещё через несколько лет - в 1862-ом - на средства казны возвели Свято-Успенскую церковь. Она выполнена в ретроспективно-русском стиле (притвор, молитвенный зал, пятигранная апсида), но с присущей беларусским культовым зданиям особенностью: стены выложены из бутового камня. Строили здесь же, на старом кладбище, а цемент замешивали на молоке и куриных яйцах - чтоб держался крепче. Молоко по очереди приносили жители прихода. Первоначально крыша у церкви была деревянная, с отдушинами, а потом её стали покрывать металлом. Многочисленные предания, так часто повествующие о глубоких подземных ходах из церквей в замки и пещеры, к рабунской школе не подходят: нет не то что подземного хода, но даже и обычного подвала. Не предусмотрено конструкцией. Печи тоже нету, поэтому зимой здесь холодновато, а кроме того, от холодов и перепадов температуры чернеют стены. На старых фотографиях вокруг церкви можно рассмотреть каменную ограду, но впоследствии её зачем-то разобрали. Перед Первой мировой войной в Рабунскую церковь приезжал инженер - разрабатывать проект увеличения здания: количество прихожан увеличивалось, и маленькая церковь не могла вместить всех желающих. Даже несмотря на то, что в соседней деревне - Косуте - в 1868 году была построена ещё одна церковь (по типу рабунской, только с пристроенной шатровой колокольней). Однако по каким-то причинам расширение пространства так и не произошло. Во время второй мировой церковь продолжала исполнять свою функцию, и стойла для лошадей, как это бывало в некоторых местах, не устроили. Протоиерей Владимир самоотверженно помогал партизанам, за что его всё-таки схватили гитлеровцы и расстреляли вместе с дочерью. В пятидесятых церковь решили прикрыть. Председателя сельсовета, который был воинствующмим атеистом, возмущало: в дни религиозных празднеств дети на переменках убегали из школы к родителям - в церковь. Однако прихожане так просто отдавать храм не собирались. Когда в 1960 году стало ясно, что при первой же возможности церковь растащат по камушку, люди собрались всей громадой и заперлись в церкви. И только через месяц, когда они были заняты скотом и притупили бдительность, на грузовиках привезли полный состав СПТУ, и студенты разобрали утварь и вывезли её в косутскую церковь. А рабунский храм закрыли. Сначала там был школьный спортзал, после - склад муки. Возле самой церкви устроили волейбольную площадку. Помню, когда я был маленьким, дядя брал меня с собой, и пока они с товарищами играли в мяч, мы с ребятами подтягивались на подоконник и заглядывали внутрь церкви - там стояли мешки. Когда в 1990-м году церковь снова открыли для верующих, из здания вывезли несколько грузовиков мусора. Утварь была растащена (шкаф-библиотеку восстановили буквально из щепок), пол прогнил, прочие конструкции обветшали. Другие церковные постройки тоже лишились своего предназначения. Так, деревянный дом священника, построенный ещё в 1908 году, советская власть отобрала сразу после войны и вскоре сделала там школу. Соседнее однотипное здание - дом псаломщиков - после закрытия церкви превратили в общежитие для молодых учительниц.
Когда началась Первая Мировая война (на Беларуси её называли "империалистической"), немцы заняли деревни Кловси, Слипки, Осташково, а русские сосредоточились вдоль Вилии - у деревень Пахомово и Рыбчино. А Рабунь оказалась как раз на линии фронта. Люди поразбегались в болота, к деревням Будище и Вязынь (тутошняя земля вообще не слишком урожайная - много осоки да кустов) и там пережидали лихолетье. Бои продолжались две недели, деревня трижды горела, в результате чего целыми остались только пара домов. Двадцатого февраля немцы всё же захватили Рабунь. А после того, как кайзеровцев прогнали, не из чего было смолоть муку, не было даже где это сделать, поэтому хлеб привозили из Долгиново и Молодечно. Ушли немцы - пришли поляки (по одним данным, власть Ю.Пилсудского тут установилась 14.10.1919г., по другим - 10.07.1920-го). Лучшую землю захватили паны, а крестьянам остались так называемые шнуры - обрезки неурожайной почвы. Медицинское обслуживание стало почти недоступным: осмотр доктора стоил 2-4 злотых, один день нахождения в больнице (в Куренце) - тоже 4 злотых. Когда заболела жительница Рабуни Марыля Край, всей роднёй собирали 45 злотых доктору за лечение и ещё дополнительно оплачивали лекарства. В 1934 году жителей и вовсе выселили из деревни - расселили их по отдалённым хуторам. Односельчане теперь редко встречались друг с другом, жить поодиночке стало тяжелее; молодёжь уезжала на заработки в Латвию. В 1939 году с радостью встречали Красную Армию и Советскую власть. Напротив того места, где сейчас магазин, возвели ворота - этакую триумфальную арку, украсили её цветами и веточками. А красный флаг сделали из юбки Пелагеи Анасович. На торжественном собрании по случаю провозглашения Советов выступали Янка Купала и Максим Танк; там же выдвинули депутатов в Москву.
