Курс «Основы построения фотографического изображения»
Всем нам приходилось видеть изображения, причем, не обязательно фотографические, которые приятны взгляду, вне зависимости от содержания.
Более того, их, как правило, можно перевернуть, отразить в зеркале, а иногда даже и обесцветить, не нарушив при этом зрительной привлекательности. Чем же обусловлена такая «устойчивость»?
О фотографиях, имеющих описанные свойства, говорят, что в них присутствует визуальная гармония, и причина её в особом расположении элементов по полю изображения, или, как говорят, гармоничной композиции.
Правила художественной композиции были разработаны ещё в античности и с тех пор ничуть не изменились. Они настолько универсальны, что зритель любого возраста, пола, расы и вероисповедания в состоянии отличить сильную композицию от слабой. Есть, правда, одно важное исключение, которое мы обсудим позже.
О НАСЛЕДИИ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ
Основным композиционным понятием является так называемое «золотое сечение», открытое в античные времена жителями древней Эллады, и его упрощенный вариант, называемый «правилом третей». Не вдаваясь в геометрические хитрости, «золотое сечение» - это метод разделения прямоугольника (помните, что квадрат - это тоже прямоугольник) двумя отрезками, показанный на рис. 1.
Особым свойством золотого сечения является то, что если стороны AB и AD прямоугольника ABCD относятся друг к другу, как 5:8 (что очень близко к размеру 35мм кадра), то отрезок CE перпендикулярен диагонали BD, а проекция из точки Е на сторону AD делит её в той же пропорции, то есть, FD : AF = 5 : 8.
Если расположить структурные элементы изображения в
получившихся треугольниках, а диагонали -вдоль разделяющих отрезков, то результат будет радовать глаз, чем бы эти треугольники не были наполнены (рис. 2).
При любых других отношениях сторон прямоугольника угол CED отличен от 90°, но гармония золотого сечения всё равно сохраняется.
Правило третей легко вывести, построив все возможные золотые сечения в прямоугольнике. Оно является полезным в практике приближением, потому что строится гораздо проще золотого сечения и, в большинстве случаев, работает не менее эффективно.
Согласно правилу третей, гармоничная композиция создается помещением структурных элементов в точки пересечения линий, разделяющих поле изображения на девять почти равных прямоугольников (Рис. 3)
О ТУННЕЛЬНОМ ЗРЕНИИ
Может показаться удивительным, сколько любительских фотографий построено совершенно идентично - главный объект точно в центре кадра, занимает он там примерно одну десятую общей площади, а всё остальное пространство заполнено мусором, не имеющим совершенно никакого отношения к сюжету (если таковой присутствует). На самом деле, ничего странного в этом нет. Объясняется это явление тем, что часть визуальной информации мозг блокирует, помогая своему владельцу сконцентрироваться на интересующем его объекте. Кстати сказать, то же самое происходит с фоновым шумом любого происхождения. Если бы не это, мы бы наверняка уплыли в страну безумия, влекомые ошеломляющим потоком зрительных образов, звуков, запахов, вкусовых оттенков и тактильных ощущений.
Но, к сожалению, то, что помогает в жизни нормальному человеку, над теми, кто предпочитает смотреть на мир через видоискатель фотоаппарата, играет злые шутки. Художник-живописец, например, рисует то, что видит, то есть, замечает.
Следовательно, фоновая информация, заботливо заблокированная его мозгом, остаётся ненарисованной, а главный объект занимает господствующее положение на холсте. У фотографов же всё по-другому. Когда они чего-то не замечают, объектив об этом не догадывается и предательски фиксирует всё, что попало в поле его зрения. Это влечет за собой две неприятности: во-первых, в кадре оказывается масса никому не нужной ерунды, в которой объект съёмки теряется, как ребенок в универмаге, а во-вторых, центр интереса оказывается точно в середине изображения, что в большинстве случаев создает статичную и, в то же время, напряженную композицию, неприятную глазу. Поэтому, строя кадр, нужно помнить о разнице восприятия живого глаза и неодушевленного объектива и стараться, при компоновке изображения, внимательно следить не только за объектом съёмки, но и за всем, что находится в пределах видоискателя.
Хорошим упражнением на фотографическое внимание будет, поймав объект в кадр, подходить к нему до тех пор, пока всё
ненужное останется за пределами видоискателя, и выбирать такой ракурс, чтобы главный объект оказался не в центре поля изображения, а в точке пересечения линий золотого сечения.
