конкурсное эссе от peppersmammy

Mar 23, 2007 12:51

Полет атланта.

И как вот в этом деревянном ящике со струнами умещается столько звука? Столько смелого бархата открытых струн, хлесткого слэпа и певучего баритона нот на самом верху грифа? Всего-то: скрипка ростом с подростка, пальцы, смычок, струны из воловьих жил… Или же бас-гитара: простой, малоприметный инструмент, но сколько в нем красок и мощи!

Импровизация на басу - это не теплый ласкающий бриз южного моря, как песня саксофона, не затейливая пляска теней на стене вечернего бара, как соло гитары, не россыпи звезд за темным стеклом, как аккорды свингующего фортепьяно. Нет, импровизация на басу - это когда почва уходит у вас из-под ног, превращаясь то в качающуюся палубу корабля, то в летящее крыло самолета. Это шутки с поверхностью, которую вы привыкли считать опорой, это заигрывание с самой основой затейливой звуковой конструкции, именуемой музыкой.

Самый неприметный и самый важный инструмент, загадочный ферзь всей музыкальной структуры: если ударные четкими штрихами размечают пространство, если гитара, вокал, саксофон, фортепьяно наполняют его волшебными мимолетными образами, то бас, как атлант, держит все это искрометное многообразие на плечах своих монотонных партий, связывая пульсацию ритма с движением соло. И вдруг этот атлант отправляется в полет: он пародирует хай-хет хлесткими ударами слэпа, он поет, подобно саксофону, легатными пассажами верхних нот, он разговаривает с гитарой и обращает ее аккорды, двигаясь по гармонии, он ведет на равных диалог с фортепьяно, обыгрывая его на виражах певучих слайдов. Он филигранно укладывает триольные пассажи точно в ритм, точно в долю, и иногда, как эквилибрист, балансирует на грани фола, дабы пощекотать нервы почтеннейшей публике. Но, глядите: фундамент исчез, а дом стоит - точно акцентируя нужные доли, басист не забывает о своей основной задаче и выполняет ее, находясь даже в самых заоблачных далях…

Но вот смолкли звуки, и все лавры достаются солистам: они были впереди, они блистали алмазными россыпями ярких пассажей перед публикой. Басист скромно зачехляет свой инструмент и незаметно уходит со сцены: он - серый кардинал царства звука, в его руках находятся нити, которые могут заставить публику плясать или остановиться, расслабленно двигаться в волнах ритма или слышать в музыке вздохи далекого океана. А низкие ноты, сливаясь с ударами бас-бочки, будут биться у слушателей прямо в груди, в районе солнечного сплетения, как второе сердце, биться неистовой птицей или мерными ударами ночного прибоя о борт пришвартовавшегося к берегу корабля. Корабля, который ненадолго причалил, перед тем, как снова отправиться в путь. Корабля, который может превращаться в летучий корабль, если этого хочет басист.

Спасибо: Жако Пасториусу, Маркусу Миллеру, Стэнли Кларку, Владимиру Волкову и многим, многим другим, а также верному деревянному другу - бас-гитаре, намотавшей мою душу на свои четыре колка.

peppersmammy ©

Правила конкурса - здесь.
Каждый пост с конкурсным текстом помечен тэгом "конкурс".

конкурс

Previous post Next post
Up