Во время великой Отечественной гитлеровцам не давал спокойно спать размещённый в рабунских лесах партизанский отряд "Железняк"; роль связных исполняли Вера Михайловна Супранович и Иван Степанович Рапанович. Однажды немцы словили 12 человек и повели в лес на расстрел. Четверых убили, а остальным каким-то чудом удалось бежать и вскоре примкнуть к партизанам. Многие тогда ушли в солдаты. Из них 20 погибло, полтора десятка попали в фашистские концлагеря. Нашлись и предатели: Семён, Николай и Фёдор Анасовичи (такую фамилию в деревне носили, пожалуй, половина жителей).
В прошлом году Рабунь отмечала 50 лет с даты первого выпуска средней школы. На церемонии присутствовал Генеральный Прокурор Беларуси Пётр Миклашевич: он жил в соседней деревне и каждый день ходил несколько километров в рабунскую школу. А ведёт свою историю школьное образование в Рабуни с 19 столетия. По некоторым данным, ещё в 1800 году здесь была народная школа, в которой занимались только мальчики. Из источников 1855 года известно о народном училище, где за счёт казны (она выделяла 200 рублей ежегодно) ученики посещали занятия бесплатно. Официально задокументировано и более позднее наличие в Рабуни школы - в 1881 году. Тогда это было двуклассное церковно-приходское училище, которое находилось в деревянном здании размером 8х10 метров. Учитель был один, программа обучения длилась четыре года, но большинство ребят оставляли школу после одного-двух лет занятий: надо было помогать по хозяйству. В 1890 году обучались 36 мальчиков и 3 девочки, в 1896-ом - 41 и 11 соответственно, а в революционном 1905-м году - 83 мальчика и 26 девочек. В военное время и немного после - с 1915 по 1921 годы - школа не работала. В 1939 году обучение велось на польском языке, а постоянного помещения не было - снимали комнаты в разных домах. В 1941 году ребят учили по беларусским книгам на латинке. Ну а первый выпуск средней школы (которая тогда помещалась в бывшем доме священника) состоялся в 1955 году. В 1970-м году в той части деревни (если говорить по-столичному, то в микрорайоне), которая называется "посёлок", открыли новую двухэтажную кирпичную школу. Комсомольская организация (она образовалась в школе вскоре после войны) принимала активное участие в строительстве автодорог Вилейка-Мядель и Вилейка-Молодечно, а в 1950 году за ударный труд была вознаграждена почётным Красным Знаменем и вписана в почётную книгу ЦК ВЛКСМ; по этому поводу сам Пётр Миронович Машеров приезжал.
Первый колхоз появился на этой земле очень поздно - только в 1948 году (имени Жданова), через год обзавелись первым трактором, а к 1959 году завершили электрификацию деревни.
Ещё совсем недавно одна из главных рабунских улиц была вымощена булыжником. История этой дороги интересна. В отдалённом имении Ободовцы жил помещик Богданович, и была у него дочь красоты неписаной. Случилось ей однажды захворать не на шутку, и отец стал возить её к доктору в Вилейку (около 30 вёрст). А дороги тогда известно какие были. И вот Богданович развернул строительство "брукаванага тракту", чтоб в любую погоду можно было проехать. Доктору помещик пообещал, что в случае успешного лечения он заплатит ему столько золота, сколько весит его дочь. К несчастью, после долгого времени врачевания красавица скончалась. А дорога на долгие времена осталась главной транспортной артерией, связывающей Вилейку с восточными окраинами уезда. После строительства водохранилища (кстати, при его расчёте использовали геодезический знак, вмурованный в стену рабунской церкви ещё при поляках) часть её оказалась под водой, часть сохранилась в виде улиц в деревнях, а часть осталась среди лесов невостребованной: построили новую асфальтовую дорогу. В связи с этим даже смешная ситуация сложилась: по более длинной, извилистой, неровной булыжниковой дороге автобус ходил быстрее, нежели по новому прямому асфальтированному шоссе! К сожалению, минувшим летом рабунский участок тракта заложили асфальтом.