Я хотел бы подчеркнуть, что на первом этапе обучения фотографии я не рекомендовал бы пользоваться оптикой с переменным фокусным расстоянием, а снимать объективом, являющимся штатным для Вашей системы.
Напомню, что штатный объектив - это тот, фокусное расстояние которого примерно равно диагонали кадра.
Таким образом, в 35-миллиметровом мире это будет примерно 50мм (для особо въедливых - 43мм), в среднем формате 6х6см штатным будет объектив с фокусным расстоянием 80мм, а для цифровой камеры со светочувствительным сенсором APS формата - это 35мм. Фотография, сделанная штатным объективом, имеет ту особенность, что перспектива на ней очень близка к тому, как видит человеческий глаз.
КОМПОЗИЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВА
Как вы помните, объективы делятся на три категории - короткофокусные (широкоугольные), нормальные и длиннофокусные
(телеобъективы). Для каждой из них характерны определенные искажения перспективы, которые обусловлены тем, где находится так называемая точка схождения.
Что такое точка схождения, легко понять, представив себе ряд находящихся на равных расстояниях друг от друга одинаковых объектов, расположенных вдоль оптической оси. Наглядным примером будет ряд фонарных столбов, стоящих вдоль дороги, уходящей вдаль. Первый столб, находящийся рядом с вами, будет большим, второй - поменьше, третий - еще меньше, и так далее. Если через основания и верхушки столбов провести две воображаемые прямые, то они пересекутся как раз в той самой точке схождения.
Находящийся в ней столб не имеет видимых линейных размеров, иными словами, он, для зрителя, превращается в точку (рис. 4).
Широкоугольные объективы приближают точку схождения, то есть, объекты, расположенные рядом с фотоаппаратом, будут казаться преувеличенно большими, а те, что вдали - слишком маленькими. Это делает изображение динамичным, вне зависимости от сюжета (рис. 5).
Телеобъективы, напротив, удаляют точку схождения, и расстояния между объектами, находящимися на оси, непараллельной плоскости кадра (или, как говорят, в разных планах), кажутся меньше, чем они есть на самом деле.
Понимание вышеописанных свойств дает фотографу возможность строить сложные, так называемые многоплановые, изображения. Простейшей с этой точки зрения является одноплановая композиция, хорошо известная всем, у кого есть
паспорт. Но то, что является допустимым в индустрии паспортного фото, в художественной фотографии приветствуется только в том случае, если является единственно возможным методом выражения творческого замысла.
Обычно одноплановая композиция свидетельствует о неопытности фотографа. Даже если портрет композиционно прост, в нем есть, как минимум, два плана - лицо и фон, освещенный таким образом, чтобы придать изображению глубину (рис. 6)
Рассуждая о многоплановой композиции, я хотел бы пересказать близко к тексту слова Сергея Максимишина, известного фотожурналиста и талантливого фотографа. Он сказал как-то, что новичок фотографирует сюжет «Ехал Ваня на коне». Фотограф поопытнее усложняет композицию вторым планом и снимает карточку «Ехал Ваня на коне, вел собачку на ремне». А совсем уж опытный и хитрый фотограф добавляет третий план, в котором «А старушка, в это время, мыла фикус на окне».
Таким образом, прожженный фотожурналист не только создает сложное изображение, в котором основной объект каждого плана находится в композиционно важной точке, но и делает сюжет более занимательным, вводя в него конфликт (Ваня и собачка заняты одним, а старушка - совершенно другим).
Рассмотрим рис. 7. Здесь изображение построено в соответствии с вышеизложенным, только совсем наоборот.
Жених Ваня с собачкой-невестой обитают на заднем плане, а фотограф, выполняющий роль старушки, находится на переднем, где он и переживает драму своей жизни. Фотоаппарат, находящийся во втором плане, является связывающим звеном как композиционно, так и по смыслу.
Основная задача фотографа в процессе компоновке изображения - это заставить взгляд зрителя оставаться в пределах фотографии как можно дольше. Многоплановая композиция с правильным расположением элементов подходит для этого как нельзя лучше. Если объекты вкадре нанизаны, словно шашлык, на палочку, то взгляд проносится по ним со скоростью и неостановимостью бронепоезда. В результате, через несколько минут зритель уже не помнит, что было на фотографии. Расположение объектов вдоль ломаной линии, или, еще лучше, спирали, заставляет зрителя кружить взглядом по фотографии гораздо дольше.
Часть вторая: "Композиция и эмоции", "Композиция и управление вниманием"
Ираклий Шанидзе International Academy of Photographic Arts