А теперь - история переезда деревни. В конце шестидесятых было принято решение о строительстве Вилейского Водохранилища. Основная причина - недостаток питьевой воды в столице. Вилейско-Минская водная система должна была решить этот вопрос. Есть и другая, менее известная причина: военной части, что расположилась в деревне Шиловичи, было необходимо огромное "зеркало" для антенн радиослежения. Как бы то ни было, а проект был утверждён и вскоре началось строительство. Несколько деревень пришлось отселить (Пахомово, Сенище и др.; весной вода размывает Пахомовское кладбище, обнажая скелеты). А Рабунь заливалась водой частично, поэтому её... "подвинули". Там, где сейчас проходит дамба, был деревенский выгон, а за речкой Орпянкой (там, где в царское время размещалась волостная управа и тюрьма) были деревенские дома без улиц - хутора, одним словом. Они-то и оказались в зоне затопления. Поэтому старые хаты разбурили, а хорошие дома разобрали по брёвнышку и перевезли чуть севернее - они образовали улицу Новую. Один из жителей обустроил двор в том месте, где было древнее заброшенное кладбище, - пришлось вывозить могильные плиты. Также под водой оказалась стоянка первобытного человека - каменный век, эпоха неолита. В соседней деревне Сосенка также была обнаружена первобытная стоянка - эпохи мезолита (6-5 тыс. лет до н.э.).
И, пожалуй, одна из самых любопытных историй, связанных с водохранилищем. Незадолго до затопления на место будущего водохранилища прибыла необычная делегация - представители МИДа, КГБ и несколько граждан Франции. Выяснилось, что один из них - потомок офицера наполеоновской армии, и ему от предка досталась старая карта, на которой было обозначено место закопанного французами клада. И место это - гора между деревнями Рабунь и Сосенка. На поиски отвели сутки, но за это время так ничего и не нашли. Когда иностранцы уехали, вместо них прибыла целая рота сапёров, которая перепахала указанный холм вдоль и поперёк. И тут удача не улыбнулась копателям. А через два года, когда водохранилище заполнилось водой до нужного уровня, выяснилось, что таинственная высота вдруг оказалась островом посреди моря. Этот остров сейчас известен под названием Птичьего. На нём останавливаются рыбаки, изредка - туристы (минувшей зимой наш отряд устраивался на ночлег именно там). Остров ещё примечателен тем, что внутри него есть небольшое озерцо. Так что если есть желание - можете сами попытать счастья на острове сокровищ; найти его несложно: при езде из Минска в сторону Нарочи по трассе Р58 вы его увидите слева от моста у деревни Сосенка. А пока что сосенскому жителю удалось найти пять наполеоновских пушечных ядер диаметром около 30 сантиметров.
Вот сколько всего интересного обнаружилось про деревню Рабунь. Приезжайте сами - не пожалеете. И не бойтесь, что тутошние жители неприветливо вас встретят. Тут рады гостям. И на калитках нередко можно встретить табличку "Во дворе НЕТ злой собаки".
Добавляю исторические карты.
1864 год, "Трехверстка" (Россiя, 1,26 км в 1 см)
1868 год, карта Стрельбицкого (Россiя, 4,2 км в 1 см)
1926 год, WIG (Польша, 1 км в 1 см)
1931 год, РККА (СССР, 2 км в 1 см)
1932 год, РККА (СССР, 1 км в 1 см)
1938 год, РККА (СССР, 500 м в 1 см)
1958 год, AMS (США, 2,5 км в 1 см)
1970 год, Генштаб (СССР, 2 км в 1 см)
1987 год, Генштаб (СССР, 1 км в 1 см)